Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:00, отчет по практике
Методы определения периодичности ТО подразделяются на: простейшие (метод аналогии по прототипу); аналитические, основанные на результатах наблюдений и основных закономерностях ТЭА; имитационные, основанные на моделировании случайных процессов. Среди широкого спектра методов наиболее распространенными являются методы по допустимому уровню безотказности; по закономерности изменения параметра технического состояния и его допустимому значению; технико-экономический метод и экономико-вероятностный метод.
Рисунок 1.6, а - Изменение d и C1 в зависимости от периодичности ТО |
Рисунок 1.6, б - Изменение Lр и C2 в зависимости от периодичности ТО |
При увеличении периодичности разовые затраты на ТО (d) или остаются постоянными, или незначительно возрастают (рисунок 1.6, а), а удельные затраты значительно сокращаются (рисунок 1.6, б; таблица 1.2).
Увеличение периодичности ТО, как правило, приводит к сокращению ресурса детали или агрегата (рисунок 1.6, а) и росту удельных затрат на ремонт: С2 = с/Lр (рисунок 1.6, б), где с - разовые затраты на ремонт; Lр - ресурс до ремонта. Выражение U = C1 + С2 = CΣ является целевой функцией, экстремальное значение которой соответствует оптимальному решению. В данном случае оптимальное решение соответствует минимуму удельных затрат. Определение минимума целевой функции и оптимального значения периодичности ТО проводится графически (рисунок 1.7) или аналитически в том случае, если известны зависимости С1 =f(LТО) и С2 = ψ(LТО).
Рисунок 1.7 – Изменение удельных затрат в зависимости от периодичности ТО |
Если при назначении
уровня риска учитывать потери, связанные
с дорожными происшествиями, то технико-экономический
метод применим для определения
оптимальной периодичности
Преимущества метода:
- учет экономических
последствий принимаемых
- простота, ясность, универсальность.
Недостатки метода:
-необходимость в достоверной
информации о стоимости
- отсутствие учета вариации
(случайность) всех
- отсутствие гарантии
определенного уровня
Сферы применения:
- для сложных и дорогих
систем (элементов, агрегатов), не
оказывающих прямого влияния
на безопасность (смена масел
и смазок, фильтров, регулировочные
работы - сцепление, клапанный механизм,
антикоррозионная защита
- для определения периодичности
ТО по группе автомобилей,
Экономико-вероятностный метод определения периодичности ТО. Этот метод обобщает предыдущие и учитывает экономические и вероятностные факторы, а также позволяет сравнивать различные стратегии и тактики поддержания и восстановления работоспособности автомобиля.
Одна из стратегий поддержания
автомобилей в исправном
где , хmax, хmin - средняя, максимальная и минимальная наработки на отказ; с- разовые затраты на ремонт, т.е. на устранение отказа.
Преимуществом этой стратегии является простота - ожидание отказа и его устранение. Основным недостатком - неопределенность состояния изделия, которое может отказать в любое время. Кроме того, затрудняются планирование и организация ТО и ремонта.
Рисунок 1.8 – Схема определения периодичности ТО экономико-вероятностным методом
Альтернативная стратегия (С1) предусматривает предупреждение отказов и неисправностей, восстановление исходного или близкого к нему состояния изделия до того, как будет достигнуто предельное состояние. Эта стратегия реализуется при предупредительном ТО, предупредительных заменах деталей, узлов, механизмов и т.д. Причем возможны две тактики реализации этой стратегии: по наработке и по техническому состоянию.
Рассмотрим последовательно определение периодичности ТО экономико-вероятностным методом при тактике - профилактика по наработке.
Постановка задачи: требуется
определить с учетом вариации наработки
на отказ оптимальную
Исходными данными являются:
- наработка на отказы хi (в виде плотности вероятности f(х)) при эксплуатации изделия без профилактики (рисунок 1.8);
- разовая стоимость выполнения профилактических (d) и ремонтных (с) работ.
2. Определяем базу для
сравнения, удельные затраты
3. Выбираем целевую функцию - суммарные удельные затраты на предупреждение (ТО) и устранение (Р) отказов U = СΣ = С1 + С2. Оптимальная периодичность ТО Lо соответствует минимуму целевой функции.
4. Назначаем исходную периодичность ТО Lр = х (рисунок 1.8), которая делит все поле возможных отказов на две группы:
случаи хi < Lр соответствуют отказам изделий с вероятностью F, так как изделие откажет до момента его направления на ТО. Средняя наработка устранения этих отказов
- случаи хi≥Lр соответствуют предупреждению отказов с вероятностью
R = 1 - F, так как изделие будет направлено на ТО раньше, чем оно может отказать.
5. Рассмотрим варианты
реализации стратегии
6. Определим удельные
затраты на предупреждение и
устранение отказов как
где сF + dR - средневзвешенная стоимость выполнения операции ТО и Р; R - вероятность выполнения операции ТО; d - разовая стоимость операции ТО; F - вероятность отказа при выполнении ТО с периодичностью Lр и вероятность выполнения ремонтной операции (устранение отказа); с - стоимость устранения отказа; Lр/F+LрR - средневзвешенная наработка выполнения операции ТО и Р; Lр - периодичность ТО при выполнении по наработке; Lр/ - средняя наработка отказавших с вероятностью F элементов (хi < Lр).
Таблица 1.3 – Варианта реализации стратегий
7. Аналитически из условия или графически определим оптимальную периодичность L0, соответствующий ей риск F0 и вероятность безотказной работы R0.
8. Определим величину
целевой функции при
Рисунок 1.9 – Схема профилактической операции |
9. Сравним полученные
удельные затраты с удельными
затратами при выполнении
С2 = с/ .
Если С2 > СI-10, то для данного элемента рационально проводить ТО по наработке с оптимальной периодичностью L01.
Если СI-10> СII, то для данного элемента нерационально предупреждать отказы (ТО), а достаточно их устранять, т.е. реализовать стратегию II - ремонт по потребности со средней наработкой до отказа х.
10. Построим схему
Зона А - зона экономической нецелесообразности профилактической стратегии, так как СI-1 > СII. Это также внеэкономическая зона, используемая при определении L0, когда необходимо гарантировать высокую безотказность, несмотря на затраты (например, специальные операции, доставка особо опасных грузов, военные операции и т.д.).
Зона Б - зона предпочтительности по экономическим показателям профилактической стратегии над ремонтной, так как СI-1 ≤ СII. Внутри этой зоны по организационным причинам (например, одновременное выполнение группы операций ТО, имеющих разную оптимальную периодичность) можно изменять фактическую периодичность, сохраняя условие СI-1 ≤ СII.
Рисунок 2.1 – Изменение суммарных удельных затрат СΣ и вероятности отказа в межосмотровой период F в зависимости от периодичности ТО. |
Зона В - зона относительной стабильности профилактической стратегии, внутри которой колебания фактической периодичности (от L/0 до L//0) приводят к незначительному изменению СI-1. Это допуск при планировании ТО, который обычно составляет ±10 % от L0.
В таблице 1.3 и на рисунке 2.2 приведены результаты определения периодичности ТО рассмотренным методом при следующих исходных данных: х = 10 тыс. км; σх = 3 тыс. км; с = 10 расчетных ед.; d = 2 расчетных ед.; распределение наработки до отказа - нормальное.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы.
а) минимальные удельные затраты (СI-1)min = 0,47 р.е./1000 км соответствуют оптимальной периодичности ТО L0 = 6 тыс. км;
б) применение профилактической
стратегии с оптимальной
в) отклонение от оптимальной
периодичности сокращает
- увеличиваются по сравнению с оптимальными в 1,5 раза (с 0,47 до 0,7);
- сокращаются по сравнению
с ремонтной стратегией
Таблица 1.4 - Определение оптимальной периодичности ТО экономико-вероятностным методом при стратегии ТО по наработке
г) при постановке автомобилей на ТО целесообразно и реально интервальное планирование периодичности. Например, при Lто = 4…8 тыс. км затраты изменяются в пределах
(0,55 - 0,47)/0,47 = 0,17, или 17 %.
д) при оптимальной периодичности риск отказа составляет 9,5 %; F(х = 6 тыс. км) = 0,095 (таблица 1.4). При увеличении периодичности по сравнению с оптимальной риск увеличивается (в пределе до 1), а при сокращении - уменьшается.
Таким образом, при профилактике наблюдается смешанная (I и II) стратегия обеспечения работоспособности.
В экономико-вероятностном методе, так же как и при определении оптимальной периодичности по безотказности, используют понятие коэффициента рациональной периодичности
стратегии II (восстановление работоспособности). Например, для объекта, имеющего показатели кП = 0,4; х = 15,5 тыс.км; υх = 0,4 получаем β = 0,78, L0 = 12 тыс. км.
Экономико-вероятностный метод позволяет рассчитать рациональную периодичность ТО исходя из заданного сокращения потока отказов в межосмотровые периоды, т.е. между двумя последовательными ТО. При наличии ограничений безотказности
Рисунок 2.2 – Выбор оптимальной периодичности ТО экономико-вероятностным методом при заданном уровне безотказности в межосмотровом периоде |
где кω = ωI/ωII – коэффициент заданного сокращения параметра потока отказов; ωI - параметр потока отказов при использовании предупредительной стратегии; ωII - то же, при устранении отказов по потребности.
Если в рассматриваемом примере задано сокращение параметра потока отказов при использовании предупредительной стратегии в 5 раз (кω = 0,2), то коэффициент рациональной периодичности определяется по формуле и составит β0 = 0,48, а рациональная периодичность L0 = 0,48 · 15,5 = 8,4 тыс. км. Следует отметить, что принятие дополнительных требований по безотказности сокращает рациональную периодичность по сравнению с использованием только экономических критериев.
Эта же задача может быть решена графически. Задаваясь значением υх = 0,4; кω = 0,2 (рисунок 2.2), определяем β0 ≈ 0,48.
Преимущества метода:
- учет вероятностных и стоимостных факторов;
- гарантия при проведении
ТО с оптимальной
- возможность реализовать
предупредительный ремонт (замена
важных экологической и