Единство и дифференциация правового регулирования труда в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Взаимоотношения в сфере труда регулируются как на федеральном, так и на локальном уровнях. В этом состоит принцип единства и дифференциации правового регулирования труда в Российской Федерации
Цель работы – выявить единство и дифференциацию в федеральных законах и нормативных правовых актах о труде.
Задачи работы:
показать единство правового регулирования труда в РФ;
показать дифференцированный подход в изучении нормативных правовых актов о труде в Российской Федерации;
на основе единства и дифференциации рассмотреть ответственность за правонарушения в сфере труда;
сделать выводы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
Единство правового регулирования труда в РФ………………4

Дифференциация правового регулирования труда в РФ……..7

Ответственность за правонарушения в сфере труда………….16

Заключение………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование труда.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

      НОУ   ВПО   ВЯТСКИЙ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТУТ 
       
       

      КУРСОВАЯ  РАБОТА  ПО  ТРУДОВОМУ  ПРАВУ 
       

      Единство  и дифференциация правового регулирования  труда в Российской Федерации 
       

Данные  о  студенте:

ФИО:   Тырыкин Владимир Александрович

         Группа   Ю – 42                          Курс  4

Оценка ____________________________________________ 

Рецензент__________________________________________ 
 
 

г. Киров,  2004 
 

Содержание 

    Введение…………………………………………………………….3 

  1. Единство  правового регулирования труда  в РФ………………4
 
  1. Дифференциация  правового регулирования труда  в РФ……..7
 
  1. Ответственность за правонарушения в сфере труда………….16
 

    Заключение………………………………………………………….22 

    Список  литературы…………………………………………………24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

    Взаимоотношения в сфере труда регулируются как на федеральном, так и на локальном уровнях. В этом состоит принцип единства и дифференциации правового регулирования труда в Российской Федерации

    Цель  работы – выявить единство и дифференциацию в федеральных законах и нормативных правовых актах о труде.

    Задачи  работы:

  1. показать единство правового регулирования труда в РФ;
  2. показать дифференцированный подход в изучении нормативных правовых актов о труде в Российской Федерации;
  3. на основе единства и дифференциации рассмотреть ответственность за правонарушения в сфере труда;
  4. сделать выводы.
 
 
 
---
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ЕДИНСТВО ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    Система источников трудового права состоит  из нормативных правовых актов и  нормативных соглашений.

    ТК (ст. 5) определяет круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Нормативные правовые акты, отнесенные к источникам трудового права, делятся на трудовое законодательство (Трудовой Кодекс, федеральные  законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ) и иные нормативные правовые акты, включающие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты.  Законодатель  устанавливает безусловный приоритет Трудового кодекса как базового акта отрасли перед другими федеральными законами, содержащими нормы трудового права.

    Федеральные законы, содержащие нормы трудового  права, хотя и принимаются на одном уровне с Кодексом, занимают подчиненное положение в иерархии источников трудового права, поскольку Кодекс представляет собой кодифицированный акт, основной закон, регулирующий трудовые отношения. Это проявляется в закреплении правила о том, что нормы трудового права, помещенные в федеральные законы, должны соответствовать Трудовому кодексу. В случае возникновения противоречий применяются нормы Кодекса. Изменить правовой режим того или иного явления можно, только изменив соответствующие положения Кодекса.

      Ст. 5 ТК устанавливается система  нормативных правовых актов, действующих  в сфере труда, и принципы  соотношения (соподчинения) актов.  Каждый акт меньшей юридической  силы не может противоречить  акту, занимающему более высокое  положение в системе: указы Президента РФ не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и федеральным законам, постановления Правительства РФ - Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ и т.д.

      Действующие федеральные законы, в той или иной степени регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с Трудовым Кодексом (ст. 422 ТК), до этого момента они могут применяться лишь в части, не противоречащей ему.

    К таким законам надо отнести Закон РФ от 11.03.92 № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст. 890), Федеральные законы от 23.11.95 № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557), от 17.07.99 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702), от 12.01.96 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148) и некоторые другие.

    В соответствии со ст. 76 (ч. 5) Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, не могут противоречить федеральным законам. Однако подзаконные акты федерального уровня принимаются в развитие и для конкретизации федеральных законов, самостоятельного, независимого от федеральных законов регулирования они не осуществляют. В связи с этим в настоящей статье устанавливается правило о том, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить актам федерального уровня, включая указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

      В числе нормативных правовых  актов, содержащих нормы права,  указываются нормативные правовые  акты органов местного самоуправления ( ст. 7 ТК) и локальные нормативные акты (ст. 8 ТК).

    В соответствии со ст. 72 Конституции РФ (п.п.. "к" п. 1) трудовое законодательство отнесено к совместному ведению  Российской Федерации и субъектов  РФ, что предопределяет необходимость разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

      Ст. 6 ТК вслед за ст. 5 Конституции  РФ предлагает два критерия разграничения полномочий: а) предмет регулирования; б) содержание (объем) регулирования.

      По предмету регулирования к  ведению федеральных органов  государственной власти отнесены, в частности, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых  договоров, основы социального  партнерства, порядок ведения  коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и др., т.е. практически все институты трудового права, не связанные с установлением условий труда.

    При установлении условий труда используется иной критерий - содержание (объем) регулирования.

    По  условиям труда на федеральном уровне устанавливается обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и  гарантий работникам и особенности  правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ТРУДА В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 

    Органы  государственной власти субъектов  РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов.

    Правотворческая компетенция субъектов РФ по вопросам регулирования трудовых отношений  включает в себя полномочия по установлению:

    - механизма реализации трудовых  прав и гарантий, предусмотренных  федеральными законами и подзаконными актами;

    - правового режима институтов, создаваемых  на региональном уровне (порядок  формирования и деятельности  трехсторонних комиссий по регулированию  социально - трудовых отношений,  особенности заключения и определения  содержания региональных соглашений и т.п.);

    - повышенного уровня трудовых  прав (установление дополнительных  прав, их гарантий, льгот и преимуществ).

    Допускается также опережающее регулирование, т.е. принятие законов и иных нормативных  правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, в том случае, когда федеральное законодательство еще не принято. После принятия федерального нормативного правового акта законодательство субъектов РФ должно быть приведено в соответствие с федеральным.

      На региональном уровне можно повышать уровень трудовых прав и гарантий, предусмотренный федеральными законами и подзаконными актами.  Однако предоставление работникам дополнительных трудовых прав, гарантий, установление льгот и преимуществ должно осуществляться на основе соблюдения конституционных требований и общих принципов правового регулирования в сфере труда. При этом увеличение бюджетных расходов   или уменьшение бюджетных доходов должно обеспечиваться за счет бюджета субъекта РФ.

    В соответствии со ст. 6 ТК  признается противоречием федеральному законодательству:

    а) снижение уровня трудовых прав и гарантий работников в нормативных правовых актах субъекта РФ;

    б) нарушение органами государственной  власти субъектов РФ пределов, установленных  для регионального законотворчества;

    в) принятие принципиально иных правовых решений по вопросам, урегулированным  федеральным законодательством  и подзаконными актами;

    г) неприведение региональных нормативных  правовых актов в соответствие с  вновь принятым федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.

    В этом случае подлежит применению коллизионная норма, предусмотренная ч. 4 ст. 6 ТК.  Она обязывает правоприменителя избрать для применения нормативный правовой акт федерального уровня.

    Деятельность  органов местного самоуправления определяется Законом РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 06.07.91 № 1550-1 (Ведомости РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010) и Федеральным законом  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  28.08.95 № 154-ФЗ (СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506).

    Эти законы не предусматривают прямых полномочий органов местного самоуправления по принятию актов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. Однако в соответствии с Федеральным законом от 28.08.95 (п. 2 ст. 6) к предметам ведения местного самоуправления отнесены комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования и содействие занятости. По этим вопросам, которые могут включать управление рынком труда, стимулирование труда в той или иной сфере и т.п., представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, иные органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут принимать нормативные правовые акты, которые вступают в силу с момента опубликования (обнародования) (ст. 19 Федерального закона от 28.08.95).

      Ст. 8 ТК закрепляет право работодателя  принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

    Такие акты принимаются по вопросам организации  и управления трудом, могут устанавливать  условия труда в организации.

    Основным  назначением локальных нормативных  актов является конкретизация трудового  законодательства и подзаконных актов с учетом особенностей в организации труда и условий конкретной организации, повышение гарантий, предоставленных работникам актами высшего уровня, а также установление условий труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя. - графики сменности, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. 103 ТК РФ);

Информация о работе Единство и дифференциация правового регулирования труда в Российской Федерации