Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа
Транспорт - важная составная часть экономики любой страны. Специализация государств и их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.
Введение……………………….…………………………………………………3
Глава 1. Место транспорта в экономике зарубежных стран………………5
1.1. Роль государства в управлении транспортом………….…………...…..6
ГЛАВА 2. Особенности управления отдельными видами транспорта…..9
2.1 Железнодорожный транспорт……………………………………………..9
2.2. Морской транспорт…………………………………….………………….11
2.3. Внутренний водный транспорт………………………………………….15
. Автомобильный транспорт………………………………………………19
2.5. Воздушный транспорт…………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………….......29
Список использованной литературы………………………………….…….30
С 1997 г. во Франции начата реформа железных дорог, основная цель которой разделить функции содержания инфраструктуры и эксплуатации. Инфраструктура передана в ведение вновь созданной государственной организации RFF.
НОФЖД занимается теперь только организацией грузовых и пассажирских перевозок и должно платить RFF за пользование инфраструктурой. Часть этих средств возвращается НОФЖД, которое занимается текущим содержанием сети.
Особенностью французской модели управления является то, что НОФЖД остается монополистом, право допуска к пользованию сетью третьей стороны не предусмотрено. В этом плане французская модель противоречит Директиве ЕС 91/440 и усилиям Европейской комиссии по созданию конкурентной среды на железнодорожном транспорте.
2.2 Морской транспорт
США. Функции государственного руководства морским транспортом рассредоточены между многочисленными органами.
Основными органами управления в правительственном аппарате являются Морская администрация (МАРАД) и Федеральная морская комиссия (ФМК).
К основным функциям МАРАД относятся:
содействие развитию торгового флота;
рассмотрение требований владельцев судов;
определение наиболее важных для национальных интересов США морских линий;
создание резервного флота национальной обороны;
проектирование судов и морских транспортных систем, внедрение достижений научно-технического прогресса.
Федеральная морская комиссия
является самостоятельным органом
государственного надзора за соблюдением
законодательства о международном
судоходстве и регулировании
деятельности линейных судоходных компаний
и фрахтовых конкуренции во внешнеторговых
перевозках США, а также наделена
полномочиями по разрешению конфликтов,
связанных с установлением
Кроме МАРАД, Министерству транспорта
США подчиняется Береговая
Кроме вышеуказанных органов,
управлением морским
В США существует еще один
орган — Национальный Морской
Совет, основная задача которого —
обеспечить более высокое участие
судов под флагом США во внешнеторговых
перевозках. Именно это объясняет
тот факт, что в состав Совета
входят как правительственные
Государственное регулирование деятельности морских портов рассматривается как важный фактор повышения эффективности работ портов, способствующих развитию прилегающих к ним регионов и страны в целом.
Морские порты США выпускают свои тарифные сборники с указанием видов и уровней тарифных ставок. Согласно закону о портах Министерству транспорта США предоставлено право вносить поправки в портовые тарифы после их установления администрацией порта. В последнее время в США отмечена тенденция увеличения уровня портовых сборов и тарифов, что рассматривается как способ ликвидации дефицита финансовых ресурсов, возникающего в результате резкого сокращения дотаций со стороны правительства.
Франция. Согласно Конституции основные крупные морские порты являются государственной собственностью и находятся под контролем государственных административных органов. При этом 7 крупнейших портов Франции (на их долю приходится 90 % суммарного грузооборота) являются автономными и имеют особый юридический статус. Они являются государственными учреждениями, имеющими государственный статус и финансовую независимость, финансовый и экономический контроль осуществляется со стороны государства. Управление портом осуществляет Административный совет во главе с директором. Директор порта назначается директором Совета Министров.
Государство несет расходы в размере 60 — 80 % по содержанию и эксплуатации шлюзов, фарватеров, защитных сооружений, использованию дноуглубительной и дноочистительной техники.
Административный совет
принимает меры по обеспечению источников
получения доходов, по закупке оборудования
и проведению работ, не пользующихся
финансовый поддержкой государства, а
также имеет право
В случае если доходы
не могут покрыть все
Великобритания. На транспорте государственный сектор играет менее значительную роль. Государство владеет портами, составляющими третью часть в общей пропускной способности всех портов страны. Крупные порты находятся в ведении Управления британских транспортных доков, остальные подведомственны Управлению британских железных дорог.
Япония. В стране насчитывается 1088 портов и портопунктов, которые по значимости разделены на следующие группы:
1 группа — 17 портов «особо важных» (Токио, Иокогама, На-гоя, Осака, Кобе и др.). Они играют ведущую роль во внешней торговле страны.
2 группа — 109 портов — «важные», являются опорными пунктами внешней торговли или выполняют определенную роль в развитии отдельных районов страны.
3 группа — «периферийные», все остальные порты.
В Японии порты находятся в ведении местных властей, но контролируются и управляются также центральным правительством, которое предоставляет прямые денежные субсидии на развитие портовой деятельности. Объем финансовой помощи зависит от значимости портов. Субсидии составляют от 40 % (для небольших портов) до 100 % (для крупных). Развитие портов осуществляется на основе пятилетнего плана. Портовые тарифные ставки устанавливаются администрацией порта. Они определяют размер платы за пользование портами, портовыми сооружениями и оборудованием и стоимость услуг в порту.
Деловые операции ведутся
на основе системы открытого
2.3 Внутренний водный транспорт
США. В США водные пути и некоторые порты находятся в ведении государства или местных органов власти. Свыше 94 % всех работ по строительству и реконструкции водных путей осуществляется за счет средств федерального бюджета. Управлением внутренним водным транспортом занимаются как министерства, так и комиссии при Конгрессе США.
В США, помимо федерального
министерства транспорта, имеются аналогичные
министерства (департаменты) почти
во всех штатах и в федеральном
округе Колумбия. В каждом из таких
министерств есть специальные структурные
подразделения, осуществляющие научные
исследования собственным штатом сотрудников
и организующие их выполнение в университетах,
различных агентствах, частных консультативных
фирмах и др. Администрация водных
путей Министерства транспорта имеет
численность около 500 человек (без
численности, входящей в Корпус армейских
инженеров и Береговую охрану).
Его филиалы имеются в Нью-
Администрация водных путей
разрабатывает федеральную
Работы по проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации водных путей и гидротехническому обустройству портов производятся Корпусом военных инженеров армии США. В его функции входят: обеспечение судоходных условий на водных путях общей протяженностью 41 тыс. км, в 107 портах общего пользования и 400 мелких пристанях для прогулочного флота.
Значительную роль
в финансировании внутреннего
водного транспорта США играет
бюджет штатов и местных
В США имеется около 800 судоходных компаний, хотя в недавнем прошлом их было около 2000. Наблюдается процесс их укрупнения путем слияния, продаж и банкротств. В результате выделилось примерно десять крупнейших компаний, которые и перевозят основную массу грузов.
В зависимости от формы собственности выделяются порты общего пользования (государственные) и порты необщего пользования (частные). Большая часть (62 %) речных портов США находится в частном владении. Под контролем федерального правительства функционирует менее 2 %, в собственности властей: отдельных штатов находится 12 % и местных органов власти около 24 % от их общего количества.
Порты в США не получают от государства никаких дотаций, но в то же время освобождены от уплаты налогов.
Западная Европа. В странах Западной Европы имеются определенные особенности в управлении водным транспортом.
В системе «Рейн-Майн-Дунай*
особенно высока доля международных
перевозок. Это приводит к тому, что
основные направления государственной
политики в области речного транспорта
в отдельных странах
Речные порты в странах
Западной Европы принадлежат либо государственным
органам, либо муниципалитетам. По правовому
статусу порты общего пользования,
например Германии, управляются централизованно
и автономно. Централизованное управление
портами осуществляется местными государственными
органами. При этом порт не является
юридическим лицом и его
При автономном управлении порт является юридическим лицом. Основанием для регистрации такого предприятия является постановление федерального органа. В автономном управлении находятся такие порты Германии, как Кёльн, Дюссельдорф, Дуйсбург и др. Из всех судоходных фирм почти 97 % составляют фирмы общего пользования.
ФРГ. В ФРГ довольно высока степень централизации управления. В состав Федерального Министерства транспорта входит Главное управление внутреннего судоходства, которое выполняет свои функции через одиннадцать Дирекций судоходства и водных путей. В функции государственных органов управления судоходством и водным хозяйством входят: определение обшей воднотранспортной политики; установление размеров сборов и тарифов; обеспечение строительства и поддержания в хорошем состоянии водных путей, а также портов-убежищ и водохранилищ; эксплуатация гидросооружений и судоходной обстановки; обеспечение безопасности движения.
Наряду с Министерством транспорта в каждой из земель ФРГ имеется свое транспортное ведомство: как правило, это объединенное министерство экономики и транспорта, которое координирует в пределах своей территории деятельность дирекций и служб судоходства.
На внутренних водных путях ФРГ расположено 330 портов и отдельных причалов, из них 176 — портов общего пользования, в том числе 81 входит в федеральный Союз речных портов общего пользования Германии. По правовому статусу порты общего пользования управляются централизованно и автономно. Централизованное руководство портами осуществляется местными государственными органами. При этом порт не является юридическим лицом, и его имущество принадлежит местным органам.
Франция. Во Франции вопросами управления речного транспорта занимается Дирекция наземного транспорта, входящая в Министерство инфраструктуры и транспорта. В эту Дирекцию на правах департамента входит Администрация портов и путей, имеющая центральный аппарат и линейные службы судоходства.
Информация о работе Структура управления транспортом за рубежом