Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:37, реферат
Из числа различных видов современных электрических машин самой распространенной в наши дни является асинхронная бесколлекторная машина, применяемая обычно в качестве двигателя. Асинхронная машина (Ас.М.)— это машина, в которой при работе возбуждаются вращающееся магнитное поле, но ротор вращается асинхронно, т.е. с угловой скоростью, отличной от угловой скорости поля. Она была изобретена М.О.Доливо-Добровольским в 1888 г., но до настоящего времени сохранила в основном ту простую форму, которую ей придал талантливый русский изобретатель. Ас.М. состоит из трех неподвижных катушек (точнее, обмоток), размещённых на общем сердечнике, и помещённой между ними четвертой, вращающейся катушки.
1.Общие сведения………………………………………………………………………………..3
2.Устройство трехфазной асинхронной машины……………………………………….……..3
3.Режим работы трехфазной асинхронной машины…………………………………………..4
4.Вращающееся магнитное поле статора асинхронного двигателя…………………………..5
5.Вращающееся магнитное поле ротора и рабочее вращающее магнитное поле Ас.М…….6
6.Универсальная характеристика Ас.М……………………………………………….……......7
7.Пуск ас.дв. в ход……………………………………………………………………….………8
8.Методы регулирования частоты вращения Ас.Дв..................................................................9
а — двигательный;
б — генераторный;
в — тормоза;
г — трансформатора
(или короткого замыкания).
Направление преобразования
энергии изменяется на обратное: механическая
мощность Рг, подведенная к валу машины,
преобразуется в электрическую мощность
Plt поступающую в сеть. Поскольку мощность
потерь всегда положительна (в любом режиме
работы эти мощности превращаются в тепло),
механическая мощность:
Ρмех = Ρэм - Ρэ2 <
0 при s < 0
по абсолютному
значению больше, чем электромагнитная
(рис. 3.2):
|Ρмех| = | Ρэм
| + Ρэ2
Рис. 3.2. Электромеханические
характеристики асинхронной машины
(в относительных единицах при 1/х
= 1; /0 = 0,364; cos <р0 = 0,185; Хг = Х'2 = 0,125; Кг = 0,0375;
R's = 0,0425).
По той же
причине потребляемая механическая
мощность
P2 = P1 - ΣΡ < 0
по абсолютному
значению на потери больше электрической
мощности, отдаваемой в сеть:
|Ρ2| = | Ρ1 | + ΣΡ,
и КПД генератора
η = = 1-.
В режиме тормоза
(область Т на рис. 3.2) под воздействием
внешнего момента Мв < 0, направленного
против вращения поля (рис. 3.1, в), ротор
машины вращается в сторону, противоположную
полю (Ω<0, s = >1). В этом режиме электромагнитный
момент М, уравновешивающий внешний момент,
как и в режиме двигателя (направление
вращения поля Ω.5 относительно ротора
остается таким же, как в режиме двигателя),
направлен в сторону поля и считается
положительным (М > 0). Однако, поскольку
Ω < 0, механическая мощность оказывается
отрицательной:
Ρмех = ΜΩ = Ρэ2
< 0
Это означает, что
она подводится к асинхронной
машине. Электромагнитная мощность в
этом режиме положительна:
Ρэм = ΜΩ1 = >
0
Это означает, что
она поступает из сети в машину.
Подведенные к
ротору машины со стороны сети |Ρэм|
и вала |Ρмех| мощности превращаются
в электрические потери Рэ2 в сопротивлении
ротора R'2 (рис. 3.2):
|Ρмех| + | Ρэм
| = Ρэ2 + Ρэ2 = Ρэ2 = m1 R'2(I '2)2 .
Асинхронная машина
в этом режиме может быть использована
для притормаживания опускаемого подъемным
краном груза. При этом мощность | Ρмех
| = | ΜΩ | поступает в ротор машины (см. рис.
3.1).
В режиме идеального
холостого хода внешний вращающий
момент Μв, момент трения Μт = Ρт/Ω и момент,
связанный с добавочными потерями, Мд
= Ρд/Ω равны нулю. Ротор вращается со скоростью
поля (Ω = Ω1, s = 0) и не развивает полезной
механической мощности (М = 0, Рмех = ΜΩ =
0).
В режиме идеального
холостого хода внешний момент, приложенный
к валу машины, равен нулю (Мв = 0).
Считается также, что отсутствует момент
от трения вращающихся частей. Ротор машины
вращается с той же угловой скоростью,
что и вращающееся поле (Ω = Ω1), скольжение
равно нулю (s = 0); ЭДС и токи в обмотке ротора
не индуктируются (I2=0), и электромагнитный
момент, уравновешивающий внешний момент
и момент сил трения, равен нулю (М = 0).
Режим холостого
хода асинхронной машины аналогичен
режиму холостого хода трансформатора.
В асинхронной машине и в трансформаторе
ток в этом режиме имеется только в первичной
обмотке I1 ≠ 0, а во вторичной — отсутствует
(I2 = 0); в машине и в трансформаторе магнитное
поле образуется в этом режиме только
первичным током, что позволяет называть
ток холостого хода намагничивающим током
(I1 = I0). В отличие от трансформатора система
токов I0 в фазах многофазной обмотки статора
образует вращающееся магнитное поле.
По аналогии
с трансформатором уравнение
напряжений необходимо составить при
холостом ходе только для фазы обмотки
статора, являющейся первичной обмоткой:
,
где —
ЭДС, индуктированная в фазе вращающимся
магнитным полем с потоком Фга;
—
фазное напряжение первичной
сети;
R1, Х1 — активное
и индуктивное сопротивления рассеяния
фазы первичной обмотки (см. далее).
В силу малости
падений напряжений X1I0 и R1I0 напряжение
почти полностью
В режиме холостого
хода R'мех = R'2 = ∞, ток R'2 =
0 и схема замещения содержит только одну
ветвь Z1 + Z0 (Т-образная и Г-образная схемы
не отличаются друг от друга).
В режиме короткого
замыкания под действием
Направление тока
i2a и электромагнитного момента
Μ остается таким же, как в режиме
двигателя, и Μ > 0 (см. рис. 3.1, г). Электромагнитная
мощность Рэм = ΜΩ1 > 0 — она поступает
в ротор из статора и превращается
в электрические потери (Рэм = = Рэ2).
В этом режиме асинхронная машина работает
как коротко-замкнутый со вторичной стороны
трансформатор, отличаясь от него только
тем, что в ней существует вращающееся
поле взаимной индукции вместо пульсирующего
поля в трансформаторе.
В режиме короткого
замыкания R'мех = R'2 = 0 и сопротивление
схемы замещения по рис. 42-3 определяется
параллельно включенными сопротивлениями
Z1 + Z0 и Z1 + Z'2. Имея в виду, что |Z1 + Z'2| « |Z1
+ Z0|, можно отбросить ветвь Z1 + Z0 и считать
сопротивление схемы замещения при коротком
замыкании равным
Zк = Z1 + Z'2 = Rк + jXк
(43-3)
где
Rк= R1+ R'2
Если к неподвижному
ротору асинхронной машины подключить
симметричную систему дополнительных
сопротивлений R2д + jХ2д, то она будет
работать как трансформатор, преобразующий
электрическую энергию, поступающую
из первичной сети, в электрическую
энергию с другими параметрами,
потребляемую дополнительными
Изменить режим
работы асинхронной машины или скольжение
машины в данном режиме (при U1 = const и
f1 = const) можно только путем изменения внешнего
момента Мв, приложенного к валу машины.
При Мв = 0 ротор вращается со скоростью
поля (Ω = Ω1, s = 0) и машина не совершает полезного
преобразования энергии. При воздействии
на вал ротора внешнего момента Мв, направленного
против направления вращения поля, скорость
ротора уменьшается до тех пор, пока не
появится электромагнитный момент Μ =
f(s), который уравновесит момент Мв.
Машина переходит в режим двигателя
s = > 0. Наоборот, при
воздействии внешнего момента Мв направленного
по вращению поля, скорость ротора делается
большей, чем скорость поля (Ω > Ω1), и машина
переходит в режим генератора (s=<0).
Наконец, к режиму
тормоза можно перейти из режима
двигателя, изменяя внешний момент
Мв таким образом, чтобы ротор сначала
остановился, а затем пришел во вращение
в противоположную сторону (по отношению
к полю).
Список литературы
Иванов-Смоленский
А. В. Электрические машины: Учебник для
вузов. – М.: Энергия, 1980. – 928 с., ил.
Вольдек А. И. Электричесие
машины. Учебник для студентов высших
учебн. Заведений. Л., «Энергия», 1974.
Проектирование
электрических машин: Учеб. Для вузов
/ Под ред. И. П. Копылова. М.: Высш. Шк., 2002.
– 757 с.: ил.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
В зависимости
от характера изменения нагрузки
во времени различают
Номинальный режим
указывают на заводском щитке
условными обозначениями S1, S2, S3 и
т. д.
· Основные номинальные
режимы работы электродвигателей (рис.
2): продолжительный — S1,
· кратковременный
— S2,
· повторно-кратковременный—
S3,
· перемежающийся
— S6.
Дополнительные
номинальные режимы: повторно-кратковременный
с частым пуском S4, повторно-кратковременный
с частыми пусками и
Продолжительный
режим (S1) характеризуется тем, что
температура всех частей электродвигателя
при работе с постоянной нагрузкой
достигает установившегося
Температура двигателя
достигает практически
Кратковременный
режим (S2) характеризуется тем, что
в рабочий период температура
двигателя не успевает достигнуть установившегося
значения, а пауза столь продолжительна,
что температура двигателя
При повторно-кратковременном
режиме (S3) кратковременные периоды
нагрузки чередуются с непродолжительными
периодами отключения двигателя. При
этом tР<.4Т; tn<Т0, то есть ни в одном из
периодов температура не достигает установившегося
значения, но среднее ее значение устанавливается
неизменным.
Повторно-кратковременный
режим характеризуется
ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
ПО МОЩНОСТИ,
ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ, ТИПУ И ИСПОЛНЕНИЮ
При выборе электродвигателей
и способов регулирования для
производственных машин, требующих
электрического регулирования скорости,
приходится учитывать ряд технических
требований. Основными из них являются:
диапазон и плавность регулирования,
стабильность скорости, надежность и
простота управления. В этом случае
на производстве чаще применяют асинхронные
двигатели с фазным ротором, многоскоростные
короткозамкнутые двигатели, двигатели
повышенного скольжения с короткозамкнутым
ротором. Правильный выбор номинальной
мощности электродвигателя определяет
экономическую эффективность
1. Применение
двигателя недостаточной
2. При выборе
электродвигателя по
В большинстве
случаев частота вращения приводных
валов машин, за исключением вентиляторов
и центробежных насосов, не совпадает
со стандартными частотами вращения
электродвигателей. Поэтому приходится
учитывать стоимость и к. п. д.
механических передач.
Технико-экономические
расчеты и практический опыт показывают,
что в большинстве случаев
наиболее экономичны двигатели с
частотой вращения 1500 об/мин. Число таких
двигателей в сельском хозяйстве превышает
90%.
Двигатели на 3000
об/мин применяют для привода центробежных
насосов и вентиляторов большого напора.
Двигатели на 1000
об/мин используют для привода поршневых
компрессоров, вентиляторов среднего
напора большой производительности и
в других случаях, когда возможно прямое
соединение с валом рабочей машины. Тихоходные
двигатели обладают техническим преимуществом
по сравнению с быстроходными в том случае,
когда осуществляются частые пуски и реверсы.
При этом решающими факторами становятся
потери энергии и время переходных процессов,
а тихоходные двигатели, обладая малой
величиной кинетической энергии ротора,
обеспечивают меньшие потери энергии
и время переходных процессов.