Анализ изменений трудового законодательства в 2013-2014 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 01:36, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является анализ изменений законодательства в области трудового права за 20130-2014 года, рассмотрение новых законов и законопроектов, непосредственно регламентирующих трудовые отношения в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.29 Кб (Скачать)

Согласно Федеральному закону от 02.07.2013 N 168-ФЗ 
"О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено определение основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

Определено также, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Согласно Приказу Минтруда России от 30.04.2013 N 181н 
"Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов" - регламентирован порядок проведения проверок организаций, осуществляющих прием на работу инвалидов в пределах установленной квот.

В утвержденном стандарте государственной функции установлены требования:

- к порядку исполнения данной государственной функции;

- к составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур (действий) при исполнении государственной функции, в том числе к особенностям выполнения административных процедур в электронной форме, и критериям принятия решений;

- к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции.

 

3. Изменения в трудовом законодательстве, касающиеся трудовой деятельности иностранных граждан

 

Согласно Федеральному закону от 30.12.2012 N 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - временно проживающие в РФ иностранцы смогут работать без разрешения

Теперь работодатель вправе принимать на работу временно проживающих в РФ иностранных граждан без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также при отсутствии разрешения на работу у таких лиц. Кроме того, Законом N 320-ФЗ внесены изменения в порядок привлечения высококвалифицированных специалистов.

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) вправе привлекать и использовать труд иностранных работников при наличии соответствующего разрешения. В свою очередь, иностранный гражданин может трудиться в России только при наличии разрешения на работу.

Однако ряд иностранцев вправе работать и без соблюдения указанного порядка. В частности, к таким гражданам относятся иностранцы, постоянно проживающие в РФ (лица, получившие вид на жительство). Теперь в соответствии с Законом N 320-ФЗ к этой категории лиц относятся и временно проживающие в РФ иностранные граждане.

Следует уточнить, что согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ временно проживающими на территории РФ иностранными гражданами признаются лица, получившие разрешение на временное проживание. Такое разрешение по общему правилу выдается иностранным гражданам на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ (ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Утвержденная на 2013 г. квота составляет 105 тыс. разрешений с распределением по субъектам РФ . Например, для г. Москвы такая квота составляет 2 тыс. разрешений.

Изменен порядок привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов

Согласно ранее действовавшей редакции п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ только ФМС России была уполномочена по ходатайству работодателей или заказчиков работ (услуг) выдавать высококвалифицированным специалистам разрешения на работу, а также продлевать срок их временного пребывания в РФ. В соответствии с Законом N 320-ФЗ подобные полномочия получили и территориальные органы ФМС России. Для реализации этих полномочий территориальные органы ФМС России при рассмотрении ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста могут запрашивать у госорганов необходимые документы и сведения.

Закон N 320-ФЗ уточнил порядок представления ходатайства о привлечении иностранного высококвалифицированного специалиста. Установлено, что это ходатайство может подаваться как в бумажной, так и в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Кроме того, Законом N 320-ФЗ установлено, что ФМС России должна утвердить порядок оформления и выдачи высококвалифицированным специалистам разрешения на работу, если работодатель направил необходимые документы в электронной форме. Аналогичная возможность предусмотрена также и для представления уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы высококвалифицированным специалистам.

Федеральным законом от 07.05.2013 N 82-ФЗ 
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - уточнены особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами

Установлено, в частности, что работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Перечень профессий (должностей, специальностей) работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационные требования к таким работникам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

Ранее постановлениями Правительства РФ устанавливались ограничения для привлечения к трудовой деятельности в РФ в качестве высококвалифицированных специалистов иностранных граждан.

Также установлено, что квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ, установленные Правительством РФ, не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

Согласно Приказу Минтруда России от 19.06.2013 N 273н 
"О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 566н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2013 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу" - увеличено количество разрешений иностранным гражданам на работу.

Количество разрешений иностранным гражданам на работу по Центральному федеральному округу увеличено с 369837 до 374165 штук

По другим федеральным округам количество разрешений также увеличено:

по Южному - с 113110 до 123107;

по Уральскому - с 184290 до 185840;

по Сибирскому - с 107885 до 110975;

по Дальневосточному - с 101803 до 107343.

Также уточнено распределение по субъектам РФ на 2013 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу по профессиям, специальностям и квалификациям иностранных работников.

Согласно Приказу Минтруда России от 19.06.2013 N 274н 
"О внесении изменений в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 567н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2013 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" - увеличено количество приглашений иностранным гражданам на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности

По Центральному федеральному округу увеличено с 55091 до 56819 штук

Также увеличено количество приглашений по федеральным округам:

Южному - с 34103 до 36427;

Уральскому - с 38796 до 39252;

Сибирскому - с 43999 до 44309;

Дальневосточному - с 59799 до 62723.

Уменьшено количество приглашений по областям:

Ярославской - с 2848 до 2786;

Курганской - с 37 до 34;

Кемеровской - с 2907 до 2846;

Новосибирской - с 9691 до 9233.

Согласно Федеральному закону от 23.07.2013 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации" - право иностранного гражданина осуществлять в РФ трудовую деятельность только в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, закреплено законом

Исключение из этого правила распространено на организации кинематографии, театры, театральные и концертные организации, цирки и спортсменов в возрасте до восемнадцати лет.

Также Трудовой кодекс РФ дополнен нормой, устанавливающей изъятие из общего порядка заключения трудовых договоров в отношении трудовых договоров, заключаемых с иностранными работникам.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ изменений трудового законодательства в 2014 году.

1. Изменения согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены существенные изменения, направленные на защиту прав работников и усиление ответственности работодателей. 
Так, ст. 15 Трудового кодекса РФ в новой редакции установлен прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. 
         В Трудовом кодексе РФ появилась и новая статья 19.1 «Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями», указывающая, в том числе на то, что признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору. 
          В случае спора о признании отношений трудовыми все неустранимые сомнения толкуются в пользу наличия трудовых отношений. 
         По замыслу законодателя, данная норма не будет носить декларативный характер, поскольку за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, наступает административная ответственность для индивидуальных предпринимателей в виде штрафа от 5 до 10 тыс. руб., для юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб. 
          А при повторном нарушении размер штрафа существенно возрастает: для индивидуальных предпринимателей - от 30 до 40 тыс. руб., для юридических лиц - от 100 до 200 тыс. руб. 
        Однако нормы об административной ответственности вступают в силу только с 1 января 2015 года.

Согласно статье 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ - неуполномоченным сотрудникам организации (например, руководителю отдельно взятого отдела) запрещено допускать к фактической работе кандидатов и новых сотрудников без оформления в установленном порядке.

Последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом

Если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).

Работник, осуществивший фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем, привлекается к материальной ответственности.

Согласно пункту 15 статьи 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ ограничена продолжительность учетного периода для суммированного учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Теперь он может составлять не более трех месяцев.

В статье 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ уточнен порядок расчета квоты для приема на работу инвалидов. Теперь в среднесписочную численность работников не нужно включать сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда.

Утверждена новая редакция статьи 5.27 КоАП РФ, которая регулирует меры ответственности за нарушения трудового законодательства. В частности, установлен дополнительный штраф до 200 000 руб. за отказ от заключения трудового договора или его подмену гражданско-правовым договором. Добавлена статья 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающая отдельные меры административной ответственности за нарушения в сфере охраны труда со штрафами до 200 000 руб. Статья 19.5 КоАП РФ дополнена частью 23, которая предусматривает штрафы до 200 000 руб. за неисполнение предписаний контролирующих органов в сфере трудового законодательства. Такие серьезные меры ответственности начнут действовать только с 1 января 2015 года.

Согласно статья 5 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ принята новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса РФ. В результате ужесточена уголовная ответственность за нарушения в сфере охраны труда, которые повлекли вред здоровью человека или смерть людей. Так, при причинении вреда здоровью размер штрафа увеличен с 200 000 до 400 000 руб. Если нарушение по неосторожности повлекло смерть двух и более людей, то установлена повышенная ответственность в виде принудительных работ или лишения свободы до пяти лет взамен ранее действовавших четырех.

Информация о работе Анализ изменений трудового законодательства в 2013-2014 годах