Учет автотранспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:07, реферат

Краткое описание

Автомобиль для российских компаний уже давно не роскошь, а сред¬ство передвижения и перевозки грузов.
Во многих организациях автомобильные перевозки производятся силами собственного транспорта. Его количество зависит от рода дея¬тельности данной организации и определяется производственной необ¬ходимостью.
Владение автомобилями для компаний сопряжено с целым рядом дополнительных операций. При покупке авто фирма должна поставить его на учет, застраховать и своевременно пройти техосмотр. В течение всего срока использования помимо техосмотра и страховки возникают и другие вопросы: парковка, замена или ремонт запчастей, дорожно-транспортные происшествия. Во избежание проблем с государственными ревизорами приобретение, пользование и выбытие транспортных средств должно быть корректно и своевременно отражено как в бухгалтерском, так и в на¬логовом учете. Некоторые компании должны также иметь лицензию на пользование транспортными средствами (Федеральный закон № 128-ФЗ).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретическая часть 5
Поступление автотранспорта на предприятие 5
Покупка транспортного средства 7
Бухгалтерский учет 8
Налог на добавленную стоимость (НДС) 10
Регистрация в ГАИ 12
Налоговый учет приобретенного автомобиля 14
Курсовые разницы при покупке автомобиля 16
Кредит на покупку автотранспортного средства 18
Принимаем авто как вклад в уставный капитал 20
Автотранспорт получен по договору мены 22
Получаем транспортное средство безвозмездно 24
Бухгалтерский учет безвозмездно полученного имущества 26
Налоговый учет безвозмездно полученных транспортных средств 28
Когда безвозмездно полученное транспортное средство не является внереализационным доходом 29
Налог на добавленную стоимость (НДС) 30
Порядок начисления амортизации по автотранспорту 31
Бухгалтерский и налоговый учет 32
Как определить срок полезного использования 34
Способы начисления амортизации 37
Как применять специальный понижающий коэффициент 39
Амортизация автотранспорта, бывшего в эксплуатации 40
Когда амортизацию начислять не нужно 41
Глава 2. Практическая часть 42
Журнал хозяйственных операций 42
Синтетические счета бухгалтерского учета 45
Аналитические счета к синтетическим счетам 47
Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета 50
Простая оборотная ведомость 52
Шахматная оборотная ведомость 53
Анализ аналитического баланса, расчет ликвидности баланса 54
Расчеты экономических показателей 56
Выводы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Файлы: 1 файл

учёт автотранспорта.doc

— 801.00 Кб (Скачать)

      Поскольку все автомобили подлежат государственной  регистрации в ГАИ, проводку по дебету счета 01 нужно делать после того, как такая регистрация проведена.

      Регистрация в ГАИ – не последняя формальность, которую нужно соблюсти предприятию, ставшему владельцем автомобиля. В соответствие со статьей 83 Налогового кодекса РФ фирма должна встать на налоговый учет по месту нахождения своего транспортного средства. Однако на практике это делать не обязательно. Ведь место нахождения автомобиля совпадает с местом регистрации предприятия или местом нахождения его филиала. И там, и там фирма уже числится на налоговом учете, и оштрафовать ее за то, что она не встала повторно на учет в той же самой налоговой инспекции, налоговики не могут. Такая же позиция, например, изложена в письме МНС России от 8 августа 2001 г. № ШС-6-14/613. Поддерживают ее и судьи (постановление ФАС Московского округа от 8 декабря 2003 г. № КА-А40/9843-03). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Налоговый учет приобретенного автомобиля

      В налоговом учете первоначальная стоимость транспортного средства тоже определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

      Расходы на регистрацию автомобиля в ГАИ в целях налогообложения можно учесть по-разному:

  • включить в первоначальную стоимость транспортного средства;
  • включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

      С одной стороны, расходы на регистрацию  в ГАИ можно расценить как расходы, которые связаны с доведением объекта основных средств до состояния пригодного к использованию (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Ведь не зарегистрировав автомобиль в Госавтоинспекции, организация не может использовать транспортное средство.

      С другой стороны, плата за регистрацию  в ГАИ может рассматриваться  как сумма сбора, начисленная  и уплаченная в соответствии с  законодательством РФ о налогах  и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

      Сбором считается обязательный взнос, который взимается с организации и физических лиц государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами. Уплата этого взноса является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ).

      Сбор  за регистрацию автомобиля в ГАИ  подходит под это определение.

      Как видим, налоговое законодательство предлагает учет расходов на регистрацию в ГАИ по разным статьям. Поэтому у организации есть право выбора одного из этих вариантов.

      Некоторые бухгалтеры стремятся к сближению  бухгалтерского и налогового учета. Им удобнее учитывать сборы на регистрацию в первоначальной стоимости приобретенного транспортного средства. В этом случае бухгалтерская и налоговая первоначальная стоимость объектов будет совпадать.

      Тот вариант учета расходов на регистрацию  автомобиля в ГАИ, который подходит организации, необходимо закрепить в учетной политике в целях налогообложения. О выбранном порядке учета этих расходов организация может проинформировать налоговые органы, представляя вместе с бухгалтерской отчетностью учетную политику для целей налогообложения на следующий год.

      Если  организация приобрела автомобиль в середине года, а в учетной политике в целях налогообложения не указан порядок учета расходов на регистрацию транспортных средств в ГАИ, бухгалтер может дополнить учетную политику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Курсовые  разницы при покупке автомобиля

      Сейчас  довольно часто продавцы устанавливают  цену автомобиля в условных единицах. Такое право им предоставила статья 317 Гражданского кодекса РФ. Однако оплата производится все равно в рублях по курсу, который установлен продавцом.

      Если  цена автомобиля в договоре купли-продажи  указана в условных единицах, а  оплата при покупке производится в рублях, то на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» возникают курсовые разницы.

      При отражении в бухгалтерском учете  курсовых разниц, возможны два варианта. Если курсовая разница образовалась до того, как транспортное средство введено в эксплуатацию, то отражать ее надо на счете 08-4. При этом отрицательные курсовые разницы уменьшают, а положительные курсовые разницы увеличивают первоначальную стоимость автомобиля.

      Если же курсовая разница образовалась после введения автотранспортного средства в эксплуатацию, то включить ее в первоначальную стоимость приобретенного объекта нельзя.

      О том, как учитывать такие курсовые разницы, прямого указания в нормативных документах по бухгалтерскому учету нет. Поэтому мы предлагаем включать отрицательные курсовые разницы в расходы будущих периодов и отражать на счете 97. А положительные курсовые разницы нужно включить в доходы будущих периодов и отнести на счет 98. В дальнейшем курсовые разницы следует включать в состав расходов пропорционально начисленной по объекту амортизации.

      В налоговом учете суммовые разницы  бывают лишь у тех организаций, которые определяют свои доходы и расходы методом начисления. Если же предприятие рассчитывает налогооблагаемую прибыль кассовым методом, то у него в налоговом учете суммовых разниц не образуется (п. 5 ст. 273 Налогового кодекса РФ).

      Суммовые  разницы в налоговом учете  включаются в состав внереализационных  доходов или расходов в тот момент, когда они образовались. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Кредит  на покупку автотранспортного  средства

      Не  всегда организации хватает собственных  денег на приобретение транспорта. Поэтому можно взять в банке кредит. В зависимости от срока, на который заключается кредитный договор, полученный заем отражается в бухгалтерском учете на разных счетах. Если кредит получен на срок до 12 месяцев, то он считается краткосрочным и учитывается на счете 66. Займы, привлеченные на срок более одного года, считаются долгосрочными и учитываются на счете 67. Сумма привлеченных средств отражается по кредиту этих счетов в корреспонденции со счетом 51.

      Полученный  заем не включается в налогооблагаемую прибыль. Средства, полученные по договорам кредита или займа, не учитываются при определении налоговой базы (ст. 251 Налогового кодекса РФ).

      Что касается процентов за пользование  кредитом, то по правилам бухгалтерского учета они расцениваются как прочие расходы (ПБУ 10/99 и I И)У 15/01). Размер процентов также отражается на счете 66 или 67. Для удобства можно открыть два субсчета:

      - «Расчеты по кредиту»;

      - «Расчеты по начисленным процентам».

      До  момента принятия транспортного  средства к бухгалтерскому учету, то есть до его введения в эксплуатацию, сумму начисленных процентов следует относить не на прочие расходы, а на увеличение стоимости приобретенного автомобиля. Значит, часть процентов списывается на счет 08-4. После ввода транспортного средства в эксплуатацию начисленные проценты включаются в состав прочих расходов.

      В налоговом учете проценты по кредитам всегда относятся к внереализационным  расходам независимо от того, введено  основное средство в эксплуатацию или  нет (подп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса  РФ) и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Организации, определяющие доходы и расходы по методу начисления, отражают начисленные проценты в составе расходов в конце отчетного периода независимо от фактического срока уплаты процентов. Предприятия, применяющие кассовый метод, включают проценты в состав налоговых внереализационных расходов после их уплаты.

      Вместе  с тем не все начисленные проценты организация может учесть в целях  налогообложения. Для того чтобы  признать проценты расходами, их нужно  рассчитать с учетом требований, изложенных в статье 269 Налогового кодекса РФ.

      Эта статья предусматривает два способа  определения процентов по договорам  кредита и займа, на которые можно  увеличить расходы. Первый способ заключается в том, что организации могут включить в расходы проценты по тому или иному договору кредиту при условии, что их размер несущественно отличается от процентов, взимаемых по другим аналогичным договорам. Это отклонение не должно превышать 20 процентов как в сторону повышения (1,2), так и в сторону понижения (0,8) От среднего уровня процентов. При этом аналогичными считаются те кредиты и займы, которые получены в одной валюте, на те же сроки, в сопоставимых суммах и под аналогичные обеспечения. Для сравнения берутся кредиты и займы, полученные в одном отчетном периоде.

      При втором способе предельная величина процентов, признаваемых расходами, определяется по ставке рефинансирования ЦБ РФ. По рубленым кредитам и займам к расходам относятся проценты, которые не превышают ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,1 раза.

      Проценты  включаются в расходы независимо от того, просрочен или нет кредит, то есть независимо от установленных сроков возврата привлеченных средств. 
 

      Принимаем авто как вклад  в уставный капитал

      Обычно  вклады в уставный капитал учредители вносят деньгами. Однако такие вклады могут быть внесены и неденежными средствами. Например, вкладом в уставный капитал может быть основное средство – автомобиль или автобус. Действующее законодательство ограничивает имущественные вложения в двух случаях:

  • при формировании уставного капитала страховой организации (допускаются только денежные вклады);
  • при формировании уставного капитала коммерческих банков и других кредитных организаций (устанавливается предельный размер неденежной части уставного капитала).

      Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Она определяется на основании ПБУ 6/01. В соответствии с пунктом 9 этого документа первоначальная стоимость транспортных средств, внесенных в качестве вклада в уставный капитал организации, равна их денежной оценке, установленной учредителями (участниками) организации. Кроме того, в первоначальную стоимость автотранспортного средства можно включать фактические затраты организации на его доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования, а также сумму регистрационного сбора, уплаченного в ГАИ при регистрации полученного транспортного средства.

      Если  стоимость доли учредителя общества с ограниченной ответственностью, внесенной транспортным средством, превышает 200 МРОТ, то для оценки имущества необходимо пригласить независимого оценщика (ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

      Для оценки неденежного вклада учредителя акционерного общества необходимо привлекать независимого оценщика в любом случае, независимо от стоимости транспортного средства, вносимого в виде вклада в уставный капитал АО. Учредители и совет директоров не смогут оценить имущество дороже, чем независимый оценщик (Федеральный закон «Об акционерных обществах»).

      На  основании подпункта 4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ передача объектов основных средств в качестве вклада в уставный (складочный) капитал  хозяйственных обществ и товариществ  не признается реализацией. Поэтому  такая операция не облагается налогом на добавленную стоимость (подп. 1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

      Затраты на доставку транспортных средств и  приведение их в состояние, пригодное для использования, учитываются в их первоначальной стоимости без учета налога на добавленную стоимость. Сумма НДС по указанным затратам, уплаченная подрядчику, подлежит учету на счете 19 и может быть принята к вычету, если выполнены все условия для этого.

      Стоимость транспортного средства, полученного  в виде взноса в уставный капитал, не учитывается при расчете налога на прибыль (подп. 3 II 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Автотранспорт получен по договору мены

      По  договору мены каждая из сторон обязуется  передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой (п. 1 ст. 567 Гражданского кодекса РФ). При этом товары, подлежащие обмену, признаются равноценными, если договором не предусмотрено другое.

Информация о работе Учет автотранспорта