Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:07, реферат
Автомобиль для российских компаний уже давно не роскошь, а сред¬ство передвижения и перевозки грузов.
Во многих организациях автомобильные перевозки производятся силами собственного транспорта. Его количество зависит от рода дея¬тельности данной организации и определяется производственной необ¬ходимостью.
Владение автомобилями для компаний сопряжено с целым рядом дополнительных операций. При покупке авто фирма должна поставить его на учет, застраховать и своевременно пройти техосмотр. В течение всего срока использования помимо техосмотра и страховки возникают и другие вопросы: парковка, замена или ремонт запчастей, дорожно-транспортные происшествия. Во избежание проблем с государственными ревизорами приобретение, пользование и выбытие транспортных средств должно быть корректно и своевременно отражено как в бухгалтерском, так и в на¬логовом учете. Некоторые компании должны также иметь лицензию на пользование транспортными средствами (Федеральный закон № 128-ФЗ).
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретическая часть 5
Поступление автотранспорта на предприятие 5
Покупка транспортного средства 7
Бухгалтерский учет 8
Налог на добавленную стоимость (НДС) 10
Регистрация в ГАИ 12
Налоговый учет приобретенного автомобиля 14
Курсовые разницы при покупке автомобиля 16
Кредит на покупку автотранспортного средства 18
Принимаем авто как вклад в уставный капитал 20
Автотранспорт получен по договору мены 22
Получаем транспортное средство безвозмездно 24
Бухгалтерский учет безвозмездно полученного имущества 26
Налоговый учет безвозмездно полученных транспортных средств 28
Когда безвозмездно полученное транспортное средство не является внереализационным доходом 29
Налог на добавленную стоимость (НДС) 30
Порядок начисления амортизации по автотранспорту 31
Бухгалтерский и налоговый учет 32
Как определить срок полезного использования 34
Способы начисления амортизации 37
Как применять специальный понижающий коэффициент 39
Амортизация автотранспорта, бывшего в эксплуатации 40
Когда амортизацию начислять не нужно 41
Глава 2. Практическая часть 42
Журнал хозяйственных операций 42
Синтетические счета бухгалтерского учета 45
Аналитические счета к синтетическим счетам 47
Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета 50
Простая оборотная ведомость 52
Шахматная оборотная ведомость 53
Анализ аналитического баланса, расчет ликвидности баланса 54
Расчеты экономических показателей 56
Выводы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
При безвозмездной передаче товаров, в том числе транспортных средств, должны составляться счета-фактуры, форма которых утверждена постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
В счете-фактуре передающая сторона указывает рыночную стоимость передаваемого основного средства, а также сумму НДС, рассчитанную на основании рыночной цены. Эта же стоимость указывается в акте приемки-передачи (форма № ОС-1).
В книге покупок счета-фактуры, полученные при безвозмездной передаче имущества, не регистрируются (п. 11 Постановления № 9 И).
Напомним,
что в соответствии с пунктом
2 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам
подлежат только суммы налога, предъявленные
налогоплательщику и уплаченные им при
приобретении товаров на территории РФ
либо уплаченные налогоплательщиком при
ввозе товаров на таможенную территорию
РФ. Так как организация-получатель безвозмездных
основных средств не оплачивает передаваемое
ей имущество, указанный в счете-фактуре
НДС к вычету не принимается, а учитывается
в составе первоначальной стоимости полученного
безвозмездно объекта основных средств.
Амортизация – это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции, работ, услуг. Она отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
За
время службы основного средства общая
сумма амортизационных отчислений будет
равна его первоначальной стоимости.
Суммы начисленной амортизации по автотранспортным средствам включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Ежемесячно амортизация отражается по кредиту счета 02.
Специализированная автотранспортная организация, которая получает доход от использования транспортных средств (парки и автохозяйства), начисляет амортизацию по дебету счета 20 «Основное производство». Амортизация служебного автотранспорта, который используется в управленческих целях, учитывается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».
Если предприятие имеет собственный транспортный цех, который обслуживает основное производство (доставка материально-производственных запасов), то целесообразно учитывать амортизацию по транспортным средствам на счете 23 «Вспомогательное производство». Если же как такового транспортного цеха у организации нет, то амортизацию по автотранспорту, который используется для обслуживания производства, можно отнести на счет 25 «Общезаводские расходы».
Торговые организации отражают суммы начисленной амортизации на счете 44 «Издержки обращения».
В
налоговом учете суммы
Амортизация начисляется по каждому объекту основных средств с первого числа месяца, который следует за месяцем принятия основного средства к бухгалтерскому учету. Датой принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основного средства является момент переноса его стоимости со счета 08 на счет 01 или 03.
Амортизация
по транспортным средствам исчисляется
исходя из первоначальной стоимости, срока
полезного использования и
Амортизируемое
имущество в целях
Классификация автотранспортных средств приведена в таблице.
Таблица 1.1
Амортизационные группы автотранспортных средств
Амортизационная группа (срок полезного использования) | Автотранспортные средства |
Третья группа (свыше 3 лет до 5 лет включительно) | Автомобили
легковые, не указанные в других
группах
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т Мотоциклы промысловые |
Четвертая группа (свыше 5 лет до 7 лет включительно) | Автомобили
легковые малого класса для инвалидов
Автомобили грузовые, дорожные тягачи
для полуприцепов (автомобили общего назначения:
бортовые, фургоны, автомобили-тягачи;
автомобили - самосвалы).
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел; химических веществ Автомобили специализированные для лесозаготовок; специализированные прочие; специальные прочие Прицепы и полуприцепы, кроме прицепов и полуприцепов для автомобилей и тракторов грузоподъемностью более 8 т Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки |
Пятая группа (свыше 7 лет до Шлет включительно) | Автомобили
легковые большого класса (с рабочим
объемом двигателя свыше 3,5 л) и
высшего класса Автомобили грузовые
общего назначения грузоподъемностью
свыше 5 до 15 т
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло до 7,5 т Автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно Троллейбусы Автомобили специальные |
Шестая группа (свыше Шлет до 15 лет включительно) | Автомобили
грузовые общего назначения грузоподъемностью
свыше 15 т
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 т Автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно |
Срок
полезного использования
Например, легковые автомобили входят в третью амортизационную группу по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Это значит, что срок их полезного использования в налоговом учете можно установить от тридцати семи до шестидесяти месяцев. Можно установить срок амортизации, например, – 50 месяцев.
Установив такой же срок в бухгалтерском учете, можно избежать лишней работы.
При
этом по транспортным средствам, относящимся
к одной амортизационной группе, могут
быть установлены как различный срок эксплуатации
по каждому объекту, так и метод начисления
амортизации.
Для начисления амортизации по автотранспортным средствам в бухгалтерском учете можно выбрать один из следующих способов:
Выбранный организацией метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации. Суммы амортизации, начисленные за год разными способами, будут существенно различаться.
В
налоговом учете разрешено
Линейный способ. Итак, если организация решила начислять амортизацию линейным способом, нужно рассчитать норму амортизации – процент, на который нужно умножить первоначальную стоимость объекта. Норма амортизации рассчитывается одинаково как в бухгалтерском, так и в налоговом учете по формуле:
, где К – норма амортизации, а n – срок полезного использования данного объекта основных средств в месяцах.
А затем умножить первоначальную стоимость транспортного средства на норму амортизации.
Способ уменьшаемого остатка - это способ ускоренной амортизации, при котором в первые годы эксплуатации списание стоимости объекта автотранспортных средств производится большими суммами по сравнению с начисленными в дальнейшем.
При
способе уменьшаемого остатка определяется
сначала годовая сумма
В течение года ежемесячная сумма амортизации равна 1/12 от годовой суммы амортизационных отчислений.
Третий способ начисления амортизации - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Для расчета годовой суммы амортизации первоначальная стоимость умножается на соотношение числа лет, остающихся до конца срока службы объекта и суммы чисел лет его срока службы. В течение года амортизация начисляется равномерно, исходя из годовой нормы амортизации.
Четвертый
способ начисления амортизации - списание
стоимости пропорционально
объему продукции -
очень специфичен и для начисления амортизации
по транспортным средствам не используется.
Для некоторых основных средств законодатель установил особый порядок начисления амортизации. Это касается легковых автомобилей или пассажирских микроавтобусов, первоначальная стоимость которых соответственно выше 600 000 руб. и 800 000 руб. При приобретении такого имущества организация обязана к основной норме амортизации применять специальный коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ).
Сразу
скажем, что если организация продает
основное средство, по которому она
применяла пониженные нормы амортизации,
то перерасчет налоговой базы на сумму
недоначисленной амортизации не производится.
В
бухгалтерском учете срок полезного
использования основного
Разумеется, лучше всего устанавливать в бухучете тот же срок полезного использования подержанного автотранспортного средства, что и для целей налогообложения. А для этого необходимо соблюдать требования, изложенные в пункте 12 статьи 259 НК РФ.
Для
начала надо установить полный срок полезного
использования подержанного автомобиля
в месяцах. Для этого необходимо воспользоваться
Классификацией основных средств (постановление
Правительства РФ от 1 января 2002 № 1). Затем
необходимо вычесть из полного срока службы
количество месяцев, в течение которых
данный объект эксплуатировали предыдущие
собственники. Эту информацию можно найти
в техническом паспорте автомобиля. В
результате будет получен тот срок, за
который для целей налогообложения надо
полностью самортизировать подержанное
транспортное средство.
Начислять амортизацию по автотранспортным средствам нужно ежемесячно независимо от результатов деятельности предприятия. Но возможны случаи, когда начисление амортизации приостанавливается.
В бухгалтерском учете начисление амортизации прерывается в двух случаях (п. 23 ПБУ 06/01):
-
если по решению руководителя
организации транспортное
-
в период восстановления (ремонт,
реконструкция и модернизация) автотранспортного
средства продолжительностью
В налоговом учете начисление амортизации приостанавливается в трех случаях. Кроме перечисленных случаев начислять амортизацию не нужно, если средство передано организацией в безвозмездное пользование (п. 2 ст. 322 НК РФ). Начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство передано в безвозмездное пользование, на консервацию, на реконструкцию или модернизацию.