Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:37, реферат
Из числа различных видов современных электрических машин самой распространенной в наши дни является асинхронная бесколлекторная машина, применяемая обычно в качестве двигателя. Асинхронная машина (Ас.М.)— это машина, в которой при работе возбуждаются вращающееся магнитное поле, но ротор вращается асинхронно, т.е. с угловой скоростью, отличной от угловой скорости поля. Она была изобретена М.О.Доливо-Добровольским в 1888 г., но до настоящего времени сохранила в основном ту простую форму, которую ей придал талантливый русский изобретатель. Ас.М. состоит из трех неподвижных катушек (точнее, обмоток), размещённых на общем сердечнике, и помещённой между ними четвертой, вращающейся катушки.
1.Общие сведения………………………………………………………………………………..3
2.Устройство трехфазной асинхронной машины……………………………………….……..3
3.Режим работы трехфазной асинхронной машины…………………………………………..4
4.Вращающееся магнитное поле статора асинхронного двигателя…………………………..5
5.Вращающееся магнитное поле ротора и рабочее вращающее магнитное поле Ас.М…….6
6.Универсальная характеристика Ас.М……………………………………………….……......7
7.Пуск ас.дв. в ход……………………………………………………………………….………8
8.Методы регулирования частоты вращения Ас.Дв..................................................................9
Асинхронной машиной
называется двухобмоточная электрическая
машина переменного тока, у которой только
одна обмотка (первичная) получает питание
от электрической сети с постоянной частотой
ω1, а вторая обмотка (вторичная) замыкается
накоротко или на электрические сопротивления.
Токи во вторичной обмотке появляются
в результате электромагнитной индукции.
Их частота ω2 является функцией угловой
скорости ротора Ω, которая в свою очередь
зависит от вращающего момента, приложенного
к валу.
Наибольшее распространение
получили асинхронные машины с трехфазной
симметричной разноименнополюсной обмоткой
на статоре, питаемой от сети переменного
тока, и с трехфазной или многофазной симметричной
разноименнополюсной обмоткой на роторе.
Машины такого
исполнения называют просто «асинхронными
машинами», в то время как асинхронные
машины иных исполнений относятся к
«специальным асинхронным машинам».
Асинхронные машины
используются в основном как двигатели;
в качестве генераторов они применяются
крайне редко.
Асинхронный двигатель
является наиболее распространенным типом
двигателя переменного тока.
Разноименнополюсная
обмотка ротора асинхронного двигателя
может быть короткозамкнутой (беличья
клетка) или фазной (присоединяется к контактным
кольцам). Наибольшее распространение
имеют дешевые в производстве и надежные
в эксплуатации двигатели с короткозамкнутой
обмоткой на роторе, или короткозамкнутые
двигатели. Эти двигатели обладают жесткой
механической характеристикой (при изменении
нагрузки от холостого хода до номинальной
их частота вращения уменьшается всего
на 2—5%).
Двигатели с
короткозамкнутой обмоткой на роторе
обладают также довольно высоким
начальным пусковым вращающим моментом.
Их основные недостатки: трудность
осуществления плавного регулирования
частоты вращения в широких пределах;
потребление больших токов из
сети при пуске (в 5—7 раз превышающих
поминальный ток).
Двигатели с
фазной обмоткой на роторе или двигатели
с контактными кольцами избавлены
от этих недостатков ценой усложнения
конструкции ротора, что приводит
к их заметному удорожанию по сравнению
с короткозамкнутыми
Двигатели с
контактными кольцами иногда применяют
в каскаде с другими машинами.
Каскадные соединения асинхронной
машины позволяют плавно регулировать
частоту вращения в широком диапазоне
при высоком коэффициенте мощности,
однако из-за значительной стоимости
не имеют сколько-нибудь заметного
распространения.
В двигателях с
контактными кольцами выводные концы
обмотки ротора, фазы которой соединяются
обычно в звезду, присоединяются к
трем контактным кольцам. С помощью
щеток, соприкасающихся с кольцами,
в цепь обмотки ротора можно вводить
добавочное сопротивление или
В большинстве
случаев добавочное сопротивление
вводится в обмотку ротора только
при пуске двигателя, что приводит
к увеличению пускового момента
и уменьшению пусковых токов и
облегчает пуск двигателя. При работе
асинхронного двигателя пусковой реостат
должен быть полностью выведен, а
обмотка ротора замкнута накоротко.
Иногда асинхронные двигатели
Выпускаемые заводами
асинхронные двигатели
механическая
мощность, развиваемая двигателем,
Рн = P2н;
частота сети f1;
линейное напряжение
статора U1лн
линейный ток
статора I1лн;
частота вращения
ротора nн;
коэффициент мощности
cos φ1н;
коэффициент полезного
действия ηн.
Если у трехфазной
обмотки статора выведены начала
и концы фаз и она может быть включена
в звезду или треугольник, то ука-зываются
линейные напряжения и токи для каждого
из возможных соединений (Υ/Δ).
Кроме того, для
двигателя с контактными
Номинальные данные
асинхронных двигателей варьируются
в очень широких пределах. Номинальная
мощность — от долей ватта до
десятков тысяч киловатт. Номинальная
синхронная частота вращения п1н = 60
f1/р при частоте сети 50 Гц от 3000 до 500 об/мин
и менее в особых случаях; при повышенных
частотах — до 100 000 об/мин и более (номинальная
частота вращения ротора обычно на 2—5%
меньше синхронной; в микродвигателях
— на 5—20%). Номинальное напряжение от
24 В до 10 кВ (большие значения при больших
мощностях).
Номинальный КПД
асинхронных двигателей возрастает
с ростом их мощности и частоты
вращения; при мощности более 0,5 кВт
он составляет 0,65—0,95, в микродвигателях
0,2—0,65.
Номинальный коэффициент
мощности асинхронных двигателей, равный
отношению активной мощности к полной
мощности, потребляемой из сети,
также возрастает
с ростом мощности и частоты вращения
двигателей; при мощности более 1 кВт
он составляет 0,7—0,9; в микродвигателях
0,3—0,7.
Общие сведения
о режимах работы асинхронного двигателя.
В двигательном
режиме разница частот вращения ротора
и поля статора в большинстве
случаев невелика и составляет лишь
несколько процентов. Поэтому частоту
вращения ротора оценивают не в абсолютных
единицах (об/мин или об/с), а в относительных,
вводя понятие скольжения:
s = (пс - п)/пс,
где пс — частота
вращения поля (синхронная частота вращения);
п — частота вращения ротора.
Скольжение выражается
либо в относительных единицах (s
= = 0,02; 0,025 и т. п.), либо в процентах (s - 2 %;
2,5 % и т. п.).
Частота тока и
ЭДС, наводимая в проводниках
обмотки ротора, зависят от частоты
тока и ЭДС обмотки статора
и от скольжения:
f2 - f1s; Е'2 - E1s,
где Е1— ЭДС обмотки
статора; Е'2 — ЭДС обмотки ротора, приведенная
к числу витков обмотки статора.
Рис. 2.1. Механическая
характеристика асинхронной машины
Теоретически
асинхронная машина может работать
в диапазоне изменения
Для оценки механической
характеристики асинхронного двигателя
моменты, развиваемые двигателем при
различных скольжениях, обычно выражают
не в абсолютных, а в относительных
единицах, т. е. указывают кратность
по отношению к номинальному моменту:
М* = M/Мном. Зависимость М* = f(s) асинхронного
двигателя (рис. 2.2) имеет несколько характерных
точек, соответствующих пусковому М*п,
минимальному М*min, максимальному М*max и
номинальному М*ном моментам.
Пусковой момент
М*п характеризует начальный момент, развиваемый
двигателем непосредственно при включении
его в сеть при неподвижном роторе (s - 1).
После трогания двигателя с места его
момент несколько уменьшается по сравнению
с пусковым (см. рис. 2.2). Обычно М*min на 10...15
% меньше М*п. Большинство двигателей проектируют
так, чтобы их М*min был больше М*ном , так
как они могут достигнуть номинальной
скорости лишь при условии, что момент
сопротивления, приложенный к валу, будет
меньше, чем М*min .
Максимальный
момент М*max характеризует перегрузочную
способность двигателя. Если момент сопротивления
превышает М*max, двигатель останавливается.
Поэтому М*max называют также критическим,
а скольжение, при котором момент достигает
максимума, — критическим скольжением
sкp. Обычно sкр не превышает 0,1...0,15; в двигателях
с повышенным скольжением (крановых, металлургических
и т. п.) sкp может быть значительно большим.
В диапазоне 0 <
s < sкр характеристика М - f(s) имеет устойчивый
характер. Она является рабочей частью
механической характеристики двигателя.
При скольжениях s > sкр двигатель в нормальных
условиях работать не может. Эта часть
характеристики определяет пусковые свойства
двигателя от момента пуска до выхода
на рабочую часть характеристики.
Рис. 2.2. Зависимость
тока и момента асинхронного двигателя
от скольжения
Трансформаторный
режим, т. е. режим, когда обмотка
статора подключена к сети, а ротор
неподвижен, называют также режимом
короткого замыкания двигателя.
При s = 1 ток двигателя в несколько раз
превышает номинальный, а охлаждение много
хуже, чем при номинальном режиме. Поэтому
в режиме короткого замыкания асинхронный
двигатель, не рассчитанный для работы
при скольжениях, близких к единице, может
находиться лишь в течение нескольких
секунд.
Режим короткого
замыкания возникает при каждом
пуске двигателя, однако в этом случае
он кратковременен. Несколько пусков
двигателя с короткозамкнутым ротором
подряд или через короткие промежутки
времени могут привести к превышению
допустимой температуры его обмоток
и к выходу двигателя из строя.
3. Аналитическое
и графическое определение
Электромеханическое
преобразование энергии может происходить
в асинхронной машине в следующих
трех режимах:
в режиме двигателя
0 < s < l, Ω1 > Ω > 0;
в режиме генератора
s < 0, Ω > Ω1;
в режиме тормоза
s > 1, Ω < 0.
Кроме того, важны
еще два характерных режима работы,
в которых электромеханическое
преобразование энергии не происходит:
режим идеального холостого хода
(s = 0, Ω = Ω1) и режим короткого замыкания
(s = 1, Ω = 0).
В режиме двигателя
(область Д на рис. 3.2) под воздействием
электромагнитного момента Μ > 0, направленного
в сторону поля, ротор машины вращается
в сторону поля со скоростью, меньшей,
чем скорость поля (Ω1 > Ω > 0, 0 < s <
1). В этом режиме
Ρэм = ΜΩ1 = >
0; Ρмех = ΜΩ = Ρэ2 > 0.
Электрическая
мощность Р1 = Рэм + Рм + Рэ1 > 0 преобразуется
в механическую мощность Р2 = Рмех — Ρд
— ΡΊ > 0, передаваемую через вал приводимой
в движение машины.
Энергетические
процессы в режиме двигателя иллюстрируются
рис. 3.1, а, на котором направление
активной составляющей тока ротора i2а
совпадает с индуктированной в роторе
ЭДС. Направление электромагнитного момента
Μ определяется электромагнитной силой
Bmi2a, действующей на ток i2a .
Полезная механическая
мощность Р2 оказывается меньше потребляемой
из сети мощности на потери ΣΡ:
Ρ2 = Ρ1-ΣΡ = Ρ1 -(Ρэ1
+ Ρм+Ρэ2 + Ρд + Ρт),
И КПД двигателя
выражается формулой:
η = = 1- = f(s)
В режиме генератора
(область Г на рис. 3.2) под воздействием
внешнего момента Мв > 0,
направленного в сторону
поля (рис. 3.1, б), ротор машины вращается
со скоростью, превышающей скорость поля
(Ω > Ω1, s < 0). В этом режиме в связи с изменением
направления вращения поля (Ω^) относительно
ротора активная составляющая тока ротора
г'2а изменяет свое направление иа обратное
(по сравнению с двигательным режимом).
Поэтому электромагнитный момент Μ = Bmi2a,
уравновешивающий внешний момент, направлен
против поля и считается отрицательным
(М < 0), мощности Рэ„ и Ртх также отрицательны:
Ρэм = ΜΩ1 = <
0; Ρмех = ΜΩ = Ρэ2 < 0.
Рис. 3.1. Режимы работы
асинхронной машины.