Единство и дифференциация правового регулирования труда в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Взаимоотношения в сфере труда регулируются как на федеральном, так и на локальном уровнях. В этом состоит принцип единства и дифференциации правового регулирования труда в Российской Федерации
Цель работы – выявить единство и дифференциацию в федеральных законах и нормативных правовых актах о труде.
Задачи работы:
показать единство правового регулирования труда в РФ;
показать дифференцированный подход в изучении нормативных правовых актов о труде в Российской Федерации;
на основе единства и дифференциации рассмотреть ответственность за правонарушения в сфере труда;
сделать выводы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
Единство правового регулирования труда в РФ………………4

Дифференциация правового регулирования труда в РФ……..7

Ответственность за правонарушения в сфере труда………….16

Заключение………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование труда.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

    КоАП  РФ в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» предусматривает ряд составов административных правонарушений, связанных с нарушением норм о социальном партнерстве и практике их применения, а также определяет круг государственных органов и их должностных лиц, имеющих право применять административные наказания в виде административного штрафа.

    Так, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия  в переговорах о заключении, изменении  или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

    Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

    Необоснованный  отказ работодателя или лица, его  представляющего, от заключения коллективного  договора, соглашения влечет за собой  наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

    Уклонение работодателя или его представителя  от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в т.ч. непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

    Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

    Среди органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, КоАП РФ называет федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в гл. 23 КоАП РФ, от имени указанных в нем органов. Рассматривать такие дела от имени соответствующих органов уполномочены:

    1) руководители соответствующих федеральных  органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений  и территориальных органов соответствующих  федеральных органов исполнительной  вла сти, их заместители;

    3) иные должностные лица, осуществляющие  в соответствии с федеральными  законами либо нормативно - правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции (ст. 22.2 КоАП РФ).

    Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов  РФ, от имени органов, указанных в  КоАП, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Должностные лица, уполномоченные рассматривать  дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если КоАП РФ или законом  субъекта РФ не установлено иное.

    В числе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, названы федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда, которые рассматривают, в частности, дела, предусмотренные частью первой ст. 5.27, ст. 5.28 - 5.34, 5.44 КоАП РФ (ст. 23.12).

    Федеральная инспекция труда РФ строит свою деятельность на основе Положения о федеральной  инспекции труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760).

    Она является единой федеральной централизованной системой государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

    Правовое  положение федеральной инспекции  труда соответствует положениям Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции  труда в промышленности и торговле" (Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда, 1919 - 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда. 1991. С. 793 - 804), которая ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.

    Рассматривать дела об административных правонарушениях  от имени федеральной инспекции  труда вправе:

    1) главный государственный инспектор  труда РФ, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда РФ; главный государственный инспектор РФ по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

    2) руководители государственных инспекций  труда, их заместители (по правовым  вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных  инспекций труда, их заместители  (по правовым вопросам и по  охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

    Глава 28 КоАП РФ регламентирует вопросы возбуждения  дел об административных правонарушениях. Так, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью первой ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции  соответствующего органа (ст. 28.3 КоАП РФ). К этим лицам относятся, в частности, должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда (об административных правонарушениях, посягающих на права граждан, см. гл. 5 КоАП РФ).

    Наряду  с привлечением к административной ответственности работники организации, виновные в нарушении законодательства о социальном партнерстве, могут привлекаться также и к дисциплинарной ответственности (гл. 30 ТК).

    Ст. 55 ТК определяет  ответственность  за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения: «Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом».

    Нарушение или невыполнение работодателем  или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет за собой наложение административного  штрафа в размере от 30 до 50 минимальных  размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

Что касается представителей работников, то они  могут привлекаться к ответственности  в некоторых случаях, связанных  с реализацией права на коллективные трудовые споры (гл. 61 ТК).

 

Заключение 

    Система источников трудового права состоит из нормативных правовых актов и нормативных соглашений.

    Нормативные правовые акты, отнесенные к источникам трудового права, делятся на трудовое законодательство (Трудовой Кодекс, федеральные  законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ) и иные нормативные правовые акты, включающие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты.  Законодатель  устанавливает безусловный приоритет Трудового кодекса как базового акта отрасли перед другими федеральными законами, содержащими нормы трудового права.

    Органы  государственной власти субъектов  РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов.

    Основным  назначением локальных нормативных  актов является конкретизация трудового  законодательства и подзаконных  актов с учетом особенностей в организации труда и условий конкретной организации, повышение гарантий, предоставленных работникам актами высшего уровня, а также установление условий труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.

    Порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов определен Трудовым Кодексом (ст. 372). В порядке осуществления социального партнерства работодатель (работодатели) и представительные организации работников могут установить правило о согласовании локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с представительным органом работников, действующим в организации. Такое решение фиксируется в коллективном договоре или соглашении.

    Коллективные  договоры и соглашения являются нормативными соглашениями, принимаемыми в результате проведения коллективных переговоров. Они содержат правовые нормы, регулирующие общественные отношения, отнесенные к предмету трудового права, и признаются источниками трудового права (ст. ст. 40 – 50 ТК РФ).

    Таким образом, единство и дифференциация трудового законодательства в Российской Федерации позволяет решать вопросы правового регулирования труда как на федеральном, так и на локальном уровнях.

 

     Список литературы 

    1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
    2. Трудовой Кодекс РФ принят Государственной Думой 21.12.2001 г.
    3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) принят Государственной Думой 20.12.2001 г.
    4. Федеральный закон РФ «О  порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 г.
    5. Федеральный закон РФ «Об основах охраны труда в Российской  Федерации» от 17.07.1999 г.
    6. Федеральный закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г.
    7. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  от  28.08.1995 г.
    8. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г.
    9. Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.07.1991 г.
    10. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 г.
    11. Актуальные проблемы современного  профсоюзного движения. – М.: Медицина,  2000. – 40 с.
    12. Власов В.И.  Соглашения и коллективные споры.  Защита от безработицы  // Государство и право. – 1995. - № 8.- с.45-49.
    13. Ершов  В.В., Ершова Е.А. Трудовой договор: Учебное пособие. – М., 2000. – 432с.
    14. Князев С.Д.  Административное право Российской Федерации: предмет, система, реформирование // Правоведение. – 2001 - № 5. – с. 43-50.
    15. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Мысль», 1996. – 206 с.
    16. Сыроватская Л.А. Трудовое право. – М., 1998. – 435 с.
    17. Трудовое и социальное право России: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Анисимова. – М., 1999. – 432 с.
 
 
 

     

 

Информация о работе Единство и дифференциация правового регулирования труда в Российской Федерации