Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:33, курсовая работа
Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы.
Введение…………………………………………………………………........3
1.Понятие трудовых споров……………………………………………......5
2.Классификация трудовых споров…………………………………........6
3.Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров..........................................................................................................8
4.Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров….......11
5.Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров…….........18
Заключение……………………………………………………………….......28
Список использованной литературы……………………………............31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального
образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕРВИСА
И ЭКОНОМИКИ
Институт
региональной экономики и управления
Кафедра
государственного и муниципального
управления
Курсовая
работа по дисциплине
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
(Трудовое
право)
Тема: Понятие
и виды трудовых споров.
Выполнил студент 4 курса,
Заочной формы обучения
Специальность:08.05.04.65(
Шифр:8.04.203
Калашников
Фёдор Александрович
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие
трудовых споров………………………………………
2.Классификация
трудовых споров…………………………………..
3.Нормативные
акты и органы по рассмотрению
трудовых споров...............
4.Порядок
рассмотрения индивидуальных
5.Порядок
рассмотрения коллективных
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………….........
Введение
Защита
трудовых прав работника и коллективных
интересов работников организаций
(предприятий) приобретает все большее
значение в связи с проблемами,
накопившимися за годы реформирования
экономики. Спад производства, взаимные
неплатежи организаций, недостаточный
рост новых рабочих мест, другие
негативные факторы нестабильного
состояния экономики
Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника нередко порождают разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры - коллективные и индивидуальные.
Массовый
характер приобрело нарушение
Причины коллективных трудовых споров сосредоточены в экономической сфере. Хотя нередко нарушения такого условия коллективного договора, как своевременная выплата заработной платы работникам, были связаны с недобросовестными действиями отдельных руководителей.
Причинами индивидуальных трудовых споров чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые работодателем, выступающим от его имени руководителем (администрацией). Эти неправомерные действия могут быть результатом невысокого уровня индивидуального правосознания в силу недостаточности правовых знаний либо пренебрежительного отношения руководителя (администрации) к соблюдению законов о труде, условий коллективного договора, иных соглашений, а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине недостаточности правовых знаний работника, его добросовестного заблуждения, в связи, с чем он оспаривает правомерные действия руководителя. Может быть и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия руководителя.
От причин, вызывающих индивидуальные трудовые споры, обычно отличают объективные факторы и обстоятельства, порождающие эти споры. Ими могут быть недостатки производства и труда конкретной организации (предприятия) либо отдельные неточности или пробелы в законодательстве о труде.
Следует
подчеркнуть, что Трудовой кодекс Российской
Федерации, вступивший в силу с 1 февраля
2002 года, значительно сузил
Согласно информации о зарегистрированных коллективных трудовых спорах по данным Госкомстата России и сведениям, поступившим из регионов, в 1995 году было зарегистрировано 15537 коллективных споров, в 1996 – 16095, в 1997 – 6972, в 1998 – 5062, в 1999 – 4604, в 2000 – 228, в 2001–36, в 2002 – 24.
Таким
образом, из приведенных данных следует,
что в результате определенной стабилизации
экономики и ослабления в связи
с этим социальной напряженности
в обществе наблюдается резкое и
устойчивое снижение количества коллективных
трудовых споров в Российской Федерации.
Между тем количество индивидуальных
трудовых споров продолжают оставаться
значительным. По данным Верховного суда
Российской Федерации, в суды общей
юрисдикции поступило дел об оплате
труда в 2001 году – 414969, в 2002 году – 505939,
в 2003 году – уже 526102.
1.Понятие трудовых
споров
Предметом
трудового права являются трудовые
и тесно с ними связанные отношения
(производные от трудовых). В процессе
регулирования этих отношений нормами
права между их субъектами могут
возникнуть разногласия. Это может
быть как спор между работником и
администрацией предприятия, учреждения,
организации, например, в связи с
наложением взыскания или увольнением,
так и разногласие между
Трудовой конфликт не всегда трансформируется в трудовой спор, а спор редко становится предметом судебного разбирательства. Как известно, это происходит лишь в тех случаях, когда "обиженный" работник (а именно ему чаще всего закон предоставляет право возбуждения трудового спора, хотя виновником конфликта может быть любая из сторон) инициирует обращение в орган по рассмотрению трудовых споров, в том числе и в суд. Но зачастую работник не хочет или боится обращаться в органы по рассмотрению трудового спора, и, следовательно, конфликт остается неразрешенным.
Таким
образом, трудовые споры - это разногласия
между субъектами трудового права
по поводу установления условий труда
или заключения трудового договора,
а также применения норм трудового
законодательства, о которых заявлено
в соответствующий
Из этого определения видно, что нельзя сводить трудовые споры только к разногласиям между отдельными работниками и предприятием, понятие трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например, между трудовым коллективом и администрацией. Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых условий труда, еще не регулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора. Наконец, трудовые споры - это не просто разногласия между сторонами, а лишь те из них, что переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа (органа, уполномоченного государством принять обязательное для сторон решение).
Возникновение на предприятиях трудовых споров объясняется, прежде всего, незнанием или неверным толкованием действующих норм трудового законодательства некоторыми представителями администрации или работниками.
Наряду
с этим, встречаются случаи, когда
трудовые споры возникают вследствие
недобросовестного отношения
2. Классификация трудовых споров
Классификация трудовых споров необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность (индивидуальный или коллективный спор, спор о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).
Классификация трудовых споров по субъектному составу и предмету
По субъектному составу и предмету все споры делятся на индивидуальные и коллективные.
Субъектами
индивидуального трудового
В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работники (их представители), а с другой - работодатель (его представители). Коллективные трудовые споры возникают по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Предметом коллективного спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников либо отдельных их категорий или профессиональных групп. Эти требования могут выдвигаться как в период принятия (заключения) коллективного договора, соглашений, так и по поводу их исполнения и применения.
Учитывая законодательство о трудовых спорах и его применение в Российской Федерации, а также, опираясь на западный опыт разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), можно сделать вывод, что в основе предмета этих споров заложены конфликты интересов.