Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:37, реферат
Из числа различных видов современных электрических машин самой распространенной в наши дни является асинхронная бесколлекторная машина, применяемая обычно в качестве двигателя. Асинхронная машина (Ас.М.)— это машина, в которой при работе возбуждаются вращающееся магнитное поле, но ротор вращается асинхронно, т.е. с угловой скоростью, отличной от угловой скорости поля. Она была изобретена М.О.Доливо-Добровольским в 1888 г., но до настоящего времени сохранила в основном ту простую форму, которую ей придал талантливый русский изобретатель. Ас.М. состоит из трех неподвижных катушек (точнее, обмоток), размещённых на общем сердечнике, и помещённой между ними четвертой, вращающейся катушки.
1.Общие сведения………………………………………………………………………………..3
2.Устройство трехфазной асинхронной машины……………………………………….……..3
3.Режим работы трехфазной асинхронной машины…………………………………………..4
4.Вращающееся магнитное поле статора асинхронного двигателя…………………………..5
5.Вращающееся магнитное поле ротора и рабочее вращающее магнитное поле Ас.М…….6
6.Универсальная характеристика Ас.М……………………………………………….……......7
7.Пуск ас.дв. в ход……………………………………………………………………….………8
8.Методы регулирования частоты вращения Ас.Дв..................................................................9
Реферат на тему
:
Режим работы электрического двигателя.
Выполнил:
Сазанбаев.С.С
Проверил:
Лабунская.Н.С
Костанайский Политехнический
Коледж.2011г.
Содержание
1.Общие сведения……………………………………
2.Устройство
трехфазной асинхронной машины…
3.Режим работы
трехфазной асинхронной машины…
4.Вращающееся
магнитное поле статора
5.Вращающееся
магнитное поле ротора и
6.Универсальная
характеристика Ас.М……………………………
7.Пуск ас.дв.
в ход………………………………………………………………………
8.Методы регулирования
частоты вращения Ас.Дв........
1. Общие сведения.
Из числа различных
видов современных
Ас.М. малой мощности
часто выполняются однофазными для устройств,
питающихся от двухпроводной сети. Такие
машины находят широкое применение в бытовой
технике.
Общий недостаток
Ас.М. — это относительная сложность и
неэкономичность регулирования их режимов
работы.
2. Устройство
трехфазной асинхронной машины.
Трехфазная Ас.М.
состоит из двух главных частей: неподвижного
статора и вращающегося ротора.
v Конструкция
статора. Статор Ас.М. представляет собой
полый цилиндр, собранный из пластин электротехнической
стали, изолированных друг от друга слоем
лака (рис.1). В пазах на внутренней стороне
статора размещаются три фазные обмотки.
Каждая фазная обмотка содержит одну или
несколько катушечных групп, соединенных
последовательно и расположенных вдоль
окружности статора на равном расстоянии
друг от друга.
Фазные обмотки
соединяются между собой
Для укладки
многовитковой катушечной группы в
пазах статора ее разделяют на
q последовательно соединенных секций
по wc витков в каждой секции. Возможны
секции с одинаковым и неодинаковым шагом
намотки y. В первом случае стороны каңдой
секөии сдвинуты по окруңности статора
на угол 180°/ p, что соответствует одному
полюсному делению y=τ,т.е. длине окружности
статора, приходящейся на один полюс. Во
втором случае секции катушечной группы
вложены друг в друга, т.е. их шаг намотки
τ<y< τ.
Распределение
фазных обмоток по нескольким пазам
не только улучшает использование цилиндрической
конструкции статора, но и обуславливает
необходимое распределение
Сердечник статора
изготавливается с открытыми
или полуоткрытыми пазами, применение
полуоткрытых пазов уменьшает магнитное
сопротивление и, следовательно, намагничивающий
ток. При открытых пазах упрощается
укладка секций и повышается надежность
изоляции.
v Конструкция
ротора. Ас.М. в основном различаются устройством
ротора. Ротор Ас.М. представляет собой
цилиндрический сердечник (рис.2), собранный
из пластин электротехнической стали,
изолированных друг от друга лаком. Сердечник
ротора насажен на вал, закрепленный на
подшипниках. В пазах ротора располагаются
витки обмотки ротора.
В большинстве
двигателей применяется короткозамкнутый
ротор. Он значительно дешевле, и, что
очень существенно, обслуживание короткозамкнутым
ротором значительно проще. Обмотка
короткозамкнутого ротора выполняется
в виде цилиндрической клетки из медных
или алюминиевых стержней, которые
без изоляции вставляются в пазы
сердечника. Торцевые концы стержней
замыкаются накоротко кольцами из того
же материала, что и стержни (т.н.
«беличье колесо»). Часто короткозамкнутая
обмотка изготовляется путем
заливки пазов ротора расплавленным
алюминием.
Обмотка фазного
ротора, называемого также ротором
с контактными кольцами, выполняется
изолированным проводом. В большинстве
случаев она трехфазная, с тем
же числом катушек, что и обмотка
статора данного двигателя. Три фазные
обмотки ротора соединяются на самом роторе
звездой, а свободные концы их соединяются
с тремя контактными кольцами, укрепленными
на валу машины, но изолированными от этого
вала. На кольца наложены щетки, установленные
на неподвижных щеткодержателях. Через
кольца и щетки обмотка ротора присоединена
к трехфазному реостату (рис.3). Включение
реостата в цепь ротора дает возможность
существенно улучшить условия пуска двигателя
— уменьшить пусковой ток и увеличить
начальный вращающий момент, кроме того,
при помощи реостата, включенного в цепь
ротора, можно плавно регулировать скорость
двигателя.
На рисунке 4
приведены условные обозначения
Ас.М. с короткозамкнутым (а) и фазным (б)
ротором на схемах замещения.
3. Режим работы
трехфазной асинхронной машины.
Режим работы трехфазной
Ас.М. определяется электромагнитным взаимодействием
токов в обмотках статора и ротора.
Взаимодействие
вращающегося магнитного поля, создаваемого
токами в обмотках статора, с токами
ротора вынуждает ротор вращаться
по направлению вращения поля. Но чем
быстрее вращается ротор, тем
меньше индуктируемые в его обмотке
ЭДС, а, следовательно, и токи. Если частота
вращения поля n1, а частота вращения
ротора n, то режим работы Ас.М. можно характеризовать
скольжением
На рисунке 5
построена линейная характеристика
n(s) по (1). В зависимости от значения скольжения
s трехфазная Ас.М. может работать в режимах
двигателя, генератора и электромагнитного
тормоза.
В режиме двигателя
(0< s <1) трехфазная Ас.М. преобразует
электрическую энергию в механическую.
Ротор двигателя должен вращаться асинхронно
медленнее поля, с такой частотой, при
которой токи в обмотке ротора, взаимодействуя
с вращающимся магнитным полем, создаваемым
токами в обмотках статора, создают вращающий
момент, уравновешивающий тормозной момент
от сил трения и нагрузки на валу.
В режиме генератора
(s <0) трехфазная Ас.М. преобразует механическую
энергию в электрическую. Ротор генератора
вращается в направлении вращения магнитного
поля, создаваемого токами в обмотках
статора, с частотой большей, чем частота
вращения поля.
В режиме электромагнитного
тормоза (s>1) ротор трехфазной Ас.М. вращается
в направлении, противоположном направлению
вращения магнитного поля, создаваемого
токами в обмотках статора. При этом в
машине рассеивается значительная энергия.
4. Вращающееся
магнитное поле статора
Токи обмоток
статора, подключенных к трехфазной
сети, возбуждают в машине вращающееся
магнитное поле статора, которое
индуктирует ЭДС в замкнутой
накоротко (или пусковыми реостатами)
обмотке ротора. Токи ротора, возникающие
под действием ЭДС, возбуждают вращающееся
магнитное поле ротора. Частота и
направление вращения этих полей
одинаковы, что обуславливает
Рассмотрим характеристики
вращающегося магнитного поля статора,
полагая, что цепь ротора разомкнута.
Характеристики этого поля зависят
от геометрического расположения фазных
обмоток на статоре машины.
v Двухполюсное
вращающееся поле. Для получения двухполюсного
вращающегося поля необходимо три одинаковые
фазные обмотки расположить на статоре
так, чтобы углы между их осями были равны
120º. Если фазные обмотки соединить звездой
и подключить к трехфазной сети питания,
то токи в витках катушек будут равны
Токи фазных
обмоток создают магнитные
Сумма векторов
этих магнитных индукций образует магнитную
индукцию поля статора. Опишем поле статора
через его составляющие по двум взаимно
перпендикулярным осям x и y, причем оси
x дадим направление оси катушки фазы А.
Составляющая
индукции магнитного поля вдоль оси
x равна алгебраической сумме проекций
на эту ось мгновенных значений трех индукций:
Подставив выражения
индукций из (2), получим
Составляющая
индукции магнитного поля по оси y
или после подстановки
значений индукции из (2)
Таким образом,
магнитная индукция поля статора
т.е. ее значение
постоянно. Угол α, образуемый магнитными
линиями поля с осью y, определяется
условием
т.е.
Следовательно,
магнитное статора вращается
в плоскости осей катушек по направлению
движения часовой стрелки с угловой
скоростью ω. Вектор индукции поля последовательно
совпадает по направлению с осью
той из фазных обмоток, ток в которой
достигает максимального
Чтобы изменить
направление вращения магнитного поля
статора, достаточно изменить порядок
подключения двух любых фазных обмоток
Ас.М. к трехфазному источнику электрической
энергии.
фазных обмоток
на статоре машины.
v Многополюсное
вращающееся поле. В многополюсной обмотке
статора каждой паре полюсов вращающегося
поля соответствует одна катушечная группа
в каждой обмотке, т.е. всего три катушечные
группы для трехфазных обмоток. Следовательно,
если поле должно иметь р пар полюсов,
то все три фазные обмотки статора должны
быть разделены на k=3р равных частей, т.е.
р частей на каждую фазу.
5. Вращающееся
магнитное поле ротора и
Обмотка короткозамкнутого
ротора состоит из N стержней. Между
ЭДС, индуктированными вращающимся магнитным
полем статора в двух соседних стержнях,
сдвиг фаз равен 360°p/N. Можно считать, что
число фаз короткозамкнутого ротора равно
числу стержней, m2=N, а число витков в каждой
фазе w2=1/2.
Аналогично цепь
фазного ротора представляет собой
трехфазную систему m2=3 с числом витков
w2 в каждой фазе. Здесь и в дальнейшем
все величины, относящиеся к фазе
ротора, будут отмечаться индексом
2, а относящиеся к фазе статора
— индексом 1.
Примем сначала,
что цепь ротора разомкнута, т.е. ток
в ней отсутствует, на ротор не
действуют электромагнитные силы и
он неподвижен. В этом случае магнитное
поле машины представляет собой только
вращающееся магнитное поле статора.
При неподвижном
роторе индуктированной в его
обмотке ЭДС равна частоте f токов
в цепи статора. Если ротор вращать с частотой
n вслед за вращающимся полем статора,
то частота индуктированной в его обмотке
ЭДС уменьшится. Эту частоту f2 можно определить
из выражения n1=f·60/p, в котором вместо частоты
вращения поля статора n1 нужно подставить
разность n1 - n, т.к. вращающееся магнитное
поле статора пересекает витки обмотки
ротора только вследствие того, что частота
его вращения n меньше, чем поля статора
n1: f2=p(n1-n)/60.
Если теперь
цепь ротора замкнуть, то токи в ней
образуют многофазную систему с
m2=N фазами в случае короткозамкнутого
ротора и с m2=3, т.е. трехфазную в случае
фазного ротора. Следовательно, токи
в обмотке ротора аналогично токам
в обмотке статора должны возбуждать
вращающееся магнитное поле. Частоту
вращения nотн этого поля относительно
ротора можно определить, пользуясь общим
выражением частоты вращения многополюсного
поля n1=f·60/p: nотн = f2·60/p.