Согласно Федеральному закону от 02.07.2013 N 168-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" - к ведению федеральных органов
государственной власти в области социальной
защиты инвалидов отнесено определение
основных требований к оснащению (оборудованию)
специальных рабочих мест для трудоустройства
инвалидов с учетом нарушенных функций
и ограничений их жизнедеятельности.
Определено также, что специальные
рабочие места для трудоустройства инвалидов
оснащаются (оборудуются) работодателями
с учетом нарушенных функций инвалидов
и ограничений их жизнедеятельности в
соответствии с основными требованиями
к такому оснащению (оборудованию) указанных
рабочих мест, определенными федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере труда и социальной защиты населения.
Согласно Приказу Минтруда России от 30.04.2013 N 181н
"Об утверждении федерального государственного
стандарта государственной функции надзора
и контроля за приемом на работу инвалидов
в пределах установленной квоты с правом
проведения проверок, выдачи обязательных
для исполнения предписаний и составления
протоколов" - регламентирован порядок
проведения проверок организаций, осуществляющих
прием на работу инвалидов в пределах
установленной квот.
В утвержденном стандарте государственной
функции установлены требования:
- к порядку исполнения данной государственной
функции;
- к составу, последовательности и срокам
выполнения административных процедур
(действий) при исполнении государственной
функции, в том числе к особенностям выполнения
административных процедур в электронной
форме, и критериям принятия решений;
- к порядку и формам контроля за исполнением
государственной функции.
3. Изменения в трудовом
законодательстве, касающиеся трудовой
деятельности иностранных граждан
Согласно Федеральному
закону от 30.12.2012 N 320-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации" - временно проживающие
в РФ иностранцы смогут работать без разрешения
Теперь работодатель вправе
принимать на работу временно проживающих
в РФ иностранных граждан без получения
разрешения на привлечение и использование
иностранных работников, а также при отсутствии
разрешения на работу у таких лиц. Кроме
того, Законом N 320-ФЗ внесены изменения
в порядок привлечения высококвалифицированных
специалистов.
Согласно Федеральному
закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации" - по общему правилу
работодатель и заказчик работ (услуг)
вправе привлекать и использовать труд
иностранных работников при наличии соответствующего
разрешения. В свою очередь, иностранный
гражданин может трудиться в России только
при наличии разрешения на работу.
Однако ряд иностранцев вправе
работать и без соблюдения указанного
порядка. В частности, к таким гражданам
относятся иностранцы, постоянно проживающие
в РФ (лица, получившие вид на жительство).
Теперь в соответствии с Законом N 320-ФЗ
к этой категории лиц относятся и временно
проживающие в РФ иностранные граждане.
Следует уточнить, что согласно
ст. 2 Закона N 115-ФЗ временно проживающими
на территории РФ иностранными гражданами
признаются лица, получившие разрешение
на временное проживание. Такое разрешение
по общему правилу выдается иностранным
гражданам на три года в пределах квоты,
утвержденной Правительством РФ (ст. 6
Закона N 115-ФЗ). Утвержденная на 2013 г. квота
составляет 105 тыс. разрешений с распределением
по субъектам РФ . Например, для г. Москвы
такая квота составляет 2 тыс. разрешений.
Изменен порядок
привлечения иностранных высококвалифицированных
специалистов
Согласно ранее действовавшей
редакции п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ только
ФМС России была уполномочена по ходатайству
работодателей или заказчиков работ (услуг)
выдавать высококвалифицированным специалистам
разрешения на работу, а также продлевать
срок их временного пребывания в РФ. В
соответствии с Законом N 320-ФЗ подобные
полномочия получили и территориальные
органы ФМС России. Для реализации этих
полномочий территориальные органы ФМС
России при рассмотрении ходатайства
о привлечении высококвалифицированного
специалиста могут запрашивать у госорганов
необходимые документы и сведения.
Закон N 320-ФЗ уточнил порядок
представления ходатайства о привлечении
иностранного высококвалифицированного
специалиста. Установлено, что это ходатайство
может подаваться как в бумажной, так и
в электронной форме, в том числе с использованием
единого портала государственных и муниципальных
услуг. Кроме того, Законом N 320-ФЗ установлено,
что ФМС России должна утвердить порядок
оформления и выдачи высококвалифицированным
специалистам разрешения на работу, если
работодатель направил необходимые документы
в электронной форме. Аналогичная возможность
предусмотрена также и для представления
уведомлений об исполнении обязательств
по выплате заработной платы высококвалифицированным
специалистам.
Федеральным законом
от 07.05.2013 N 82-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный
закон "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" - уточнены особенности
осуществления трудовой деятельности
иностранными гражданами - высококвалифицированными
специалистами
Установлено, в частности, что
работодатель или заказчик работ (услуг)
не вправе привлекать иностранных работников
в качестве высококвалифицированных специалистов
для торгового обслуживания покупателей
в процессе розничной торговли товарами
народного потребления (включая фармацевтические
товары) независимо от ассортимента реализуемых
товаров, торговых площадей и форм обслуживания
покупателей, за исключением работников,
осуществляющих руководство и координацию
деятельности, связанной с ведением торговли.
Перечень профессий (должностей, специальностей)
работников, осуществляющих руководство
и координацию деятельности, связанной
с ведением торговли, и квалификационные
требования к таким работникам утверждаются
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере занятости населения и безработицы.
Ранее постановлениями Правительства
РФ устанавливались ограничения для привлечения
к трудовой деятельности в РФ в качестве
высококвалифицированных специалистов
иностранных граждан.
Также установлено, что квота
на выдачу иностранным гражданам приглашений
на въезд в РФ в целях осуществления трудовой
деятельности, квота на выдачу иностранным
гражданам разрешений на работу, допустимая
доля иностранных работников, используемых
в различных отраслях экономики хозяйствующими
субъектами, осуществляющими деятельность
как на территории одного или нескольких
субъектов РФ, так и на всей территории
РФ, установленные Правительством РФ,
не распространяются на высококвалифицированных
специалистов и членов их семей.
Согласно Приказу
Минтруда России от 19.06.2013 N 273н
"О внесении изменений в приложения N 1
и 2 к приказу Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 30 ноября
2012 г. N 566н "О распределении по субъектам
Российской Федерации утвержденной Правительством
Российской Федерации на 2013 год квоты
на выдачу иностранным гражданам разрешений
на работу" - увеличено количество
разрешений иностранным гражданам на
работу.
Количество разрешений иностранным
гражданам на работу по Центральному федеральному округу
увеличено с 369837 до 374165 штук
По другим федеральным округам
количество разрешений также увеличено:
по Южному - с 113110 до 123107;
по Уральскому - с 184290 до 185840;
по Сибирскому - с 107885 до 110975;
по Дальневосточному - с 101803
до 107343.
Также уточнено распределение
по субъектам РФ на 2013 год квоты на выдачу
иностранным гражданам разрешений на
работу по профессиям, специальностям
и квалификациям иностранных работников.
Согласно Приказу Минтруда
России от 19.06.2013 N 274н
"О внесении изменений в приложение
к приказу Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 30 ноября
2012 г. N 567н "О распределении по субъектам
Российской Федерации утвержденной Правительством
Российской Федерации на 2013 год квоты
на выдачу иностранным гражданам приглашений
на въезд в Российскую Федерацию в целях
осуществления трудовой деятельности"
- увеличено количество
приглашений иностранным гражданам на
въезд в РФ в целях осуществления трудовой
деятельности
По Центральному федеральному округу
увеличено с 55091 до 56819 штук
Также увеличено количество
приглашений по федеральным округам:
Южному - с 34103 до 36427;
Уральскому - с 38796 до 39252;
Сибирскому - с 43999 до 44309;
Дальневосточному - с 59799 до
62723.
Уменьшено количество приглашений
по областям:
Ярославской - с 2848 до 2786;
Курганской - с 37 до 34;
Кемеровской - с 2907 до 2846;
Новосибирской - с 9691 до 9233.
Согласно Федеральному закону от 23.07.2013 N 204-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации" и Трудовой кодекс Российской
Федерации" - право иностранного гражданина осуществлять
в РФ трудовую деятельность только в случае,
если он достиг возраста восемнадцати
лет, закреплено законом
Исключение из этого правила распространено
на организации кинематографии, театры,
театральные и концертные организации,
цирки и спортсменов в возрасте до восемнадцати
лет.
Также Трудовой кодекс РФ дополнен нормой,
устанавливающей изъятие из общего порядка
заключения трудовых договоров в отношении
трудовых договоров, заключаемых с иностранными
работникам.
Глава 2. Анализ изменений трудового законодательства
в 2014 году.
1. Изменения согласно Федеральному
закону от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона "О специальной
оценке условий труда"
Федеральным
законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ в Трудовой кодекс
Российской Федерации внесены существенные
изменения, направленные на защиту прав
работников и усиление ответственности
работодателей.
Так, ст. 15 Трудового кодекса
РФ в новой редакции установлен прямой запрет на заключение
гражданско-правовых договоров, фактически
регулирующих трудовые отношения между
работником и работодателем.
В Трудовом
кодексе РФ появилась и новая статья 19.1
«Трудовые отношения, возникающие на основании
трудового договора в результате признания
отношений, связанных с использованием
личного труда и возникших на основании
гражданско-правового договора, трудовыми
отношениями», указывающая, в том числе
на то, что признание отношений, возникших
на основании гражданско-правового договора,
трудовыми отношениями может осуществляться
заказчиком по указанному договору, на
основании письменного заявления физического
лица, являющегося исполнителем по указанному
договору.
В случае
спора о признании отношений трудовыми
все неустранимые сомнения толкуются
в пользу наличия трудовых отношений.
По замыслу
законодателя, данная норма не будет носить
декларативный характер, поскольку за
уклонение от оформления или ненадлежащее
оформление трудового договора либо заключение
гражданско-правового договора, фактически
регулирующего трудовые отношения между
работником и работодателем, наступает
административная ответственность для
индивидуальных предпринимателей в виде
штрафа от 5 до 10 тыс. руб., для юридических
лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
А при повторном
нарушении размер штрафа существенно
возрастает: для индивидуальных предпринимателей
- от 30 до 40 тыс. руб., для юридических лиц
- от 100 до 200 тыс. руб.
Однако нормы
об административной ответственности
вступают в силу только с 1 января 2015 года.
Согласно статье 12 Закона от 28 декабря
2013 г. № 421-ФЗ - неуполномоченным сотрудникам организации
(например, руководителю отдельно взятого
отдела) запрещено допускать к фактической
работе кандидатов и новых сотрудников
без оформления в установленном порядке.
Последствия
фактического допущения к работе не уполномоченным
на это лицом
Если физическое лицо было фактически
допущено к работе работником, не уполномоченным
на это работодателем, и работодатель
или его уполномоченный на это представитель
отказывается признать отношения, возникшие
между лицом, фактически допущенным к
работе, и данным работодателем, трудовыми
отношениями (заключить с лицом, фактически
допущенным к работе, трудовой договор),
работодатель, в интересах которого была
выполнена работа, обязан оплатить такому
физическому лицу фактически отработанное
им время (выполненную работу).
Работник, осуществивший фактическое
допущение к работе, не будучи уполномоченным
на это работодателем, привлекается к
материальной ответственности.
Согласно пункту 15 статьи 12 Закона от
28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ ограничена продолжительность учетного
периода для суммированного учета рабочего
времени работников, занятых на работах
с вредными или опасными условиями труда.
Теперь он может составлять не более трех
месяцев.
В статье 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ уточнен
порядок расчета квоты для приема на работу
инвалидов. Теперь в среднесписочную
численность работников не нужно включать
сотрудников, условия труда которых отнесены
к вредным и (или) опасным по результатам
аттестации рабочих мест или специальной
оценки условий труда.
Утверждена новая
редакция статьи 5.27 КоАП РФ, которая регулирует меры ответственности
за нарушения трудового законодательства.
В частности, установлен дополнительный
штраф до 200 000 руб. за отказ от заключения
трудового договора или его подмену гражданско-правовым
договором. Добавлена статья 5.27.1 КоАП
РФ, предусматривающая отдельные меры
административной ответственности за
нарушения в сфере охраны труда со штрафами
до 200 000 руб. Статья 19.5 КоАП РФ дополнена
частью 23, которая предусматривает штрафы
до 200 000 руб. за неисполнение предписаний
контролирующих органов в сфере трудового
законодательства. Такие серьезные меры
ответственности начнут действовать только
с 1 января 2015 года.
Согласно статья
5 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ принята новая редакция
статьи 143 Уголовного кодекса РФ. В результате ужесточена уголовная
ответственность за нарушения в сфере
охраны труда, которые повлекли вред здоровью
человека или смерть людей. Так, при причинении
вреда здоровью размер штрафа увеличен
с 200 000 до 400 000 руб. Если нарушение по неосторожности
повлекло смерть двух и более людей, то
установлена повышенная ответственность
в виде принудительных работ или лишения
свободы до пяти лет взамен ранее действовавших
четырех.