Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:49, курсовая работа
Правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Целью такого регулирования является создание благоприятных и справедливых условий труда, обеспечивающих равенство прав и возможностей для всех работников.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
Понятие и сущность трудовых отношений………………………….5
Задачи правового регулирования труда отдельных категорий работников в целом……………………………………………………6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ЖЕНЩИНАМИ И ЛИЦАМИ С СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТЯМИ
2.1. Работники, имеющие семейные обязанности……………………….11
2.2. Гарантии, предусмотренные для работников с семейными обязанностями…………………………………………………………………….15
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
3.1. Особенности регулирования труда несовершеннолетних………….23
3.2. Условия и порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними……………………………………………………………25
3.3. Гарантии для несовершеннолетних…………………………………..26
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ЛИЦАМИ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЗА РУБЕЖОМ
4.1. Особенности трудовых отношений с несовершеннолетними………29
4.2. Особенности трудовых отношений с лицами с семейными обязанностями и женщинами……………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...37
Таким образом, в законодательстве зарубежных стран и Беларуси предусмотрен запрет на дискриминацию при заключении трудового договора.
В зарубежных странах общепризнанным
принципом в отношении
В отношении индивидуальных
увольнений по инициативе работодателя
в большинстве зарубежных стран
действуют следующие правила: обязательное
обоснование увольнения (наличие "уважительной
причины"); предупреждение для большей
части увольнений; запрещение дискриминационных
увольнений; ограничение увольнений
беременных женщин, женщин-матерей, инвалидов;
особый порядок увольнения профсоюзных
работников и членов представительных
органов персонала предприятий;
выплата выходного пособия; требование
в отдельных странах
Проблемы дискриминации женщин при найме на работу, их право на справедливую и равную оплату труда за равноценный труд по сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда, а также экономических и социальных гарантий для успешного сочетания трудовых функций и материнства остаются неизменно актуальными во всем мире. [18]
Этим проблемам большое
внимание уделяет ООН, Советом Европы
(СЕ), Международной организации
труда и другими
Существенный вклад в развитие принципов равноправия в области оплаты труда внесла Конвенция №100, 1951г., предусматривающая право на равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности, определяемое без каких-либо проявлений дискриминации по признакам пола, а лишь на основе объективной оценке выполняемой работы.
Принципы равноправия провозглашены также Конвенцией №111, 1958 г. «Дискриминация в области труда и занятий» и Конвенцией №156, 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями».
Нормы международного трудового права имеют большое значение в регулировании трудовых отношений на национальном уровне, в том числе и в нашей стране. Согласно Конституции Республики Беларусь общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы. При рассмотрении трудовых споров стороны вправе на них ссылаться, а суды обязаны ими руководствоваться. [18]
Таким образом, анализируя положение белорусских женщин и лиц с семейными обязанностями на рынке труда, следует иметь в виду, что оно регламентируется целым рядом международных конвенций, ратифицированных в разные годы:
-Конвенция МОТ №45 (1935г.) «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода»;
-Конвенция МОТ №100 (1951г.) «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности»;
-Конвенция МОТ №111 (1958г.) «О дискриминации в области труда и занятий»;
-Конвенция МОТ №122 (1964г.) «О политики в области труда и занятости»;
Международные договоры имеют более высокий приоритет, чем белорусское законодательство, что вполне согласуется с общей тенденцией развития международного права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя комплексное исследование особенностей трудовых отношений с лицами с семейными обязанностями и несовершеннолетними по законодательству Республики Беларусь и зарубежных стран, можно сформулировать следующие выводы:
Во-первых, правовое регулирование
труда отдельных категорий
Во-вторых, устанавливаемые трудовым законодательством особенности правового регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи имеют весьма важное значение, поскольку позволяют реализовать конституционное право на труд данных лиц без ущерба их здоровью, физическому и духовному развитию.
В-третьих, изучив особенности трудовых отношений лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетними в зарубежных странах можно сделать вывод, что за рубежом для данной категории лиц предусмотрены многочисленные гарантии, которые во многом схожи с гарантиями, предусмотренными белорусским законодательством, например, в законодательстве зарубежных стран и Беларуси предусмотрен запрет на дискриминацию при заключении трудового договора, однако, за рубежом считается допустимой косвенная дискриминация, если наниматель способен доказать «деловую необходимость» такой дискриминации.
Повсюду допускается обращение работника в суд с жалобой на дискриминацию при приеме на работу. Бремя доказывания наличия дискриминации лежит обычно на истце. Лишь в отдельных странах (США, Италия) бремя доказывания невиновности в случае жалобы работника на дискриминацию при приеме на работу с недавнего времени лежит на нанимателе.
Сам факт ратификации конвенций МОТ Республикой Беларусь и странами за пределами республики, содержащих более высокий уровень гарантий в сфере трудовых отношений, не только позволяет совершенствовать и развивать национальную правовую базу в этой области, но и создает дополнительные препятствия для отказа от уже закрепленных в законодательстве норм, способствуя внесению элементов общественной стабильности в условиях изменчивой политической и социально-экономической конъюнктуры.
Хотя значительная часть важнейших конвенций МОТ (49 конвенций на 1 января 2002 г.) ратифицирована Республикой Беларусь, а основные принципы, сформулированные в этих конвенциях и рекомендациях МОТ, нашли свое отражение в законодательстве Республики Беларусь, проблемы здесь остаются, поскольку белорусское законодательство в этой области по ряду параметров в той или иной мере отстает от требований МОТ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики
Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями
и дополнениями, внесенными в
результате республиканских
2. Трудовой кодекс Республики
Беларусь: Кодекс Республики Беларусь
от 29 июля 1999 г. N 296-З // Национальный
реестр правовых актов
3. О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. N 2570-XII (в ред. Закона от 25 октября 2000 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - N 103. - 2/215.
4. Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. № 1629-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1992. - N 19. - ст. 304.
6. Положение о порядке и условиях организации и финансирования из средств государственного фонда содействия занятости временной трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время и во время летних каникул: утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.05.2002 N 84 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. - N 69. - 8/8180.
7. О Списке тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. N 765 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - N 56. - 5/3336.
8. Об утверждении Перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 апреля 2000 г. N 9 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - N 69. - 8/3712.
9. О нормах подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную: постановление Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. N 111 // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 1998. - N 2.
10. Войтик А.А. Минимальный возраст для приема на работу по найму: международно-правовые стандарты и национальное законодательство // RESNOVA. – 1999. - № 3. – С. 45 – 48.
11. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников: Учеб. – практ. пособие. – М.: Дело, 2003. – 256 с.
12. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ.ред. Г. А. Василевича. – Мн.: Амалфея, 2000-. – 1072 с.
13. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М.: Юристъ, 2005. – 920 с.
14. Томашевский К. Трудовые отношения с руководителями организаций // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 2003. - № 23. – С. 12 – 18.
15. Уржинский К.К. Проблемы правового регулирования труда несовершеннолетних // Промышленно-торговое право. – 2006. - N 5. – с. 89 – 93.
16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах./ Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года
17. Кеник А. Некоторые особенности регулирования труда несовершеннолетних // Отдел кадров. – 2005. - N 8. – С. 21 – 28.
18. Электронные ресурсы.