Оценка тяжести и напряженности трудового процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:55, реферат

Краткое описание

Физические нагрузки требуют как статической, так и динамической работы мышц. Динамическая работа связана с движением, перемещением; статическая работа – с удержанием мышечного напряжения без совершения каких-либо движений. Физическая нагрузка может быть общей (задействовано большинство мышц организма) и региональной (задействованы преимущественно мышцы соответствующих конечностей).

Файлы: 1 файл

gl9.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

- при наблюдении продолжительностью до 3 часов –    класс 1;

 - при наблюдении продолжительностью от 3 до 5 часов – класс 2;

- при наблюдении продолжительностью от 5 до 6 часов – класс 3.1;

- при наблюдении продолжительностью более 6 часов – класс 3.2.

7. Нагрузка на слуховой анализатор.

Степень напряжения слухового  анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% – 1 класс. Ко 2 классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10 – 15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90 – 70%, или слышимости на расстоянии до 3,5 м. Классу 3.1 соответствует разборчивость от 70 до 50%, а к классу 3.2 – менее 50 %.

8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю).

Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Например, наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т. д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, руководители и т. д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких, как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).

Подробнее оценку сенсорных  нагрузок можно посмотреть в табл. 4.11.9 руководства Р 2.2.755-99 [59].

 

Оценка эмоциональных  нагрузок

 

1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки.

Показатель  указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что, соответственно, приводит к увеличению эмоционального напряжения. Например, для таких профессий, как руководители и мастера строительных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т. п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т. п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

2. Степень риска для собственной жизни.

Описание  фактора см. в следующем пункте.

3. Степень ответственности за безопасность других лиц.

Показатели 2 и 3 отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры и т.п.), личную безопасность (космонавты, пилоты и др.) – класс 3.2. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (водители автотранспорта и т. п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники и др.) – их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

Подробнее оценку эмоциональных  нагрузок можно посмотреть в табл. 4.11.9 руководства Р 2.2.755-99 [59].

 

Оценка монотонности нагрузок

 

1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций».

Чем  меньше  число  выполняемых  приемов,  тем  выше  напряженность  труда,  обусловленная  многократными  нагрузками.  Наиболее  высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда       (класс 3.1–3.2).

2. Продолжительность (с) выполнения  простых производственных заданий или повторяющихся операций.

Чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок.

Данный показатель, так же как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1–3.2).

3. Время активных  действий (в % к продолжительности смены).

Наблюдение за ходом  технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок трудового процесса. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов правления некоторых производств (класс 3.1– 3.2).

4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса в % от времени смены).

Чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, так же как и предыдущий, наиболее выражен у операторов, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления и др.) – класс 3.2.

Подробнее оценку монотонности нагрузок можно посмотреть в табл. 4.11.9 руководства Р 2.2.755-99 [59].

 

Оценка режима работы

 

1.Фактическая  продолжительность рабочего дня.

В производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6 – 8 ч (штукатуры, маляры   и др.) до 12 ч и более (руководители предприятий). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 ч и более (охранники). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.

2. Сменность работы.

Фактор определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время.

3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва).

Введение  регламентированных перерывов на отдых  в счет рабочего времени способствует улучшению функционального состояния организма работника и обеспечивает высокую производительность его труда. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляют напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты времени от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды. Например, существующие  режимы  работ  авиадиспетчеров,  врачей, медицинских сестер и т. д. характеризуются отсутствием регламентированных перерывов (класс 3.2), в отличие от мастеров и руководителей промышленных предприятий, у которых перерывы не регламентированы и не продолжительны (класс 3.1). В то же время перерывы имеют место, но они недостаточной продолжительности у конструкторов, научных работников и др. (2 класс).

Подробнее оценку режима работы можно посмотреть в табл. 4.11.9 руководства Р 2.2.755-99 [59].

 

Порядок общей  оценки напряженности трудового процесса

 

Общая оценка напряженности трудового процесса проводится следующим образом.

Независимо от профессии  учитываются все вышеприведенные 22 показателя. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

По каждому из 22 показателей  в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) – напряженность труда легкой степени. После чего переходят к окончательной оценке напряженности труда.

«Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 классу

«Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

  • когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные – к 1 классу;
  • когда от 1 до 5 показателей отнесены к степеням вредности 3.1 и/или 3.2, а остальные показатели оценены как 1 и/или 2 класс.

«Вредный» (3 класс) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу.

 При этом труд напряженный 1 степени (3.1) в тех случаях когда:

  • 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;
  • от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до     3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2 степени (3.2) устанавливается когда:

- 6 показателей отнесены к классу 3.2;

- более 6 показателей отнесены классу 3.1;

- от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до      5 показателей – к классу 3.2;

  • когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

В тех случаях, когда  более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше – класс 3.3.




Информация о работе Оценка тяжести и напряженности трудового процесса