Особенности трудовых отношений с лицами с семейными обязанностями и несовершеннолетними в Беларуси и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Целью такого регулирования является создание благоприятных и справедливых условий труда, обеспечивающих равенство прав и возможностей для всех работников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
Понятие и сущность трудовых отношений………………………….5
Задачи правового регулирования труда отдельных категорий работников в целом……………………………………………………6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ЖЕНЩИНАМИ И ЛИЦАМИ С СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТЯМИ
2.1. Работники, имеющие семейные обязанности……………………….11
2.2. Гарантии, предусмотренные для работников с семейными обязанностями…………………………………………………………………….15
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
3.1. Особенности регулирования труда несовершеннолетних………….23
3.2. Условия и порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними……………………………………………………………25
3.3. Гарантии для несовершеннолетних…………………………………..26
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ЛИЦАМИ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЗА РУБЕЖОМ
4.1. Особенности трудовых отношений с несовершеннолетними………29
4.2. Особенности трудовых отношений с лицами с семейными обязанностями и женщинами……………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по трудовому праву.docx

— 78.55 Кб (Скачать)

Таким образом, в законодательстве зарубежных стран и Беларуси предусмотрен запрет на дискриминацию при заключении трудового договора.

В зарубежных странах общепризнанным принципом в отношении изменений  трудового договора является jus variandi, т.е. право нанимателя перевести работника, даже вопреки его согласию, на другую работу. Принцип jus variandi несовместим с правом работника на статус-кво, т.е. на постоянное сохранение условий труда, предусмотренных при заключении трудового договора. Наниматель свободен по своему усмотрению изменить их с согласия, а в ряде случаев и без согласия работника. Только в Италии законодательством внесена корректировка в принцип jus variandi. Там установлено, что перевод работника на низшую по квалификации и оплате работу, как правило, не допускается. [18]

В отношении индивидуальных увольнений по инициативе работодателя в большинстве зарубежных стран  действуют следующие правила: обязательное обоснование увольнения (наличие "уважительной причины"); предупреждение для большей  части увольнений; запрещение дискриминационных  увольнений; ограничение увольнений беременных женщин, женщин-матерей, инвалидов; особый порядок увольнения профсоюзных  работников и членов представительных органов персонала предприятий; выплата выходного пособия; требование в отдельных странах согласования некоторых видов увольнений с государственным административным органом или с органом представительства работников; установление правил, касающихся процедуры увольнения; материальная компенсация работнику в случае признания судом либо арбитражным органом увольнения необоснованным, а в отдельных странах в определенных случаях обязательное восстановление на прежней работе при незаконном увольнении и выплата компенсации за вынужденный прогул (за весь его период независимо от продолжительности).

Проблемы дискриминации  женщин при найме на работу, их право  на справедливую и равную оплату труда  за равноценный труд по сравнению  с мужчинами, создание благоприятных  условий труда, а также экономических  и социальных гарантий для успешного  сочетания трудовых функций и  материнства остаются неизменно  актуальными во всем мире. [18]

Этим проблемам большое  внимание уделяет ООН, Советом Европы (СЕ), Международной организации  труда и другими представительными  и влиятельными международными организациями. Так, уже в 1919г., то есть в год своего создания, МОТ приняла конвенцию  №3 «Охрана материнства», которая  была пересмотрена в 1952г. и действует  в настоящее время (Конвенция  №103). Она предусматривает продолжительность  отпуска по беременности и родам  не менее 12 недель(включая послеродовой отпуск – не менее 6 недель), а также право на получение денежного пособия и медицинской помощи; право во время отпуска на получение денежного пособия за счет системы средств обязательного социального страхования либо за счет государственных фондов. Также установлена гарантия от увольнения в период отпуска по беременности и родам и право на перерывы для кормления ребенка. Эти нормы распространяются на женщин, занятых на промышленных предприятиях, а также на непромышленных и сельскохозяйственных работах, включая надомниц. Запрещение ночного труда женщин в промышленности (Конвенция №89, 1948г.), а также труда женщин на подземных работах в шахтах (Конвенция № 45, 1935г.) направленно на охрану их здоровья и создание благоприятных условий труда. [18]

Существенный вклад в  развитие принципов равноправия  в области оплаты труда внесла Конвенция №100, 1951г., предусматривающая  право на равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности, определяемое без каких-либо проявлений дискриминации  по признакам пола, а лишь на основе объективной оценке выполняемой  работы.

Принципы равноправия  провозглашены также Конвенцией №111, 1958 г. «Дискриминация в области  труда и занятий» и Конвенцией №156, 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями».

Нормы международного трудового  права имеют большое значение в регулировании трудовых отношений  на национальном уровне, в том числе  и в нашей стране. Согласно Конституции  Республики Беларусь общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы. При рассмотрении трудовых споров стороны вправе на них ссылаться, а суды обязаны ими руководствоваться. [18]

Таким образом, анализируя положение белорусских женщин и лиц с семейными обязанностями на рынке труда, следует иметь в виду, что оно регламентируется целым рядом международных конвенций, ратифицированных в разные годы:

-Конвенция МОТ №45 (1935г.) «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода»;

-Конвенция МОТ №100 (1951г.) «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности»;

-Конвенция МОТ №111 (1958г.) «О дискриминации в области труда и занятий»;

-Конвенция МОТ №122 (1964г.) «О политики в области труда и занятости»;

Международные договоры имеют  более высокий приоритет, чем  белорусское законодательство, что вполне согласуется с общей тенденцией развития международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведя комплексное исследование особенностей трудовых отношений с лицами с семейными обязанностями и несовершеннолетними  по законодательству Республики Беларусь и зарубежных стран, можно сформулировать следующие выводы:

Во-первых, правовое регулирование  труда отдельных категорий работников представляет собой ту специфику  в регулировании трудовых и связанных  с ними отношений, которая предусмотрена  трудовым законодательством и локальными нормативными правовыми актами.

Во-вторых, устанавливаемые трудовым законодательством особенности правового регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи имеют весьма важное значение, поскольку позволяют реализовать конституционное право на труд данных лиц без ущерба их здоровью, физическому и духовному развитию.

В-третьих, изучив особенности трудовых отношений лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетними в зарубежных странах можно сделать вывод, что за рубежом для данной категории лиц предусмотрены многочисленные гарантии, которые во многом схожи с гарантиями, предусмотренными белорусским законодательством, например, в законодательстве зарубежных стран и Беларуси предусмотрен запрет на дискриминацию при заключении трудового договора, однако, за рубежом считается допустимой косвенная дискриминация, если наниматель способен доказать «деловую необходимость» такой дискриминации.

Повсюду допускается обращение  работника в суд с жалобой на дискриминацию при приеме на работу. Бремя доказывания наличия дискриминации лежит обычно на истце. Лишь в отдельных странах (США, Италия) бремя доказывания невиновности в случае жалобы работника на дискриминацию при приеме на работу с недавнего времени лежит на нанимателе.

Сам факт ратификации конвенций  МОТ Республикой Беларусь и странами за пределами республики, содержащих более высокий уровень гарантий в сфере трудовых отношений, не только позволяет совершенствовать и развивать  национальную правовую базу в этой области, но и создает дополнительные препятствия для отказа от уже  закрепленных в законодательстве норм, способствуя внесению элементов  общественной стабильности в условиях изменчивой политической и социально-экономической  конъюнктуры.

Хотя значительная часть  важнейших конвенций МОТ (49 конвенций  на 1 января 2002 г.) ратифицирована Республикой  Беларусь, а основные принципы, сформулированные в этих конвенциях и рекомендациях МОТ, нашли свое отражение в законодательстве Республики Беларусь, проблемы здесь остаются, поскольку белорусское законодательство в этой области по ряду параметров в той или иной мере отстает от требований МОТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Конституция Республики  Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями  и дополнениями, внесенными в  результате республиканских референдумов  от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) //Национальный реестр правовых  актов Республики Беларусь. –  1999. - N 1.- 1/0.

2. Трудовой кодекс Республики  Беларусь: Кодекс Республики Беларусь  от 29 июля 1999 г. N 296-З // Национальный  реестр правовых актов Республики  Беларусь. – 1999. - N 80. -2/70.

 3. О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. N 2570-XII (в ред. Закона от 25 октября 2000 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - N 103. - 2/215.

4. Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. № 1629-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1992. - N 19. - ст. 304.

6. Положение о порядке и условиях организации и финансирования из средств государственного фонда содействия занятости временной трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время и во время летних каникул: утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.05.2002 N 84 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. - N 69. - 8/8180.

7. О Списке тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. N 765 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - N 56. - 5/3336.

8. Об утверждении Перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 апреля 2000 г. N 9 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - N 69. - 8/3712.

9. О нормах подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную: постановление Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. N 111 // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 1998. - N 2.

10. Войтик А.А. Минимальный возраст для приема на работу по найму: международно-правовые стандарты и национальное законодательство // RESNOVA. – 1999. - № 3. – С. 45 – 48.

11. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников: Учеб. – практ. пособие. – М.: Дело, 2003. – 256 с.

12. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ.ред. Г. А. Василевича. – Мн.: Амалфея, 2000-. – 1072 с.

13. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М.: Юристъ, 2005. – 920 с.

14. Томашевский К. Трудовые отношения с руководителями организаций // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 2003. - № 23. – С. 12 – 18.

15. Уржинский К.К. Проблемы правового регулирования труда несовершеннолетних // Промышленно-торговое право. – 2006. - N 5. – с. 89 – 93.

16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах./ Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

 

17. Кеник А. Некоторые особенности регулирования труда несовершеннолетних // Отдел кадров. – 2005. - N 8. – С. 21 – 28.

18. Электронные ресурсы.

 


Информация о работе Особенности трудовых отношений с лицами с семейными обязанностями и несовершеннолетними в Беларуси и за рубежом