Коллективные трудовые споры: понятие, виды, порядок разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

Согласно ст. 398 ТК РФ1 коллективный трудовой спор - это "неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях".

Файлы: 1 файл

контр.работа.docx

— 34.60 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный  университет»

Институт Непрерывного Профессионального  Образования

Отделение Права и Экономики

 

 

 

Коллективные трудовые споры: понятие, виды, порядок разрешения.

Контрольная работа

 

 

 

 

Выполнила студентка

гр. 31ЮС-202  Некрасова И.С.

                                                                        Проверил : Сапожникова Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012

 

Вариант 4

Коллективные трудовые споры: понятие, виды, порядок разрешения.

 

Согласно  ст. 398 ТК РФ1 коллективный трудовой спор - это "неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях".

Из этого  определения коллективного трудового  спора в юридической литературе выделяют два его признака: коллективный характер и особый предмет разногласий2.

Коллективный  характер проявляется в том, что  одной из сторон спора выступают  работники, связанные определенным организационным единством (члены  профсоюза, работники организации, ее филиала или представительства, иного обособленного структурного подразделения) и объединенные общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами. Коллективный трудовой спор возникает между работниками  и работодателем или работодателями, т.е. вторая сторона спора также  может быть представлена своеобразным коллективом - работодателями данной отрасли, территории и т.п.

Однако  коллективный характер одной или  обеих сторон разногласий не может  служить безусловным основанием для признания возникшего конфликта коллективным трудовым спором. Существует второй обязательный признак, характеризующий коллективный трудовой спор, - его предмет. Такой спор может возникнуть по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.

Условия труда устанавливаются законом  и нормативными правовыми актами, включая указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, акты министерств  и ведомств. Применительно к коллективным трудовым спорам имеют значение лишь те условия труда, которые установлены  или могут быть установлены работодателем.

Таким образом, коллективный трудовой спор возникает  между коллективными участниками (хотя бы одной его стороной является коллектив) и направлен на защиту тех прав работников, которые связаны  с их участием в правовом регулировании  трудовых отношений и реализации норм, установленных в порядке  коллективно-договорного регулирования 

Для того чтобы неурегулированные разногласия  между работниками и работодателями были квалифицированы коллективный трудовой спор, необходимо наличие  обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним  из них его нельзя признать коллективным. Поэтому споры по поводу применения законов и нормативных правовых актов (за исключением соглашений и  коллективных договоров), даже если они  затрагивают интересы всех работников организации могут рассматриваться в качестве коллективных3.

Все коллективные трудовые споры можно классифицировать на виды по различным основаниям: а) по характеру спора; б) по правоотношениям, из которых вытекает спор, - его уровень4.

По характеру  спора различают:

 

1) споры  работников с работодателями  или их представителями по  поводу установления или изменения  условий труда, заключения или  изменения коллективных договоров,  соглашений по вопросам труда  и быта работников. Таких коллективных  споров абсолютное большинство.  К ним относятся и споры  при коллективных переговорах  о коллективных договорах и  соглашениях. По общепринятой  международной классификации такой  спор считается спором интересов,  т.е. спором, возникшим из конфликта  интересов, когда юридических  прав ни у одной стороны  еще не возникло. Иногда подобные  споры называют экономическими, подчеркивая их неправовой характер. Спор интересов может возникнуть на любом уровне коллективно-договорного регулирования трудовых отношении: отраслевом, региональном, территориальном и др. К спорам интересов надо отнести и споры, возникающие на уровне организации об отказе работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников в ходе принятия локальных нормативных актов о труде. Примером такого рода споров может служить спор об изменении локального положения об оплате труда или утверждении правил внутреннего трудового распорядка;

2) споры  работников с работодателями (или  их представителями) по поводу  выполнения коллективных договоров  и соглашений. Это так называемые  споры права. Момент начала  таких споров - день сообщения  решения работодателя об отклонении  всех или части требований  работников или несообщение работодателем  своего решения в установленный  законом срок. Споры права могут  возникнуть лишь на уровне  организации, поскольку обязательства  по соблюдению условий как коллективного договора, так и соглашения несут конкретные работодатели, а не их представители на коллективных переговорах. По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают:

1) споры  из правоотношения коллектива  работников с работодателем (его  представителем);

 

2) споры  из правоотношения выборного  профсоюзного или иного представительного  органа работников с работодателем  (его представителем);

3) споры  из правоотношений социальных  партнеров выше уровня организации.  Таких уровней соглашений выше организации может быть пять, то и коллективных трудовых споров может быть пять видов, т. е. возникающих из правоотношений соответствующих социально-партнерских уровней: а) Российской Федерации; б) субъекта Российской Федерации; в) территории; г) отрасли; д) профессии.

Таким образом, все коллективные споры - это споры  сферы социально-партнерских отношений  на различных их уровнях. Сторонами  в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения работников и работодатели, их объединения в  лице соответствующих представителей в зависимости от уровня социально-партнерских  правоотношений: в организации, на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном, территориальном уровне.

Согласно  ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные  уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Интересы  работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы  работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении  соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют  право в соответствии со ст. 30 ТК РФ уполномочить орган первичной  профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с  работодателем.

Представителями работодателя согласно ст. 33 ТК РФ при  проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного  договора являются руководитель организации  или уполномоченные им лица в соответствии с кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами  организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также  при формировании и осуществлении  деятельности комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие  объединения работодателей. При  этом объединение работодателей - это  некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей  для представительства интересов  и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной  власти и органами местного самоуправления.

Если  в роли работодателей выступают  государственные и муниципальные  предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих  бюджетов, то их представителями могут  быть органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

Порядок разрешения коллективного трудового  спора состоит из следующих этапов:

-рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;

-рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;

-рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба - система государственных  органов, формируемых в составе  федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов  исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.

Первый  этап, т.е. рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового  спора не вправе уклоняться от участия  в примирительных процедурах. КоАП РФ5 в ст. 5.32 установил административную ответственность для представителей работодателя за уклонение от участия в примирительных процедурах.

Примирительная  комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового  спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение  работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также  дата составления протокола разногласий  в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.

Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента  издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен  по согласованию сторон, что оформляется  протоколом.

Решение примирительной комиссии оформляется  протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется  в порядке и сроки, которые  установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Посредник приглашается в течение трех рабочих  дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается  принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или  составлением протокола разногласий  в срок до семи рабочих дней со дня  приглашения посредника. В связи  с тем что в законодательстве не предусмотрено обязательности этого этапа, да и решения посредника не имеют обязательной силы, в литературе высказаны мнения, что следует исключить посредничество как один из этапов примирительной процедуры6.

Трудовой  арбитраж создается сторонами коллективного  трудового спора и Службой  по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих  дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора  примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж - это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Информация о работе Коллективные трудовые споры: понятие, виды, порядок разрешения