Ответственность за нарушение трудового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные условия в правовом регулировании социально-трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах.

Оглавление

Глава 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
Законодательства.
1.1. Органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства:
- федеральная инспекция труда
- прокуратура
Глава 2. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства.
2.1. Дисциплинарная ответственность.
2.2. Материальная ответственность.
2.3. Административная ответственность.
2.4. Уголовная ответственность.

Файлы: 1 файл

курсовая трудовое.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

российский  государственный  социальный университет

      Филиал  в г. Чебоксары  

      Специальность «Юриспруденция» 
           Кафедра гражданского права
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      по  дисциплине: Трудовое право

      на  тему: Ответственность  за нарушение 

      трудового законодательства 
 
 

                Работу  выполнила

                студентка 4 курса

                очного  отделения 

                юридического  факультета

                группы  ДЮ-41-07

                Павлова Надежда Ивановна 

                                            Руководитель: ст. преп.

                Гавриличева Людмила Николаевна 
                 
                 

      Рег. № 

      Дата 
 

Чебоксары, 2010 

Оглавление 

Глава 1. Государственный  надзор и контроль за соблюдением  трудового 

Законодательства.                

1.1. Органы государственного  контроля за соблюдением трудового  законодательства:

- федеральная  инспекция труда 

- прокуратура 

Глава 2. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства.

2.1. Дисциплинарная  ответственность.

2.2. Материальная  ответственность.

2.3. Административная  ответственность.

2.4. Уголовная  ответственность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Рыночные  преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные условия в правовом регулировании социально-трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах.

    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

    - Трудоустройству у данного работодателя;

    - Профессиональной подготовке, переподготовке  и повышению квалификации работников  непосредственно у данного работодателя;

    - Социальному партнерству, ведению  коллективных переговоров, заключению  коллективных договоров и соглашений;

    - Участию работников в профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

    - Материальной ответственности работодателей  и работников в сфере труда;

    - Надзору и контролю за соблюдением  трудового законодательства;

    - Разрешению трудовых споров.

    Правовая  реформа, проводимая в России, призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе  в сфере трудовых правоотношений. Однако приходится констатировать, что  в области охраны трудовых прав граждан в настоящее время возникают новые проблемы. В последнее время значительно увеличилось количество грубых нарушений трудового законодательства: участились случаи незаконных увольнений, не оплачивается сверхурочная работа, не предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска, незаконно налагаются дисциплинарные взыскания, штрафы и др.

    Целью работы является  рассмотрение правовых основ ответственности за нарушение трудового законодательства. Объект исследования – ответственность за нарушение трудового законодательства.

    Поставленная  в работе цель обусловила задачи, а именно:

    - проанализировать общие положения о правовой ответственности за нарушение трудового законодательства РФ;

    - изучить виды ответственности  за нарушение трудового законодательства.

    Научная новизна исследования в работе заключается в комплексном исследовании проблем правовой ответственности за нарушение трудового законодательства РФ в законодательном и правоприменительном аспектах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

    - ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ  ТРУДА;

    - ПРОКУРАТУРА

    Во  всех организациях на территории России государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют органы Федеральной инспекции труда.

    Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных  отраслях и некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции  труда осуществляют специально уполномоченные органы – федеральные надзоры.

    Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему  в соответствии с федеральным  законом осуществляют государственный  надзор за точным и единообразным  исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

    Федеральная инспекция труда - обобщенное название органов, специально осуществляющих государственный  контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового органа (при этом речь идет и о территориальных органах). Иначе говоря:

    1) "федеральная инспекция труда" - представляет собой единую централизованную  систему госорганов возглавляемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (государственными инспекциями труда). Это означает, что госинспекции труда в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях подчиняются непосредственно федеральной инспекции;

    2) руководство госинспекциями на  местах осуществляется в настоящее  время Федеральной службой по  труду и занятости (в соответствии  с Положением об этом органе, утвержденном постановлением Правительства  РФ от 30.06.04 N 324, в ред. от 05.09.07). Следует иметь в виду, что Положение о Федеральной инспекции труда (утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 78 от 28.01.2000) - утратило силу с 29.01.07.

    Применяя  ст. 354 ТК, нужно также обратить внимание на то, что:

    принцип централизации обеспечивается тем, что главный государственный  инспектор труда Российской Федерации (он же - руководитель Роструда) назначается  непосредственно Правительством Российской Федерации. Все нижестоящие главные  инспекторы труда назначаются главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

             Основными принципами деятельности  федеральной инспекции труда  и ее должностных лиц являются  принципы:

    1) уважение к личности работников  и к интересам работодателей;

    2) соблюдение защиты прав и свобод человека (в том числе права на труд, права на отдых, на достойную оплату труда и др.);

    3) законности (то есть неукоснительное  соблюдение норм ТК и других  федеральных законов, иных правовых  актов);

    4) объективности (в том числе  при расследовании несчастных случаев);

    5) независимости и гласности: эти  органы подчиняются напрямую  Федеральной инспекции труда. 

      В настоящее время порядок  проведения проверок должностными  лицами федеральной инспекции  труда работодателей (упомянутый  в ст. 360 ТК) определен:

    1) Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции  труда в промышленности и торговле 1947 г. (она ратифицирована Российской  Федерацией федеральным законом  от 11.04.98) "О порядке применения  международно-правовых норм в  области труда";

    2) нормами самого ТК;

    3) нормами других федеральных законов  (например, ОЗОХТ, Законом о госконтроле,  Законом о госслужбе, Законом  о ФСБ и др.);

    4) иными правовыми актами РФ (например, Положением о федеральной службе  по труду и занятости, утв.  постановлением Правительства Российской Федерации N 324 от 30.06.04).

      Государственные инспекторы труда  (указанные в ст. 360 ТК):

    1) вправе инспектировать работодателей,  относящихся к любым коммерческим  и некоммерческим организациям, а также к госорганам и органам  местного самоуправления;

    2) должны учитывать (осуществляя  инспектирование) специфику деятельности  организаций Министерства обороны,  ФСБ, МВД, правоохранительных и т.п. органов (в соответствии с Законом о милиции, Законом о ФСБ и другими законами);

    3) вправе инспектировать работодателей - физических лиц (в том числе и не являющихся индивидуальными предпринимателями).

               Обжалование решений государственных  инспекторов труда:

    1) заинтересованная организация вправе  обжаловать решения государственных  инспекторов труда:

    а) либо вышестоящему в порядке подчиненности руководителю;

    б) либо непосредственно в суд (в  этом случае действует порядок, предусмотренный  в ст. 254-258 ГПК);

    2) решения нижестоящих государственных  инспекторов труда могут быть  обжалованы и непосредственно  главному государственному инспектору труда Российской Федерации.

             За противоправные действия (бездействия)  государственные инспекторы труда  (правовые и по охране труда)  могут быть привлечены:

    1) к административной ответственности  (например, по ст. 5.27 КоАП "Нарушение законодательства о труде и об охране труда", по ст. 19.1 "Самоуправство" и др.);

    2) к дисциплинарной ответственности  (например, в соответствии со ст. 192-194 ТК, в соответствии с Законом  о госслужбе, Законом о госконтроле  и др.);

    3) к имущественной ответственности (по ст. 15, 16, 393, 1069 ГК, например);

    4) к уголовной ответственности  (например, по ст. 285 УК "Злоупотребление  должностными полномочиями", по  ст. 286 УК "Превышение должностных  полномочий", по ст. 293 УК "Халатность" и др.).

    В случае, когда заинтересованное лицо полагает, что государственный инспектор нарушает (своими действиями или бездействием) его права и законные интересы, оно вправе:

    1) обжаловать его действия вышестоящему  в порядке подчиненности государственному  инспектору труда (вплоть до главного государственного инспектора труда);

    2) обратиться с жалобой в суд. 

    Согласно  ст. 129 Конституции прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральными законами. В частности, в настоящее время основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность прокуратуры, является Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 28.11.2009. В соответствии со ст. 1 указанного Закона прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Информация о работе Ответственность за нарушение трудового законодательства