Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:00, курсовая работа
В курсовом проекте произведено конструирование зубчатых колес, расчет шпоночных соединений, конструирование корпуса редуктора и крышек подшипников. Затем сделан выбор смазочных материалов и систем смазывания редуктора, подбор и расчет муфт. Произведено описание порядка сборки редуктора и назначение посадок.
1 Назначение и краткое описание привода 5
2 Выбор электродвигателя 6
3 Расчет на прочность и определение параметров передачи 8
4 Определение сил в зацеплении 13
5 Проектный и проверочный расчет валов редуктора 14
5.1 Определение размеров ступеней валов 14
5.2 Расчетная схема червяка 14
5.3 Расчетная схема колеса 17
6 Подбор и расчет подшипников 19
6.1 Подбор и расчет подшипников червяка 19
6.2 Подбор и расчет подшипников вала колеса 20
7 Проверочный расчет валов 21
7.1 Проверочный расчет вала – червяка 21
7.2 Проверочный расчет тихоходного вала 23
8 Проверочный расчет шпоночных соединений 25
8.1 Проверочный расчет шпонки под колесом 25
8.2 Проверочный расчет шпонки под полумуфтой на тихоходном валу 26
9 Тепловой расчет червячного редуктора 26
10 Выбор посадок для сопряжения основных деталей редуктора 27
11 Определение размеров основных элементов редуктора 27
12 Подбор и проверочный расчет муфты 28
13 Выбор системы, назначения сорта и количества смазки и зацепления подшипников 28
14 Описание технологии сборки редуктора и регулировки его основных узлов
Список литературы
По формулам (7.10) и (7.11) находим и
МПа.
.
Проверка показала, что прочность вала в опасных сечениях обеспечена.
7.2 Проверочный расчет червячного ведомого вала
Находим запас сопротивления усталости во втором сечении.
Дано: ; d2 = 55 мм; Tk = .
Напряжение изгиба находим по формуле (7.1), используя (7.2) для определения WИ.
мм3.
МПа.
Касательные напряжения находим по формуле (7.3), используя (7.4) для нахождения Wр.
мм3
МПа
По формуле (7.8) находим , = 34.8 МПа.
По формуле (7.7) находим , МПа, = .
(табл. 15.1 [2]), .
(табл. 11.3 [1]).
(табл. 11.4 [1]).
Используя (7.5) и (7.6) находим и .
МПа.
МПа.
Запас сопротивления усталости находим по формуле (7.9):
.
Во втором сечении ведомого колеса прочность на усталость обеспечена.
Находим запас сопротивления усталости в третьем сечении.
Дано: ; d3 = 64.6 мм; Tk = 448900 .
Напряжение изгиба находим по формуле (7.1), используя (7.2) для определения WИ.
мм3.
МПа.
Касательные напряжения находим по формуле (7.3), используя (7.4) для нахождения Wр.
мм3
МПа
По формуле (7.8) находим = , = 16.5 МПа.
По формуле (7.7) находим , МПа, = .
(табл. 15.1 [2]), .
Используя (7.5) и (7.6) находим и .
МПа.
МПа.
Запас сопротивления усталости находим по формуле (7.9):
.
Запас сопротивления усталости в третьем сечении обеспечен.
Прверка статической прочности при перегрузках в опасных сечениях:
Во втором сечении:
По формулам (7.10) и (7.11) находим и , зная, что и , .
МПа.
.
В третьем сечении:
По формулам (7.10) и (7.11) находим и , зная, что и , .
МПа.
.
Проверка показала, что прочность тихоходного вала в опасных сечениях обеспечена.
8 Проверочный расчет шпоночных соединений
Запишем условие прочности:
,
где Ft – окружная сила на червяке или колесе;
Асм – площадь смятия;
см – допускаемое напряжение смятия, см = 150 Н/мм2.
Асм =
,
где lp – рабочая длина шпонки со скругленными торцами;
h, t1 – стандартные размеры шпонки.
lp = l – b,
где l – полная длина шпонки,
b – ширина шпонки
Рисунок 4 – Эскиз шпоночного соединения
8.1 Проверочный расчет шпонки под колесом
По формуле (8.3) находим lp, заранее находя параметры h, t1, l и b (табл. К42 [1]), h=11мм, b = 18 мм, t1 = 7мм, l = 67 мм. Ширину шпонки для обеих ступней вала принимаем одинаковой, исходя из меньшего диаметра, для удобства обработки.
lp = 67 – 18 = 49 мм
По формуле (8.2) находим площадь смятия:
Асм = ( ) мм2
МПа
МПа МПа
Прочность шпонки обеспечена.
8.2 Проверочный расчет
шпонки под полумуфтой на
Используя формулы (8.1), (8.2) и (8.3) ведем расчет шпонки заранее определив (табл. К42 [1]) h = 9 мм, b = 12 мм, t1 = 5,5 мм, l = 39 мм.
lp = 39 -12 = 27 мм
Асм = ( ) мм2
МПа < 150 МПа = см
Прочность шпонки обеспечена
8.3 Проверочный расчет
шпонки под полумуфтой на
Используя формулы (8.1), (8.2) и (8.3) ведем расчет шпонки, заранее определив (табл. К42 [1]) h = 7 мм, b = 8 мм, t1 = 4 мм, l = 22 мм, = 1600 Н.
lp = 22 – 8 = 14 мм
Асм = мм2
МПа < см = 150 МПа
Прочность шпонки обеспечена.
9 Тепловой расчет редуктора
Температура масла в редукторе при работе находится по формуле:
где tB – температура окружающей среды, tB = 20° С;
Р1 – мощность на быстроходном валу редуктора, Р1 = 4 кВт;
η – КПД редуктора, η = 0,82;
А –
площадь теплоотдачи
kt – коэффициент теплоотдачи, kt = 9 …17 Вт/м2· град.
. Приняли .
Температура масла в работающем редукторе не превышает допускаемого значения.
10 Выбор посадок для сопряжения основных деталей редуктора
- посадка с натягом. Данная посадка рекомендуется для установки червячного колеса на вал.
- посадка с натягом. Данная
посадка рекомендуется при
Для подшипников для получения посадки с натягом на вал применяем поле допуска к6.
Для отверстия в корпусе под подшипник применяют поле допуска Н7.
11 Определение размеров основных элементов редуктора
Корпус редуктора служит для размещения и координации деталей передачи, защиты их от загрязнения, организации системы смазки, а также восприятия сил, возникающих в зацеплении редуктора пары, подшипниках. Способ изготовления корпуса – литье из серого чугуна.
Для удобства сборки корпус выполняем разъемным. В проектируемом редукторе толщины стенок крышки и основания корпуса принимаем одинаковыми:
мм
Принимаем = 8 мм.
Фланцы предназначены для соединения корпусных деталей редуктора.
Фундаментальный фланец основания корпуса предназначен для крепления редуктора к фундаментальной раме. Опорную поверхность фланца выполняем в виде двух длинных параллельно расположенных платиков. Ширина опорной поверхности платиков находится по формуле
где d01 – диаметр крепежного болта, принимаем d01 = 18 мм;
- толщина стенок корпуса редуктора.
мм
Фланец подшипниковой бобышки крышки и основания корпуса предназначен для соединения крышки и основания разъемных корпусов. Фланец расположен в месте установки стяжных подшипниковых винтов на продольных сторонах корпуса: в крышке наружу от ее стенки, в основании – внутрь от стенки.
Подшипниковые стяжные винты выбираем диаметром мм (табл. 10.17 ). Количество стяжных винтов вбираем по конструктивным соображениям в зависимости от размеров продольной стороны редуктора.
Фланец для крышки смотрового окна. Размеры сторон фланца, количество винтов и расстояние между ними устанавливаем конструктивно в зависимости от места расположения окна, высоту фланца принимаем равной 3 мм.
Установочные штифты предназначены для фиксации крышки и основания корпуса при их совместной обработке. Диаметр шрифтов выбираем из соотношения:
dшт. = 0.7 d3
,
где d3 – диаметр стержня соединительных винтов, d3 = d2 = 8 мм.
dшт. =
Опорные платики. Для прикрепления к корпусу сливных пробок на основании корпуса выполяем опорные платики, высоту платиков принимаем равной 7 мм.
Выбираем винты для разъединения крышки и основания корпуса после длительного срока эксплуатации, т.к. уплотняющее покрытие склеивает их. В качестве отжимных винтов выбираем винты М8.
Для подъема и транспортировки крышки корпуса и собранного редуктора выполняем проушины в виде ребра с отверстием, отливая их заодно с крышкой. Диаметры проушин выбираем конструктивно.
12 Подбор и проверочный расчет муфты
На быстроходный вал выбираем муфту упругую со звездочкой 63–УЗ–ГОСТ14084–76. Данная муфта состоит из двух полумуфт с торцовыми выступами и резиновой звездочки. Зубья звездочки работают на сжатие. Муфта широко применяется для соединения быстроходных валов с валами двигателей. Она компактна и надежна в эксплуатации, допускает радиальное смещение валов.
Расчетный момент Тр определяем по формуле:
,
где Т – номинальный вращающий момент данной муфты, мм;
kР – коэффициент режима нагрузки (табл. 10.26 ), kР = 2;
Т1 – крутящий момент на быстроходном валу, мм
мм < мм.
Данная муфта нам подходит.
На тихоходный вал выбираем муфту упругую с торообразной оболочкой 800–1–48–1–У2 ГОСТ20884–82. Муфта проста по конструкции и обладает высокой податливостью, что позволяет применить ее в конструкциях, где трудно обеспечить соосность валов, при переменных ударных нагрузках, а также при значительности кратковременных перегрузок.
Расчетный момент ТР определяем по формуле:
,
где Т – номинальный вращательный момент данной муфты, мм;
kР – коэффициент режима нагрузки по (табл. 10.26 ), kР = 1,5
Т2 – крутящий момент на тихоходном валу, м
мм < м
Данная муфта нам подходит.
13 Выбор системы, назначение сорта и количества смазки зацепления и подшипников
Для данного редуктора с окружными скоростями < 10 м/с выбираем смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием). По табл. 10.29 выбираем сорт масла И–Т–Д–100, где И – индустриальное; Т – для тяжелых нагруженных узлов; Д – масло с атиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками, 100 – класс кинематической вязкости.
Для одноступенчатых редукторов при смазывании окунанием объем масляной ванны определяют из расчета 0,4 … 0,8 л масла на 1 кВт передаваемой мощности. Выбираем объем масла:
, (13.1)
где h – высота уровня масла, h = 33 мм;
а – длина редуктора, а = 200 мм;
b – ширина редуктора, b = 128 мм.
л.
Смазывание подшипников осуществляется разбрызгиванием. Масло, которое по вертикальным стенкам крышки корпуса попадает в латки (желоба), отлитые заодно с корпусом и через просверленные отверстия попадает в полость подшипника.
Контроль уровня масла осуществляется жезловым маслоуказателем.
14 Описание технологии сборки редуктора и регулировки его основных узлов
Перед сборкой внутреннюю
полость редуктора покрыть
Стаканы устанавливают в крышку корпуса. На червячный вал, со стороны противоположной концу вала под муфту устанавливают первый подшипник. Червяк устанавливают в корпус и со стороны муфты запрессовывают подшипник. С обоих концов вала-червяка ставятся регулировочно-торцовые крышки и фиксируются к корпусу винтами, соблюдая нужную регулировку подшипников. Далее на вал-червяк устанавливают шпонку и насаживают муфту. Закручивают винт и надевают кольцо.
В тихоходный вал закладывают шпонку и насаживают червячное колесо. Затем с одной стороны вала устанавливают распорное кольцо и с обоих концов вала запрессовывают подшипники качения. Со стороны муфты устанавливают регулировочную шайбу и регулировочный винт, вкрученный предварительно во врезную крышку. В месте посадки муфты закладывают шпонку и насаживают муфту, создавая необходимый натяг поджатием гайки. Вал с регулировочной шайбой и врезной крышкой, с вкрученным в нее регулировочным винтом устанавливают в основание корпуса редуктора. Далее устанавливают крышку редуктора, предварительно покрыв место контакта крышки и основания корпуса редуктора герметиком В20-1. Для центровки крышки устанавливают штифты. Затягивают винты, крепящие крышку корпуса редуктора к основанию. Выполняют регулировку подшипников и зацепления редуктора. Для этого колесо смазывают специальной черной краской, прокручивают валы и по пятну контакта определяют характер сцепления червяка с колесом. Производят регулировку зацепления путем смещения колеса в осевом направлении. В основание корпуса вворачивают пробку и маслоуказатель. Заливают масло в корпус и устанавливают крышку-отдушину.