Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:00, курсовая работа
В курсовом проекте произведено конструирование зубчатых колес, расчет шпоночных соединений, конструирование корпуса редуктора и крышек подшипников. Затем сделан выбор смазочных материалов и систем смазывания редуктора, подбор и расчет муфт. Произведено описание порядка сборки редуктора и назначение посадок.
1 Назначение и краткое описание привода 5
2 Выбор электродвигателя 6
3 Расчет на прочность и определение параметров передачи 8
4 Определение сил в зацеплении 13
5 Проектный и проверочный расчет валов редуктора 14
5.1 Определение размеров ступеней валов 14
5.2 Расчетная схема червяка 14
5.3 Расчетная схема колеса 17
6 Подбор и расчет подшипников 19
6.1 Подбор и расчет подшипников червяка 19
6.2 Подбор и расчет подшипников вала колеса 20
7 Проверочный расчет валов 21
7.1 Проверочный расчет вала – червяка 21
7.2 Проверочный расчет тихоходного вала 23
8 Проверочный расчет шпоночных соединений 25
8.1 Проверочный расчет шпонки под колесом 25
8.2 Проверочный расчет шпонки под полумуфтой на тихоходном валу 26
9 Тепловой расчет червячного редуктора 26
10 Выбор посадок для сопряжения основных деталей редуктора 27
11 Определение размеров основных элементов редуктора 27
12 Подбор и проверочный расчет муфты 28
13 Выбор системы, назначения сорта и количества смазки и зацепления подшипников 28
14 Описание технологии сборки редуктора и регулировки его основных узлов
Список литературы
мм
мм
Рисунок 1 – Эскиз электродвигателя
3 Расчет на прочность и определение геометрических параметров передачи
Определение мощности, крутящего момента и частоты вращения отдельных валов:
кВт; об/мин
, где (3.1)
Н·м.
Передаточное отношение i = 30.
Оцениваем в первом приближении скорость скольжения:
м/с
При 1 VS 6 м/с рекомендуется использовать материал колеса БРАЖ-4, у которого МПа, МПа.
Для червяка выбираем сталь 40Х, азотированную, с твердостью поверхности 50…59 HRC, червяк со шлифованными и полированными поверхностями.
Определяем допускаемые контактные напряжения.
При шлифовальном и полировальном червяке .
[МПа]
МПа.
Определяем допускаемые напряжения изгиба:
(3.5)
где наработка циклов.
МПа.
Определяем допускаемые
(3.6)
МПа.
МПа.
Расчет закрытой червячной передачи
Проектный расчет
Определяем главный параметр – межосевое расстояние , мм:
, (3.8)
где q – коэффициент диаметра червяка;
z2 – число зубьев колеса;
Епр – приведенный модель упругости.
Определяем число зубьев колеса и число заходов червяка z1. z1 зависит передаточного отношения редуктора. При i = 15…30 берется z1 = 2.
Число зубьев червячного колеса находим по формуле:
- удовлетворяет условию не подрезания зубьев.
Определяем коэффициент диаметра червяка:
(3.10)
. Выбираем максимально
Определяем приведенный модуль упругости:
, (3.11)
где Е1 – модуль упругости для стали: МПа;
Е2 – модуль упругости для бронз БрАЖ9-4: МПа.
МПа.
Подставляя все полученные результаты в (3.9) получим:
мм.
Выбираем расстояние по ряду Ra40 (см. таблицу 13.15 [1]): =130 мм.
Определяем осевой модель зацепления:
(3.12)
мм.
Принимаем стандартное значение модуля m = 4 и находим необходимый коэффициент смещения для червячного колеса, чтобы вписаться в принятое межосевое расстояние:
(3.13)
мм.
Определяем начальные диаметры червяка и колеса:
, (3.14)
где d1 – делительный диаметр червяка:
мм.
,
мм
Основные размеры червяка
= 60 мм
мм.
мм.
.
мм.
Для шлифовальных червяков и m < 10 рекомендуется выбирать как + 25 мм. Принимаем = 89м.
Основные размеры червячного колеса
мм.
мм.
мм.
мм. Принимаем мм.
мм.
мм.
Угол 2δ определяется точками пересечения дуги окружности диаметром мм с контуром венца колеса и может быть принят равным . Принимаем 2δ , тогда .
Проверочный расчет
Определяем коэффициент
,
где φ – угол трения, определяют в зависимости от фактической скорости скольжения;
γ – делительный угол подъема линии витков червяка.
Фактическую скорость скольжения определяем по формуле:
, где м/c (3.29)
м/с.
Исходя из уточненной VS принимаем (см. таблицу 4.9 [1]).
Подставляя значения γ и φ в (3.29) получаем уточненный К.П.Д.:
.
Ранее было принято η = 0.8. Отклонение 3.3% считаем допустимым и не производим уточняющего расчета на прочность, т.к. запасы прочности были достаточно большими.
Проверяем прочность по контактным напряжениям:
,
где - окружная сила на колесе, Н;
k – коэффициент нагрузки. Принимается в зависимости от окружной скорости колеса, k = 1 при V2 3.
Н.
Тогда МПа. МПа.
Проверка показала, что прочность по контактным напряжениям сохраняется.
Проверяем прочность на изгиб:
,
где - окружная сила на колесе, Н;
yF – коэффициент формы зуба, определяемый в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса zV (стр. 64 [1]). Принимаем yF = 1.45.
Тогда МПа.
Прочность по напряжениям изгиба обеспечена.
Проверим статическую
МПа.
МПа.
МПа.
МПа.
Из проведенных расчетов делаем вывод, что прочность червячной передачи обеспечена.
4 Определение сил в зацеплении
а) На червяке:
Окружная сила определяется по формуле:
Н.
Радиальная сила находится по формуле:
Н.
Осевая сила Н.
б) На колесе:
- окружная сила Н;
- радиальная сила Н;
- осевая сила Н.
Консольные силы на муфте червяка находим по формуле:
Н.
Консольные силы на муфте колеса находим по формуле:
Н.
5 Проектный и проверочный расчет
5.1 Определение размеров ступеней валов
Таблица 5.1 – Размеры ступеней валов
Ступень и параметр |
Вал – червяк |
Вал колеса | |
1-я |
, (5.1) где dдв. – диаметр выходного конца вала ротора двигателя d1 = 28 мм |
, (5.7) где [τ]k – допустимое касательное напряжение, [τ]k=20 Н/мм2 (стр. 107 [1]) мм | |
2-я |
, (5.2) где l1 – длина конца вала под полумуфту l1 = 30 мм |
принимаем по (5.2) =50 мм | |
|
, (5.3) где t – высота буртика, t =2.2 для мм |
, где t =2.5 для
| |
3-я |
, (5.4) мм |
, принимаем = 82.5 мм | |
|
, (5.5) где r – фаска подшипника, r = 2.5 . Принимаем d3 = 43. |
, где r = 3 при . Принимаем d3 = 64.6 мм. | |
4-я |
Определяем графически, мм |
Определяем графически, мм | |
|
= (5.6) =50 мм |
= = 55 мм | |
определяем графически =28 мм |
определяем графически =23 мм |