Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:55, реферат
Физические нагрузки требуют как статической, так и динамической работы мышц. Динамическая работа связана с движением, перемещением; статическая работа – с удержанием мышечного напряжения без совершения каких-либо движений. Физическая нагрузка может быть общей (задействовано большинство мышц организма) и региональной (задействованы преимущественно мышцы соответствующих конечностей).
Пример. Для того чтобы взять детали из контейнера, стоящего на полу, работница совершает за смену до 90 глубоких наклонов (более 30°). По показателю 6.1 труд относится к классу 2 (табл. 9.1).
Оценка тяжести трудового процесса
по перемещению в пространстве
В данном случае учитываются переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены по горизонтали или вертикали – по лестницам, коридорам и др., км.
Самый простой способ определения этой величины – с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить на его поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимать). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский – 0,5 м) и полученную величину выразить в км.
Пример. По показателям шагомера работник (мужчина) делает по горизонтальной поверхности около 11000 шагов за смену. Проходимое работником расстояние составляет 11000×0,6 м = 6,6 км. По показателю 7.1 тяжесть труда относится ко второму классу (табл. 9.1).
Оценка тяжести трудового процесса по рабочей позе
Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. Время пребывания в вынужденной позе, позе с наклоном корпуса или другой рабочей позе определяется на основании хронометражных данных за смену.
Пример. Оператор неразрушающего контроля строительных конструкций около 40% рабочего времени проводит в фиксированной позе – работает с приборами. По пункту 5.1 его работу можно отнести к классу 3.1 (табл. 9.1).
Общая оценка тяжести трудового процесса
Общая оценка тяжести трудового процесса проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю. Окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному показателю, отнесенному к наибольшему классу. При наличии двух и более показателей класса 3.1 общая оценка устанавливается на одну степень выше.
Пример. Работник вручную, в позе стоя (до 75% времени смены) контролирует качество осмотром и укладывает облицовочную плитку со стола в лотки. Одновременно берет 2 плитки (в каждой руке по плитке) массой 0,3 кг каждая (одноразовый подъем груза составляет 0,6 кг) и переносит на расстояние 1 м. За смену он укладывает 11000 плиток. При переносе со стола в лоток работник удерживает плитки в течение трех секунд. Лотки, в которые укладывают плитки, стоят в контейнерах, и при укладке в нижние ряды работник вынужден совершать глубокие (более 30°) наклоны, число которых достигает 240 за смену.
Решение. Проведем расчеты, используя табл. 9.1 и нумеруя пункты в соответствии с обозначениями строчек этой таблицы:
п. 1.1. – физическая динамическая нагрузка составит:
0,6 кг×1 м×11000/2 = 3300 кг×м – класс 2;
п. 2.2 – масса одноразового подъема груза: 0,6 кг – класс 1;
п. 2.3 – суммарная масса груза: в течение каждого часа смены она составляет – 0,6 кг×5500 = 3300 кг, разделив на 8 часов работы в смену, получим 412,5 кг – класс 2;
п. 3.2 – стереотипные движения (региональная нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса): количество движений при укладке плитки за смену достигает 1100×2 = 22000 – класс 3.1;
п. 4.1 – 4.2 – статическая нагрузка одной рукой:
0,3 кг×3 с = 0,9 кг×с, так как плитка удерживается в течение 3 секунд. Статическая нагрузка за смену одной рукой 0,9 кг×с×5500 = 49500 кг×с, двумя руками – 9900 кг×с – класс 1;
п. 5 – наклоны корпуса: за смену число наклонов составляет 240 – класс 3.1;
п. 6 – перемещение в пространстве: работник в основном стоит на месте, перемещения незначительные, до 2 км за смену – класс 1.
п. 7 – рабочая поза: рабочий стоит от 60% до 80% времени смены – класс 3.1;
Из 9 показателей, характеризующих тяжесть труда, 3 относятся к классу 3.1. Учитываем, что при наличии 2 и более показателей класса 3.1, общая оценка повышается на одну степень. Поэтому окончательная оценка тяжести трудового процесса работника должна быть отнесена к классу 3.2.
9.2. Оценка
напряженности трудового процес
Напряжённость труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.
К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с рекомендациями Руководства Р 2.2.755-99 [59]. Сама оценка основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок, которые рассмотрены ниже.
Оценка нагрузки интеллектуального характера
1. Содержание работы.
Данный показатель указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. Например, наиболее простые задачи решают штукатуры (1 класс условий труда), а деятельность требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для электриков, медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеют место в работе руководителей, производителей работ, мастеров, водителей транспортных средств, и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая эвристической деятельности, установлена у научных работников, конструкторов, архитекторов и др. (класс 3.2).
2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка.
По данному фактору трудового процесса восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу (работа маляра, лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, крановщиков, телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров, то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители предприятий, водители транспортных средств, производители работ, конструкторы, врачи, научные работники, электромонтажники, механики некоторых видов оборудования и т. д.).
3. Распределение функций по степени сложности задания.
Трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т. п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий, как руководители строительных и многих других предприятий, научные работники, бригадиры и т. п.
4. Характер выполняемой работы.
Когда работа выполняется по индивидуальному плану, уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – мастера, научные работники, конструкторы). Наибольшей напряженностью (класс 3.2) характеризуется работа в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (руководители предприятий, водители транспортных средств).
Подробнее оценку нагрузки
интеллектуального характера
Оценка сенсорных нагрузок
1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены).
Чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены при этом принимается за 100%. Например, наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: диспетчеры, водители транспортных средств (более 75% смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51–75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50% значения этого показателя колеблются у мастеров строительных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс – до 25% от общего времени смены).
2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы.
Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении. Например, наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы – 1 класс.
3. Число производственных объектов одновременного наблюдения.
С увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Например, для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения или восприятия служат различные звуковые сигналы, табло, индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т. п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров – 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у мастеров, руководителей, конструкторов и др. (1 класс)
4. Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены).
Чем меньше размер рассматриваемого предмета и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно, возрастает класс напряженности труда.
Класс условий труда по напряженности определяют исходя из размера объекта различения (при расстоянии от глаз до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены):
- более 5 мм 100% смены – класс 1;
- 5…1,1 мм более 50% смены – класс 2;
- 1…0,3 мм до 50% смены – класс 2;
- менее 0,3 мм до 25% смены – класс 2;
- 1…0,3 мм более 50% смены – класс 3.1;
- менее 0,3 мм 25…50% смены – класс 3.1;
- менее 0,3 мм более 50% смены – класс 3.2.
5. Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены).
На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы с оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием прибора переводится в проценты – чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.
Класс условий труда устанавливается:
- наблюдение продолжительностью до 25% смены – класс 1;
- наблюдение продолжительностью от 25 до 50% смены – класс 2;
- наблюдение продолжительностью от 51 до 75% смены – класс 3.1;
- наблюдение продолжительностью более 75% смены – класс 3.2.
6. Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену).
Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквенной, цифровой, графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.
Класс условий труда при буквенно-цифровом типе отображения информации определяется:
- при наблюдении продолжительностью до 2 часов – класс 1;
- при наблюдении продолжительностью от 2 до 3 часов – класс 2;
- при наблюдении продолжительностью от 3 до 4 часов – класс 3.1;
- при наблюдении продолжительностью более 4 часов – класс 3.2.
Класс условий труда при графическом типе отображения информации устанавливается:
Информация о работе Оценка тяжести и напряженности трудового процесса