Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:00, отчет по практике
Методы определения периодичности ТО подразделяются на: простейшие (метод аналогии по прототипу); аналитические, основанные на результатах наблюдений и основных закономерностях ТЭА; имитационные, основанные на моделировании случайных процессов. Среди широкого спектра методов наиболее распространенными являются методы по допустимому уровню безотказности; по закономерности изменения параметра технического состояния и его допустимому значению; технико-экономический метод и экономико-вероятностный метод.
Федеральное агентство по науке и образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Владимирский государственный университет
Кафедра автомобильного транспорта
Отчет по научно-исследовательской практике
Степанов Д. А.
Владимир 2010
Задание:
Методы определения
Техническое обслуживание по наработке. При обслуживании по наработке всем изделиям при достижении назначенной наработки Lто (периодичность ТО) выполняется установленный (регламентный) объем профилактических работ (смена масла, регулирование тормозных механизмов и др.), а параметры технического состояния или качества материалов доводятся до номинального или близкого к нему значения. Данная тактика проста в применении и гарантирует работоспособность изделия с вероятностью R = 1- F. Ее недостаток состоит в том, что в условиях неизбежной вариации показателей технического состояния значительная часть изделий имеет потенциальную наработку до отказа (запас ресурса), существенно превосходящую (меньшую) установленную периодичность ТО х > Lто, и для этих изделий (или случаев) техническое обслуживание с периодичностью Lто является как бы преждевременным (или запоздалым) и вызывает дополнительные затраты (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1
В общем виде операция ТО состоит из двух частей – контрольной и исполнительской. Для определении трудоемкости (или стоимости) операции ТО используется следующая формула:
где tк и tи – трудоемкость соответственно контрольной и исполнительской частей профилактической операции; кп – коэффициент повторяемости (0≤ кп ≤ 1). Таким образом, при этом методе контрольная и исполнительская части совмещаются.
Техническое обслуживание по состоянию. В этом случае с учетом технического состояния изделий в соответствии с установленными (экономическим, экологическим или др.) требованиями необходимо обслуживать реже (или чаще), например через одно ТО (2Lто). Для этого при каждом ТО необходимо проконтролировать техническое состояние всех изделий и разделить их на две группы (рисунок 4.14). Первая группа имеет потенциальную наработку на отказ, приходящуюся на очередной межосмотровой промежуток (от Lто до 2Lто): 2Lто > х ≥ Lто. Эти изделия (с вероятностью R1 требуют не только контроля (контрольная часть профилактической операции), но и выполнения работ (крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и др.), обеспечивающих восстановление номинального или близкого к нему значения параметров технического состояния - исполнительская часть профилактической операции. Если такая работа не будет выполнена, то эта группа изделий с вероятностью R1 откажет в интервале наработки Lто~2Lто. Вторая группа изделий с вероятностью R2 имеет потенциальную наработку на отказ х > 2Lто, т.е. они могут безотказно проработать до очередного ТО. Поэтому для них достаточно ограничиться контролем (диагностикой) технического состояния, а исполнительскую часть отложить до следующего обслуживания (2Lто). Преимущество этой диагностической тактики технического обслуживания по состоянию - более полное использование потенциального ресурса конкретных изделий с учетом вариации изменения их фактического технического состояния. С учетом формулы при этом методе с установленной периодичностью выполняется контрольная часть операции, а исполнительская часть проводится в зависимости от результатов контроля с определенной вероятностью (коэффициентом повторяемости), учитываемой при нормировании трудовых и материальных затрат. Недостатки, а вернее, условия реализации, этой тактики связаны с необходимостью тщательного и дорогостоящего контроля технического состояния всех изделий при каждом ТО с целью разделения изделий на изделия, требующие немедленного доведения до нормативного состояния, и те, которые без отказа могут проработать до очередного ТО. Таким образом, зная закономерности изменения технического состояния первого, второго и третьего видов, можно: - во-первых, количественно
оценить вероятности - во-вторых, выбирать и
эффективно использовать - в-третьих, обосновать
и применить тактику - в-четвертых, использовать
данные по работоспособности
при разработке нормативов, методов
организации и технологии
Определение периодичности по допустимому уровню безотказности. Этот метод основан на выборе такой рациональной периодичности, при которой вероятность отказа F элемента не превышает заранее заданной величины (рисунок 1.2), называемой риском Вероятность безотказной работы |
где xi – наработка на отказ; RД - допустимая вероятность безотказной
работы; γ = 1 – F; L0 – периодичность ТО; хγ – гамма - процентный ресурс.
Для агрегатов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения, RД = 0,9 … 0,98; для прочих узлов и агрегатов RД = 0,85…0,90.
Определенная таким образом
периодичность значительно
На рисунке 1.3 приведены распределения наработки на отказы двух элементов (1 и 2), имеющих одинаковые средние наработки ( ) на разные вариации, причем υ1<υ2. При назначении для этих элементов периодичностей ТО, соответствующих равным рискам (F1=F2), L01 > L02/
Рисунок 1.2 – Определение периодичности ТО по допустимому уровню безотказности
Таблица 1.1 – Коэффициент рациональной периодичности при различных значениях допустимой вероятности безотказной работы и коэффициента вариации ресурса
Рисунок 1.3 – Влияние вариации на оптимальную периодичность |
Таким образом, чем меньше вариация случайной величины, тем большая периодичность ТО при прочих равных условиях может быть назначена.
Поэтому одной из главных задач технической эксплуатации является принятие технологических и организационных мер по сокращению вариации наработки на отказ профилактируемых элементов:
- повышение качества ТО и ремонта;
- обеспечение выполнения
ТО в установленные
- группировка автомобилей
при конкретном обслуживании
по возрасту и условиям
Преимущества метода: простота и учет риска.
Недостатки метода:
- неполное использование ресурса изделия, так как L0 < , а Rд изделий имеет наработку на отказ хi > L0;
- отсутствие прямых
Сферы применения:
- при незначительных
экономических и других
- для массовых объектов, когда влияние каждого из них на надежность изделия в целом невелико (несиловые крепежные детали);
- при практической
- при необходимости
Определение периодичности ТО по закономерности
изменения параметра
Для группы автомобилей (или
элементов) изменение параметров технического
состояния по наработке является
случайным процессом и
Для обеспечения доступности понимания этого метода рассмотрим алгоритм определения периодичности ТО по закономерности изменения параметра технического состояния и его допустимого значению;
- выделим условно из этого пучка три изделия с разной интенсивностью а изменения параметра технического состояния (рисунок 1.4): максимальной (7), средней (2) - выделяем или вычисляем, минимальной (3).
- определим средний ресурс р2 при УП.Д.;
- построим при фиксированной наработке всех изделий р2 график 5 плотности вероятности распределения параметра технического состояния f(У) для всей совокупности изделий;
Рисунок 1.4 – Определение периодичности LТО по допустимому значению и изменению параметра технического состояния - если периодичность ТО LТО будет равна р2, то значительная часть изделий (F1 на рисунке 1.4) откажет при наработке х < LТО, так как у них Уi > УП.Д.; - назначим допустимое для данного изделия значение риска FД; - уменьшим периодичность ТО до величины таким образом, чтобы вероятность отказа была равна или меньше допустимой FД (сдвиг по стрелке 4 на рисунке 1.4); - получим новое распределение плотности вероятности отказа, f2(У) - 6 на рисунке 1.4; - при этом варианте рациональная периодичность ТО Lто = р7 (F2); - при этой периодичности
обеспечиваются заданные вероятность, что параметр превысит предельно допустимый: Р(Уi>УПД)≤FД; вероятность, что отказ возникнет раньше постановки на ТО: Р(хi>LТО)≤FД; - определим изделие 7 на рисунке 1.4, которое имеет предельно допустимое значение интенсивности изменения параметра технического состояния аПД, соответствующее условию нулевого риска при ; - по кривой 7 рисунке 1.4 или аналитически определим где а – средняя интенсивность
изменения параметра Коэффициент μ зависит от вариации наработки до отказа, заданного значения вероятности безотказной работы при межосмотровой наработке и вида закона распределения. Для нормального закона распределения где - нормированное отклонение, соответствующее доверительному уровню вероятности. Для закона Вейбулла – Гнеденко где Г – гамма-функция, m – параметр распределения. При этом, чем больше υ или RД , тем больше μ и меньше периодичность ТО. |
Рисунок 1.5 – Влияние коэффициента вариации υ на коэффициент максимально допустимой интенсивности μ |
Таким образом, оценив значение
μ и определяя в процессе эксплуатации
интенсивность изменения
при аi> аПД = μа изделие откажет до технического обслуживания с вероятностью F2: Р(аi> аПД) = F2 = FПД;
при аi ≤ аПД изделие не откажет до очередного ТО с вероятностью
R = 1 - F2: Р(аi ≤ аПД) = 1 - F2 = RПД.
Следовательно:
- сокращение вариации увеличивает при прочих равных условиях периодичность ТО;
- ориентация при определении Lто на средние данные (а, кривая 2 на рисунке 1.4)
- не может обеспечить высокую безотказность между ТО (F1 ≈ 0,5).
Преимущества метода:
- учет фактического
- возможность гарантировать
заданный уровень
- учет вариации технического состояния.
Недостатки метода:
- отсутствие прямого учета экономических факторов и последствий;
необходимость получать (или иметь) информацию о закономерностях изменения параметров технического состояния.
Сферы применения:
- объекты с явно фиксируемым
и монотонным изменением
- при реализации стратегии профилактики по состоянию.
Технико-экономический метод
где L - периодичность ТО; d - стоимость выполнения операции ТО.
Таблица 1.2 – Влияние периодичности на стоимость смазочных работ |