Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа
Цель работы – выявить действительное положение женщин на рынках стран-новых членов ЕС, предложить пути разрешения проблемы.
Для достижения поставленной в исследовании цели нужно сформулировать ряд задач, а имеено:
1) Проанализировать изменения на рынках труда стран-новых членов ЕС, произошедшие после вступления в ЕС;
2) Дать характеристику поведению и положению женщин на рынке труда;
3) Рассмотреть женщин, как особую группу на рынке труда и государственную политику в области занятости женщин;
4) Охарактеризовать особенности занятости женщин на рынках труда стран-новых членов ЕС, то есть занятость, самозанятость и гендерные различия в заработной плате;
5) Предложить пути улучшения положения женщин на современном рынке труда;
Введение ......................................................................................................................3
1. Изменения на рынках труда стран-новых членов ЕС..........................................5
2. Поведение и положение женщин на рынке труда..............................................12
2.1. Женщины как особая группа на рынке труда..................................................12
2.2. Государственная политика в области занятости женщин..............................17
3. Особенности занятости женщин на рынках труда стран-новых членов ЕС....26
3.1. Экономическая активность женщин............................................................26
3.2. Основные характеристики занятости: масштабы, отраслевая структура, гендерная сегрегация.................................................................................................28
3.3. Гендерные различия в заработной плате.......................................................32
3.4. Пути улучшения положения женщин на современном рынке труда.........34 Заключение.................................................................................................................35
Вовлечение
все большего количества женщин в
трудовую деятельность помогает компенсировать
уменьшение рабочей силы из-за выхода
части населения на пенсию, освободить
часть государственных средств
для вложения их в развитие человеческого
капитала и повышение
Для того чтобы добиться уровня занятости женщин в 75%, что предполагается вышеупомянутым планом «ЕС 2012», необходимо уделить особое внимание пожилым женщинам, матерям-одиночкам, женщинам с ограниченной трудоспособностью и представительницам этнических меньшинств. Коэффициенты занятости этих групп населения - все еще относительно низкие и сохраняющиеся гендерные разрывы, должны быть уменьшены в количественных и в качественных терминах.
Воздействие статуса родителя на участии рынка труда все еще очень отличается для женщин и мужчин в ЕС сегодня, потому что женщины продолжают брать на себя непропорциональную часть обязанностей, сопряженных с созданием семьи. Многие женщины чувствуют, что все еще должны выбирать между карьерой и детьми. Государства-члены, которые проводят согласованную политику, положили на место политику согласования, считают показатели занятости женщин и мужчин, а также уровней рождаемости относительно высокими. ЕС сделал недавние успехи в улучшении баланса работы/жизни Комиссия будет бороться за дальнейшее продвижение этой области, обращая особое внимание на доступность возможной высококачественной заботы.
Процент самозанятых женщин,
а именно женщин-предпринимателей равный
33% (30% участвующих в старт-апах)
сравнительно низкий, большинство женщин
все еще не рассматривает
Т.о. для улучшений в данной области Комиссия предполагает:
- поддерживать утверждение
равенства полов во всех
- контролировать принятие
национальной политики,
- продвигать женское
- преодолеть остающиеся
промежутки в праве на
- продвигать равенство
полов во всех инициативах
касающихся миграции и
Принцип равной
оплаты труда мужчин и женщин за
равный труд прописан в Соглашениях
ЕС. Несмотря на это, гендерный разрыв
в заработной плате (средняя разница
между мужским и женским
Первопричины гендерного разрыва в оплате труда простираются за рамки принципа равной оплаты за равный труд. С одной стороны, причиной может служить и более низкий уровень образования женщин, и сегрегация на рынке, когда одни области становятся преимущественно женскими а другие-преимущественно мужскими. С другой стороны, в пределах одного сектора или компании заработок женщин имеет тенденцию быть нижнего.
Промежуток
платы также отражает другие неравенства
на рынке труда, главным образом,
затрагивающем женщин – в особенности
их непропорционально большая доля
в домашних обязанностях и трудности
в урегулировании работы с частной
жизнью. Много женщин работают неполный
рабочий день или в соответствии
с нетипичными контрактами: хотя
это позволяет им оставаться на рынке
труда, управляя домашними обязанностями,
это может негативно
В данной области Комиссия предлагает:
- Совместно
с Европейскими социальными
- поддерживать
инициативу равной оплаты
- установить
европейский День Равной
- поощрять
женщин, получающих нетрадиционные
профессии, например в "
3. Равенство в принятии решений
В большинстве государств-членов женщины продолжают быть недостаточно представленными в процессах принятия решений и должностях, в особенности на высших уровнях, несмотря на то, что они составляют почти половину рабочей силы и больше чем половины новых университетских выпускников.
Несмотря на продвижение к гендерному балансу в политическом принятии решения, много еще только предстоит сделать: в среднем только один из четырех членов национальных парламентов и министров национальных правительств - женщина.
В экономическом принятии решения пропорция женщин ниже, чем мужчин на всех уровнях управления и принятия решения. Женщины представляют только одного из десяти членов правления крупнейших публично листинговых компаний в ЕС и 3% среди президентов правления.
Несмотря на цель ЕС в 2005- достижения 25% женщин на ведущих позициях в общественном секторе исследования показывают что только 19% профессоров в университетах ЕС – женщины. Преобладающая гендерная неустойчивость в науке и исследовании - все еще главное препятствие европейской цели увеличения конкурентоспособности и потенциала.
В данной связи Комиссия будет:
- продолжать добиваться поставленной цели в 25% женщин, занятых в общественом секторе
- предпринимать
усилия по поддержке большего
участия женщин на выборах
Европейского парламента в
4. Честь, достоинство и конец гендернему насилию
Есть много форм насилия, которое испытывают женщины, потому что они - женщины. Они в себя включают насилие в семье, сексуальное домогательство, насилие, сексуальное насилие. Считается, что в Европе, 20% 25% женщин перенесли физическое насилие, по крайней мере, однажды в жизни.
Соответственно, План действий
осуществить Стокгольмскую
Кроме того, основанные на половом
признаке неравенства присутствуют
в системе здравоохранения, так
же как и в последствиях для
здоровья. Женщины и мужчины сталкиваются
с риском для здоровья с гендерным
подходом и болезнями, которые должны
быть соответственно обращены в медицинском
исследовании и медицинском обслуживании.
Есть необходимость адаптировать социальное
обеспечение и медицинское
Комиссия:
- примет стратегию во
всех странах Европейского
- составит мужской медицинский
отчет, после женского
5. «Горизонтальные» проблемы
5.1 Гендерные роли
Твердые гендерные роли могут
ограничить потенциал женщин и мужчин.
Продвижение
5.2 Законодательство
В ЕС существует свод законов
против дискриминации по половому признаку
как в области занятости, так
и в других сферах повседневной жизни.
Посредством недавнего
Эффективные правовые рамки
требуют контроля, принудительного
осуществления, регулярной оценки и
обновления, а также диалога с
бизнесом, социальными партнерами,
организациями и
Организации равенства
созданные на национальном
уровне помогают жертвам
В этом контексте Комиссия начала всестороннее исследование функционирования организаций равенства по 27 государствам-членам и более общее исследование доступа к правосудию в этой области.
Ухудшающиеся последствия
дискриминации по двум и более
причинам, например возраст и пол
в случае пожилых женщин, ищущих
доступ к занятости, должны повлечь
соответствующее изменение
5.3 Государственное регулирование и инструменты создания равенства полов
Усиливание сотрудничества
с различными учреждениями и заинтересованными
сторонами в области равенства
полов — правительствами
На основе годового отчета о равенстве между женщинами и мужчинами, фокусирующимся каждый год на определенной теме и идентифицирующим полезный опыт государств-членов, Комиссия установит ежегодный Диалог Равенства полов высшего уровня, включающий Европейский парламент, Председательство в Совете и ключевые заинтересованные стороны, такие как европейские социальные партнеры и гражданское общество, чтобы изучить успехи, сделанные во внедрении этой стратегии.
Тесное сотрудничество с
правительствами государств-
Комиссия будет продолжать работать в тесном сотрудничестве с европейскими социальными партнерами и организациями, представляющими гражданское общество.
Выдвижение на первый план гендерного неравенства станет неотъемлемой частью при определении политики Комиссии, включая процессы оценки влияния и развития. Комиссия увеличит базу знаний в области равенства полов. Существенное изменение ситуации ожидается после учреждения европейского Института Равенства полов. Комиссия будет продолжать поднимать уровень осведомленности по этой проблеме и предавать гласности преимущества политик равенства полов.Например, улучшит свой веб-портал равенства полов со ссылками и последними обновлениями.
Таким образом, для решения проблем горизонтальной дискриминации, Комиссия :
- будет способствовать полезному опыту стран-членов в определении гендерных ролей в образовании, культуре и спорте.
- контролировать правильное внедрение законов ЕС с определенным фокусом на Директивах 2004/113/EC и 2006/54/EC; контролировать ту степень, до которой пол был принят во внимание в применении директив недопущения дискриминации
3.1 Экономическая активность
По рассматриваемым мной странам-новым членам ЕС, экономическая активность женщин представляет собой значение, колеблящееся в пределах 40-50%, тогда как экономическая активность мужчин по всем(!) странам-новым членам Европейского союза заметно превышает ее и варьируется в пределах от 55% до 70% (Приложения 21-22). Но необходимо отметить, что, как число экономически активных женщин, так и мужчин по данным странам отличается незначительно.
Самое большое количество экономически активных женщин нужно отметить в Словакии (50%), а самый низкий в Болгарии (42,2%). Наиболее высокая экономическая активность среди мужчин наблюдается в Польше (68%), а наиболее низкая в Болгарии (51,3%).
Анализируя экономическую активность женщин далее, следует обратить внимание на распределение по отраслям ( Приложение 23).
Наибольшая экономическая активность женщин в среднем по странам, недавно вошедшим в ЕС наблюдается в торговле и промышленности, наименьшая-в строительном секторе.
Если рассматривать
распределение по секторам в каждой
из стран отдельно, то большинство
женщин Мальты занято в торговле, а
наименьшее количество-в сельском хозяйстве.Женщины
Словакии,Словении, Латвии, Литвы, Польши,
Чехии, Эстонии, Кипра,Болгарии и Венгрии
отчасти повторяют этот тренд, с
той лишь разницей что наименьшая
активность у них наблюдается
в строительстве, за исключением
Румынии. В Румынии самый выский
уровень экономической
Информация о работе Особенности занятости женщин в новых странах-членах ЕС