Особенности занятости женщин в новых странах-членах ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить действительное положение женщин на рынках стран-новых членов ЕС, предложить пути разрешения проблемы.
Для достижения поставленной в исследовании цели нужно сформулировать ряд задач, а имеено:
1) Проанализировать изменения на рынках труда стран-новых членов ЕС, произошедшие после вступления в ЕС;
2) Дать характеристику поведению и положению женщин на рынке труда;
3) Рассмотреть женщин, как особую группу на рынке труда и государственную политику в области занятости женщин;
4) Охарактеризовать особенности занятости женщин на рынках труда стран-новых членов ЕС, то есть занятость, самозанятость и гендерные различия в заработной плате;
5) Предложить пути улучшения положения женщин на современном рынке труда;

Оглавление

Введение ......................................................................................................................3
1. Изменения на рынках труда стран-новых членов ЕС..........................................5
2. Поведение и положение женщин на рынке труда..............................................12
2.1. Женщины как особая группа на рынке труда..................................................12
2.2. Государственная политика в области занятости женщин..............................17
3. Особенности занятости женщин на рынках труда стран-новых членов ЕС....26
3.1. Экономическая активность женщин............................................................26
3.2. Основные характеристики занятости: масштабы, отраслевая структура, гендерная сегрегация.................................................................................................28
3.3. Гендерные различия в заработной плате.......................................................32
3.4. Пути улучшения положения женщин на современном рынке труда.........34 Заключение.................................................................................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая работа Денисова А.А..docx

— 61.93 Кб (Скачать)

Вовлечение  все большего количества женщин в  трудовую деятельность помогает  компенсировать уменьшение рабочей силы из-за выхода части населения на пенсию, освободить часть государственных средств  для вложения их в развитие человеческого  капитала и повышение конкуретноспособности.

Для того чтобы добиться уровня занятости женщин в 75%, что предполагается вышеупомянутым планом «ЕС 2012»,  необходимо уделить особое внимание пожилым  женщинам, матерям-одиночкам, женщинам с ограниченной трудоспособностью  и представительницам этнических меньшинств. Коэффициенты занятости этих групп  населения - все еще относительно низкие и сохраняющиеся гендерные  разрывы, должны быть уменьшены  в  количественных и в качественных терминах.

Воздействие статуса родителя на участии рынка труда все  еще очень отличается для женщин и мужчин в ЕС сегодня, потому что  женщины продолжают брать на себя непропорциональную часть обязанностей, сопряженных с созданием семьи. Многие женщины чувствуют, что все  еще должны выбирать между карьерой и детьми.  Государства-члены, которые  проводят согласованную политику, положили на место политику согласования, считают  показатели занятости женщин и мужчин, а также уровней рождаемости  относительно высокими. ЕС сделал недавние успехи в улучшении баланса работы/жизни  Комиссия будет бороться за дальнейшее продвижение этой области, обращая особое внимание на доступность возможной высококачественной заботы.

Процент самозанятых женщин, а именно женщин-предпринимателей равный 33%  (30%  участвующих в старт-апах) сравнительно низкий, большинство женщин все еще не рассматривает предпринимательство  как соответствующий вариант  карьеры. Внедрение пересмотренной директивы для самозанятых женщин должно снять главный барьер к  женскому предпринимательству. Молодые  женщины должны также извлечь  выгоду из растущего акцента на предпринимательство  как одно из основных умений и навыков, которые школы должны преподавать  всем ученикам в соответствии с «Youth on the Move flagship initiative».

Т.о. для улучшений в  данной области Комиссия предполагает:

- поддерживать утверждение  равенства полов во всех аспектах  и ведущих инициативах европейской  стратегии 2020 года

- контролировать принятие  национальной политики,направленной  на достижение равенства полов  на рынке труда и повышение  социального «включения» женщин

- продвигать женское предпринимательство  и самостоятельную предпринимательскую  деятельность.

- преодолеть остающиеся  промежутки в праве на связанный  с семьей отпуск, особенно отпуск  по уходу за ребенком 

- продвигать равенство  полов во всех инициативах  касающихся миграции и интеграции  мигрантов.

    1. Равная плата за равный труд

Принцип равной оплаты труда  мужчин и женщин за равный труд прописан в Соглашениях  ЕС. Несмотря на это, гендерный разрыв в заработной плате (средняя разница  между мужским и женским почасовым  доходом) в ЕС остается в 17.8%, с Эстонией в 30.9%, Чешской Республикой в 26.2%, Австрией в 25.5% и Германией в 23.2% против Италии в 4.9%, Словении в 8.5%, и Бельгии и Румынии в 9%.

Первопричины  гендерного разрыва в оплате труда  простираются за рамки принципа равной оплаты  за равный труд. С одной  стороны, причиной может служить  и более низкий уровень образования  женщин, и сегрегация на рынке, когда  одни области становятся преимущественно  женскими а другие-преимущественно  мужскими. С другой стороны, в пределах одного сектора или компании заработок  женщин  имеет тенденцию быть нижнего.

Промежуток  платы также отражает другие неравенства  на рынке труда, главным образом, затрагивающем женщин – в особенности  их непропорционально большая доля в домашних обязанностях и трудности  в урегулировании работы с частной  жизнью. Много женщин работают неполный рабочий день или в соответствии с нетипичными контрактами: хотя это позволяет им оставаться на рынке  труда, управляя домашними обязанностями,  это может негативно отражаться  на заработной плате, профессиональном развитии, профессиональных перспективах и пенсии.

В данной области  Комиссия предлагает:

- Совместно  с Европейскими социальными партнерами  и уважением автономии социального  диалога, исследовать  возможные  способы увеличения «прозрачности»  оплаты  труда женщин 

- поддерживать  инициативу равной оплаты труда  на рабочем месте, такие как  лейблы равенства, 'чартеры', и премии, так же как разработка инструментов  для работодателей, чтобы исправить  необоснованные гендерные разрывы  в заработной плате.

- установить  европейский День Равной оплаты  труда, который будет считаться,  каждый год увеличивать понимание  того, как долго женщины должны  работать, что зарабатывать столько  же, сколько зарабатывают мужчины

 

- поощрять  женщин, получающих нетрадиционные  профессии, например в "зеленых"  и инновационных секторах.

3. Равенство  в принятии решений

В большинстве  государств-членов женщины продолжают быть недостаточно представленными  в процессах принятия решений  и должностях, в особенности на высших уровнях, несмотря на то, что  они составляют почти половину рабочей  силы и больше чем половины новых  университетских выпускников.

Несмотря  на продвижение к гендерному балансу  в политическом принятии решения, много  еще только предстоит сделать: в  среднем только один из четырех членов национальных парламентов и министров  национальных правительств - женщина.

В экономическом  принятии решения пропорция женщин ниже, чем мужчин на всех уровнях  управления и принятия решения. Женщины  представляют только одного из десяти членов правления крупнейших публично листинговых компаний в ЕС и 3% среди  президентов правления.

Несмотря  на цель ЕС в 2005- достижения  25%  женщин на ведущих позициях в общественном секторе исследования показывают что  только  19%  профессоров в университетах  ЕС – женщины. Преобладающая гендерная  неустойчивость в науке и исследовании - все еще главное препятствие  европейской цели увеличения конкурентоспособности  и потенциала.

В данной связи  Комиссия будет:

- продолжать  добиваться поставленной цели  в 25% женщин, занятых в общественом  секторе

-  предпринимать  усилия по поддержке  большего  участия женщин на выборах  Европейского парламента в качестве  кандидатов.

 

4. Честь, достоинство и  конец гендернему насилию

Есть много форм насилия, которое испытывают женщины, потому что они - женщины. Они в себя включают насилие в семье, сексуальное  домогательство, насилие, сексуальное  насилие. Считается, что в Европе, 20% 25% женщин перенесли физическое насилие, по крайней мере, однажды в жизни.

Соответственно, План действий осуществить Стокгольмскую Программу  ставит акцент на защите жертв преступления, включая женщин, пострадавших от насилия, и объявляет о всесторонней стратегии  ЕС относительно гендерного насилия.

Кроме того, основанные на половом  признаке неравенства присутствуют в системе здравоохранения,  так  же как и в последствиях для  здоровья. Женщины и мужчины сталкиваются с риском для здоровья с гендерным  подходом и болезнями, которые должны быть соответственно обращены в медицинском  исследовании и медицинском обслуживании. Есть необходимость адаптировать социальное обеспечение и медицинское обслуживание к определенным потребностям женщин и мужчин.

Комиссия:

- примет стратегию во  всех странах Европейского союза  относительно прекращения насилия  над женщинами

- составит  мужской медицинский  отчет, после женского медицинского  отчета в 2010.

5. «Горизонтальные» проблемы

5.1 Гендерные роли

Твердые гендерные роли могут  ограничить потенциал женщин и мужчин. Продвижение недискриминационных  гендерных ролей во всех областях жизни, таких как образование, выбор  профессии, занятости и спорте является существенным вкладом в равенство  полов. Равенство полов требует, поддержки и участия мужчин, и  политики должны также обратиться к  связанным с полом неравенствам, которые влияют на мальчиков/мужчин.

5.2 Законодательство

В ЕС существует свод законов  против дискриминации по половому признаку как в области занятости, так  и в других сферах повседневной жизни. Посредством недавнего упрощения  и модернизации, это законодательство было сделано более доступным, чтобы  соответствовать социальному изменению.

Эффективные правовые рамки  требуют контроля, принудительного  осуществления, регулярной оценки и  обновления, а также диалога с  бизнесом, социальными партнерами, организациями и представителями  гражданского общества.

 Организации равенства  созданные  на национальном  уровне помогают жертвам дискриминации   и разрабатывают важные исследования  для практического применения  прав, а также права ассоциаций  и профсоюзов, чтобы защитить  пострадавших от дискриминционных  действий.

В этом контексте Комиссия начала всестороннее исследование функционирования организаций равенства по 27 государствам-членам и более общее исследование доступа  к правосудию в этой области.

Ухудшающиеся последствия  дискриминации по двум и более  причинам, например возраст и пол  в случае пожилых женщин, ищущих доступ к занятости, должны повлечь  соответствующее изменение законодательства, а также юридические действия, обеспечивающих защиту от дискриминации  по другим причинам. Комиссия также  изучает специфические вопросы, имеющие отношение к дискриминации  по половому признаку в связи с  половой идентификацией.

 

5.3 Государственное регулирование  и  инструменты  создания  равенства полов

Усиливание сотрудничества с различными учреждениями и заинтересованными  сторонами в области равенства  полов — правительствами государств-членов, Европейским парламентом, социальными  партнерскими организациями, гражданским  обществом, организациями равенства, международными организациями, агентствами ЕС — крайне важно, чтобы обеспечить прогресс в данной области.

На основе годового отчета о равенстве между женщинами  и мужчинами, фокусирующимся каждый год на определенной теме и идентифицирующим полезный опыт государств-членов, Комиссия установит ежегодный Диалог Равенства  полов высшего уровня, включающий Европейский парламент, Председательство в Совете и ключевые заинтересованные стороны, такие как европейские  социальные партнеры и гражданское  общество, чтобы изучить успехи, сделанные во внедрении этой стратегии.

Тесное сотрудничество с  правительствами государств-членов будет продолжаться. Консультативный  комитет, составленный из представителей государств-членов, европейских социальных партнерских организаций и членов гражданского общества, будет продолжать давать советы Комиссии по политике и  законодательным инициативам. Комиссия также усилит обмен полезным опытом между государствами-членами во всех областях, охваченных этой стратегией.

Комиссия будет продолжать работать в тесном сотрудничестве с  европейскими социальными партнерами и организациями, представляющими  гражданское общество.

Выдвижение на первый план гендерного неравенства станет неотъемлемой частью при определении политики Комиссии, включая процессы оценки влияния и развития. Комиссия увеличит базу знаний в области  равенства  полов. Существенное изменение ситуации ожидается после учреждения европейского Института Равенства полов.  Комиссия будет продолжать поднимать уровень осведомленности по этой проблеме и предавать гласности преимущества политик равенства полов.Например, улучшит свой веб-портал равенства полов со ссылками и последними обновлениями.

Таким образом, для решения  проблем горизонтальной дискриминации, Комиссия :

- будет способствовать полезному опыту стран-членов в определении гендерных ролей в образовании, культуре и спорте.

- контролировать правильное внедрение законов ЕС с определенным фокусом на Директивах 2004/113/EC и 2006/54/EC; контролировать ту степень, до которой пол был принят во внимание в применении директив недопущения дискриминации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности занятости женщин на рынках труда стран-новых членов ЕС

 

3.1 Экономическая активность женщин

По рассматриваемым мной странам-новым членам ЕС, экономическая активность женщин представляет собой значение, колеблящееся в пределах 40-50%, тогда как экономическая активность мужчин по всем(!) странам-новым членам Европейского союза заметно превышает ее и варьируется в пределах от 55% до 70% (Приложения 21-22). Но необходимо отметить, что, как число экономически активных женщин, так и мужчин по данным странам отличается незначительно.

Самое большое  количество экономически активных женщин нужно отметить в Словакии (50%), а самый низкий в Болгарии (42,2%). Наиболее высокая экономическая активность среди мужчин наблюдается в Польше (68%), а наиболее низкая в Болгарии (51,3%).

Анализируя  экономическую активность женщин далее, следует обратить внимание на распределение по отраслям ( Приложение 23).

Наибольшая  экономическая активность женщин в среднем по странам, недавно вошедшим в ЕС наблюдается в торговле и промышленности, наименьшая-в строительном секторе.

Если рассматривать  распределение по секторам в каждой из стран отдельно, то большинство  женщин Мальты занято в торговле, а  наименьшее количество-в сельском хозяйстве.Женщины  Словакии,Словении, Латвии, Литвы,  Польши, Чехии, Эстонии, Кипра,Болгарии и Венгрии  отчасти повторяют этот тренд, с  той лишь разницей что наименьшая активность у них наблюдается  в строительстве, за исключением  Румынии. В Румынии самый выский уровень экономической активности женщин наблюдается в сельском хозяйстве.

Информация о работе Особенности занятости женщин в новых странах-членах ЕС