Структура управления транспортом за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт - важная составная часть экономики любой страны. Специализация государств и их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.

Оглавление

Введение……………………….…………………………………………………3

Глава 1. Место транспорта в экономике зарубежных стран………………5

1.1. Роль государства в управлении транспортом………….…………...…..6

ГЛАВА 2. Особенности управления отдельными видами транспорта…..9

2.1 Железнодорожный транспорт……………………………………………..9

2.2. Морской транспорт…………………………………….………………….11

2.3. Внутренний водный транспорт………………………………………….15
. Автомобильный транспорт………………………………………………19

2.5. Воздушный транспорт…………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………….......29

Список использованной литературы………………………………….…….30

Файлы: 1 файл

1.docx

— 50.24 Кб (Скачать)

С 1997 г. во Франции начата реформа железных дорог, основная цель которой разделить функции содержания инфраструктуры и эксплуатации. Инфраструктура передана в ведение вновь созданной государственной организации RFF.

НОФЖД занимается теперь только организацией грузовых и пассажирских перевозок и должно платить RFF за пользование инфраструктурой. Часть этих средств возвращается НОФЖД, которое занимается текущим содержанием сети.

Особенностью французской  модели управления является то, что  НОФЖД остается монополистом, право  допуска к пользованию сетью  третьей стороны не предусмотрено. В этом плане французская модель противоречит Директиве ЕС 91/440 и  усилиям Европейской комиссии по созданию конкурентной среды на железнодорожном  транспорте.

 

2.2 Морской транспорт

США. Функции государственного руководства морским транспортом рассредоточены между многочисленными органами.

Основными органами управления в правительственном аппарате являются Морская администрация (МАРАД) и  Федеральная морская комиссия (ФМК).

К основным функциям МАРАД  относятся:

содействие развитию торгового  флота;

рассмотрение требований владельцев судов;

определение наиболее важных для национальных интересов США  морских линий;

создание резервного флота  национальной обороны;

проектирование судов  и морских транспортных систем, внедрение  достижений научно-технического прогресса.

Федеральная морская комиссия является самостоятельным органом  государственного надзора за соблюдением  законодательства о международном  судоходстве и регулировании  деятельности линейных судоходных компаний и фрахтовых конкуренции во внешнеторговых перевозках США, а также наделена полномочиями по разрешению конфликтов, связанных с установлением тарифов  в линейном судоходстве. Организационно ФМК состоит из подразделений, специализирующихся на юридических, ревизионных, финансовых и других делах.

Кроме МАРАД, Министерству транспорта США подчиняется Береговая охрана, которая выполняет функции обеспечения  безопасности мореплавания, надзора  за состоянием морских путей и  навигационного оборудования, руководства  спасательной и лоцманской службами. Береговой охране США подчинены  службы регулирования судоходства  в районах крупных портов и  интенсивного движения судов.

Кроме вышеуказанных органов, управлением морским транспортом  занимаются различные комиссии при  Конгрессе США, выражающие интересы различных общественных групп частного капитала.

В США существует еще один орган — Национальный Морской  Совет, основная задача которого —  обеспечить более высокое участие  судов под флагом США во внешнеторговых перевозках. Именно это объясняет  тот факт, что в состав Совета входят как правительственные чиновники  высшего ранга, так и руководители судоходных компаний.

Государственное регулирование  деятельности морских портов рассматривается  как важный фактор повышения эффективности  работ портов, способствующих развитию прилегающих к ним регионов и страны в целом.

Морские порты США выпускают  свои тарифные сборники с указанием  видов и уровней тарифных ставок. Согласно закону о портах Министерству транспорта США предоставлено право  вносить поправки в портовые тарифы после их установления администрацией порта. В последнее время в  США отмечена тенденция увеличения уровня портовых сборов и тарифов, что  рассматривается как способ ликвидации дефицита финансовых ресурсов, возникающего в результате резкого сокращения дотаций со стороны правительства.

Франция. Согласно Конституции основные крупные морские порты являются государственной собственностью и находятся под контролем государственных административных органов. При этом 7 крупнейших портов Франции (на их долю приходится 90 % суммарного грузооборота) являются автономными и имеют особый юридический статус. Они являются государственными учреждениями, имеющими государственный статус и финансовую независимость, финансовый и экономический контроль осуществляется со стороны государства. Управление портом осуществляет Административный совет во главе с директором. Директор порта назначается директором Совета Министров.

Государство несет расходы  в размере 60 — 80 % по содержанию и эксплуатации шлюзов, фарватеров, защитных сооружений, использованию дноуглубительной и дноочистительной техники.

Административный совет  принимает меры по обеспечению источников получения доходов, по закупке оборудования и проведению работ, не пользующихся финансовый поддержкой государства, а  также имеет право устанавливать  максимальные тарифы и определять условия  пользования оборудованием, которым  он управляет. Он ежегодно разрабатывает  бюджет.

 В случае если доходы  не могут покрыть все эксплуатационные  издержки, компетентный орган может  предоставить необходимую поддержку.  Если доходы превышают расходы,  то после создания резервов  и запасов, 50 % суммы превышения передается государству. Министр морских портов и министр экономики и финансов ежегодно утверждают программу и сумму расходов, предлагаемые автономным портом.

Великобритания. На транспорте государственный сектор играет менее значительную роль. Государство владеет портами, составляющими третью часть в общей пропускной способности всех портов страны. Крупные порты находятся в ведении Управления британских транспортных доков, остальные подведомственны Управлению британских железных дорог.

Япония. В стране насчитывается 1088 портов и портопунктов, которые по значимости разделены на следующие группы:

1 группа — 17 портов «особо важных» (Токио, Иокогама, На-гоя, Осака, Кобе и др.). Они играют ведущую роль во внешней торговле страны.

2 группа — 109 портов — «важные», являются опорными пунктами внешней торговли или выполняют определенную роль в развитии отдельных районов страны.

3 группа — «периферийные», все остальные порты.

В Японии порты находятся  в ведении местных властей, но контролируются и управляются также  центральным правительством, которое  предоставляет прямые денежные субсидии на развитие портовой деятельности. Объем  финансовой помощи зависит от значимости портов. Субсидии составляют от 40 % (для небольших портов) до 100 % (для крупных). Развитие портов осуществляется на основе пятилетнего плана. Портовые тарифные ставки устанавливаются администрацией порта. Они определяют размер платы за пользование портами, портовыми сооружениями и оборудованием и стоимость услуг в порту.

Деловые операции ведутся  на основе системы открытого использования, суть которого состоит в том, что  портовые сооружения предоставляются  всем, кто желает ими воспользоваться, по принципу «кто первый обратился  с запросом, тот первый и обслуживается». Поэтому случаи предоставления привилегий в использовании портов довольно редки.

 

2.3 Внутренний  водный транспорт

США. В США водные пути и некоторые порты находятся в ведении государства или местных органов власти. Свыше 94 % всех работ по строительству и реконструкции водных путей осуществляется за счет средств федерального бюджета. Управлением внутренним водным транспортом занимаются как министерства, так и комиссии при Конгрессе США.

В США, помимо федерального министерства транспорта, имеются аналогичные  министерства (департаменты) почти  во всех штатах и в федеральном  округе Колумбия. В каждом из таких  министерств есть специальные структурные  подразделения, осуществляющие научные  исследования собственным штатом сотрудников  и организующие их выполнение в университетах, различных агентствах, частных консультативных  фирмах и др. Администрация водных путей Министерства транспорта имеет  численность около 500 человек (без  численности, входящей в Корпус армейских  инженеров и Береговую охрану). Его филиалы имеются в Нью-Йорке, Нью-Орлеане, Хьюстоне, Сан-Франциско, Сиэтле, Чикаго и ряде других городов.

Администрация водных путей  разрабатывает федеральную программу  финансирования судоходства, направленную на приоритетное развитие судостроения. Она не предусматривает прямого предоставления кредитов частному сектору, но создает предпосылки покрытия долга частного сектора и предоставления гарантий инвесторам. Эта программа самоокупаемая, для чего создается фонд программы.

Работы по проектированию, строительству, реконструкции и  эксплуатации водных путей и гидротехническому  обустройству портов производятся Корпусом военных инженеров армии США. В его функции входят: обеспечение  судоходных условий на водных путях  общей протяженностью 41 тыс. км, в 107 портах общего пользования и 400 мелких пристанях для прогулочного флота.

 Значительную роль  в финансировании внутреннего  водного транспорта США играет  бюджет штатов и местных органов  управления. За счет бюджетов  штатов создаются и расширяются  территории и акватории портов, углубляются подходные каналы  и т.п. В США созданы также  Доверительный фонд внутренних  водных путей и Фонд содействия  развитию рек и портов с  капиталом более 200 млн. долл. (формируемого  за счет налога на топливо), которыми распоряжается федеральное  правительство.

В США имеется около 800 судоходных компаний, хотя в недавнем прошлом их было около 2000. Наблюдается  процесс их укрупнения путем слияния, продаж и банкротств. В результате выделилось примерно десять крупнейших компаний, которые и перевозят  основную массу грузов.

В зависимости от формы  собственности выделяются порты  общего пользования (государственные) и порты необщего пользования (частные). Большая часть (62 %) речных портов США  находится в частном владении. Под контролем федерального правительства  функционирует менее 2 %, в собственности властей: отдельных штатов находится 12 % и местных органов власти около 24 % от их общего количества.

Порты в США не получают от государства никаких дотаций, но в то же время освобождены от уплаты налогов.

Западная Европа. В странах Западной Европы имеются определенные особенности в управлении водным транспортом.

В системе «Рейн-Майн-Дунай* особенно высока доля международных  перевозок. Это приводит к тому, что  основные направления государственной  политики в области речного транспорта в отдельных странах консолидированы  и во многом совпадают. Водные пути являются собственностью государства, которое придает большое значение развитию речного транспорта и, в  известной степени, его опекает.

Речные порты в странах  Западной Европы принадлежат либо государственным  органам, либо муниципалитетам. По правовому  статусу порты общего пользования, например Германии, управляются централизованно  и автономно. Централизованное управление портами осуществляется местными государственными органами. При этом порт не является юридическим лицом и его имущество  принадлежит местным федеральным  органам. Например, такие порты, как  Нюрнберг, Регенсбург, Пассау, входят в  единую систему управления земли  Баварии и их деятельность регулируется соответствующими правовыми нормами.

При автономном управлении порт является юридическим лицом. Основанием для регистрации такого предприятия  является постановление федерального органа. В автономном управлении находятся  такие порты Германии, как Кёльн, Дюссельдорф, Дуйсбург и др. Из всех судоходных фирм почти 97 % составляют фирмы общего пользования.

ФРГ. В ФРГ довольно высока степень централизации управления. В состав Федерального Министерства транспорта входит Главное управление внутреннего судоходства, которое выполняет свои функции через одиннадцать Дирекций судоходства и водных путей. В функции государственных органов управления судоходством и водным хозяйством входят: определение обшей воднотранспортной политики; установление размеров сборов и тарифов; обеспечение строительства и поддержания в хорошем состоянии водных путей, а также портов-убежищ и водохранилищ; эксплуатация гидросооружений и судоходной обстановки; обеспечение безопасности движения.

Наряду с Министерством  транспорта в каждой из земель ФРГ  имеется свое транспортное ведомство: как правило, это объединенное министерство экономики и транспорта, которое  координирует в пределах своей территории деятельность дирекций и служб судоходства.

На внутренних водных путях  ФРГ расположено 330 портов и отдельных  причалов, из них 176 — портов общего пользования, в том числе 81 входит в федеральный Союз речных портов общего пользования Германии. По правовому  статусу порты общего пользования  управляются централизованно и  автономно. Централизованное руководство  портами осуществляется местными государственными органами. При этом порт не является юридическим лицом, и его имущество  принадлежит местным органам.

Франция. Во Франции вопросами управления речного транспорта занимается Дирекция наземного транспорта, входящая в Министерство инфраструктуры и транспорта. В эту Дирекцию на правах департамента входит Администрация портов и путей, имеющая центральный аппарат и линейные службы судоходства.

Информация о работе Структура управления транспортом за рубежом