Основные фонды автомобильного транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Основными причинами активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. Кроме того, помощью автомобильного автотранспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» без дополнительных затрат на перегрузку, а также с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами транспортных средств, предъявляются менее жесткие условия к упаковке товара.

Оглавление

1.Роль АТ в экономике страны……………………………………………………………………………………2стр

2. Основные фонды автомобильного транспорта . Экономическая сущность основных фондов……………………………………………………………………………………………………3стр

3.Оборотные средства автомобильного транспорта и пути эффективного использования оборотных средств………………………………………………………………………………………………….5стр

4.Производительность труда на автомобильном транспорте. Факторы и пути повышения производительности труда…………………………………………………………………………8стр

5. Заработная плата на автомобильном транспорте………………………………………………………..11стр

6.Себистоимость перевозок на АТ……………………………………………………………………………...18стр

7.Прибыль и рентабельность на АТ…………………………………………………………………………….24стр

8.Принципы определения экономической эффективности…………………………………………………28стр

9.Вывод………………………………………………………………………………………………………………29стр

Список литературы…………………………………………………………………………………………………31стр

Файлы: 1 файл

Реферат Экономика автотранспорта.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

                                                                   Содержание: 

1.Роль АТ в  экономике страны……………………………………………………………………………………2стр

2.  Основные  фонды автомобильного транспорта . Экономическая сущность                                     основных фондов……………………………………………………………………………………………………3стр

3.Оборотные средства  автомобильного транспорта и  пути эффективного использования              оборотных средств………………………………………………………………………………………………….5стр

4.Производительность  труда на автомобильном транспорте. Факторы и пути                                     повышения производительности труда…………………………………………………………………………8стр

5. Заработная плата  на автомобильном транспорте………………………………………………………..11стр

6.Себистоимость  перевозок на АТ……………………………………………………………………………...18стр

7.Прибыль и  рентабельность на АТ…………………………………………………………………………….24стр

8.Принципы определения  экономической эффективности…………………………………………………28стр

9.Вывод………………………………………………………………………………………………………………29стр

Список литературы…………………………………………………………………………………………………31стр 

             1.Роль автомобильного транспорта в  экономике страны.

Автомобильный транспорт  России представляет собой наиболее массовый вид транспорта. На его  долю приходится более половины объема пассажирских перевозок и три  четверти грузовых перевозок.

Основными причинами  активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних  перевозок. Кроме того, помощью автомобильного автотранспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» без дополнительных затрат на перегрузку, а также с  необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими  видами транспортных средств, предъявляются  менее жесткие условия к упаковке товара.

Большая мобильность, возможность оперативно реагировать  на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при  организации местных перевозок  пассажиров.

Однако себестоимость  перевозок на автомобильном транспорте весьма высока и в среднем превышает  аналогичные показатели речного  и железнодорожного транспорта. Высокий  уровень себестоимости определяется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью  подвижного состава и в этой связи  значительным удельным весом заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости  являются в основном интенсивные  факторы – повышение коэффициентов  использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.

В отличие, например, от железных дорог автотранспорт  отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог  общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация  автотранспортных средств) наоборот невелики. В следствии этого, автомобильный  транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков  грузов на короткие расстояния.

Основная часть  автомобильного парка страны эксплуатируется  в нетранспортных организациях. При  этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей  используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.

Вообще, сфера  применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог  и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и  восточных районах страны, где  почти нет других видов сухопутного  транспорта, им осуществляются дальние  межрайонные перевозки.

Автомобильный транспорт  в России выполняет свыше 55% объёмов  внутренних грузовых перевозок и  более 60% пассажиров, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, главным  перевозчиком для основных секторов экономики.

В настоящее время  транспорт оказывает заметное влияние  на экономическое развитие страны в  целом. Транспорт обеспечивает получение  около 8% ВВП3. Транспортная составляющая в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства оценивается величиной порядка 15-20%. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

Ежедневно автотранспортом  перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз  больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров.

В автомобильном  транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов  транспортной деятельности. В сфере  коммерческих и некоммерческих автомобильных  перевозок сейчас занято порядка  полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

Вообще, динамика роста российского автомобильного парка одна из самых высоких в  мире. Тем не менее, этот процесс  происходит в условиях существенного  отставания потребительских и экологических  показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от достигнутого мирового уровня. А без устойчивой работы этой системы  и, в первую очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной  доступности транспортных услуг  для всех потребителей и снижения риска хозяйственной деятельности.

Не ликвидировано  уже существующее многие годы отставание в развитии и техническом состоянии  улично-дорожной сети. В парке грузового  автотранспорта сохраняется значительная доля (свыше 50%) автомобилей устаревших моделей, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет. Все также невысок  удельный вес (14–15%) новых автомобилей, выпущенных не позже 1996 г. Ежегодное  обновление парка грузовых автомобилей  не превышает 5%.

Рост темпов автомобилизации, пассажиропотоков и грузопотоков существенно  опережает прирост транспортной инфраструктуры. Сегодня большое  количество дорог работает в режиме перегрузки.

В последние годы общая численность парков автобусов  и грузовых автомобилей изменялась практически незначительно. Тем  временем интенсивно растет количество легковых автомобилей в собственности  граждан. Автомобилизация страны стимулируется  инвестициями населения и бизнеса, которые ежегодно вкладывают только в новые автомобили до 4 миллиардов долларов. По сути дела, конечными потребителями  автомобилизации становятся все  отрасли экономики, а также социально-культурная сфера, пассажиры и владельцы  личных автомобилей и другие виды транспорта, являющиеся смежными звеньями в системе товародвижения.

       

                 2.Основные фонды AT. Экономическая сущность основных фондов.

   На формирование  материально-технической базы, выполнение  программ социально-экономического  развития оказывает влияние оснащение  отрасли основными фондами. 

Основные производственные фонды отрасли - это те средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную  форму, а их стоимость переносится  на готовый продукт по частям в  течение длительного времени. Все  основные фонды народного хозяйства  подразделяются на производственные и  непроизводственные.

Непроизводственные  основные фонды не принимают непосредственного  участия в создании продукции. Они  косвенно способствуют осуществлению  процесса, удовлетворяя бытовые и  культурные потребности трудящихся, йода относят жилые дома, здания, сооружения, оборудование учреждений и организаций просвещения, здравоохранения  и т.д. К непроизводственным относятся  также средства труда, находящиеся  в процессе монтажа и строительства  на складе в виде излишних запасов, списанные, но не переданные или полученные, но не установленные машины, оборудование, транспортные средства.

Средства труда  становятся тогда производственными  основными фондами, когда они  принимают участие в создании стоимости продукции.

Основные производственные фонды делятся на активные и пассивные. К активной части относится комплекс средств и механизмов, непосредственно  участвующих в производственном процессе (транспортные средства, машины, измерительные приборы), к пассивной  части - все остальные виды основных фондов, являющиеся необходимым условием производственного процесса.

На автомобильном  транспорте по основной деятельности применяется следующая классификация  основных производственных фондов:

транспортные  средства - автомобили, тягачи, прицепы  и полуприцепы;

- производственные  и служебные здания - здания, занятые  цехами, мастерскими, стоянками для  подвижного состава, складами, административные  корпуса и строения;

- сооружения - мосты,  эстакады, дороги и дорожные сооружения, хранилища, топливозаправочные колонки,  водонапорные башни, водостоки,  оборудованные открытые стоянки  автомобилей; 

- силовые установки,  двигатели, генератор, паровые  котлы и установки, превращающие  разного рода энергию в механическую;

- производственное  оборудование зон и цехов ТО  и ТР ПС;

- передаточные  устройства - электросети, линии  сигнализации и связи, трансмиссии,  водопроводы, газопроводы производственного  назначения ;

- инструменты  всех видов со стоком службы  более года и стоимостью не  менее 1 млн. руб. за единицу.  Сюда же относятся измерительные  и лабораторные приборы; 

- хозяйственный  инвентарь и производственные  принадлежности - предметы контрольного  и хозяйственного значения, счетные  приборы, пишущие машинки, в  т.ч. книжный фонд технических  библиотек. 

Соотношения различных  элементов основных фондов в их общей  стоимости характеризуют производственную структуру основных фондов

Структура основных фондов зависит от многих факторов и в т. ч от состава автомобильного парка, уровня концентрации и специализации  производства, развития производственно-технической  базы. Особенностью структуры основных производственных фондов автомобильного транспорта в отличие от других видов  транспорта и отраслей народного  хозяйства является высокий удельный вес транспортных средств, которые  составляют более 60%, в то время, как  по данным НИИАТа, рациональное соотношение  основных средств, при котором обеспечивается нормальная деятельность автомобильного транспорта, должна составить для  подвижного состава примерно 40% и  для производственно-технической  базы - 60%.

   Для повышения эффективной работы автомобильного транспорта основные производственные фонды должны обеспечивать: максимальную техническую готовность подвижного состава при минимальных затратах на ТО и ремонт; использование транспортных средств для грузовых и пассажирских перевозок в полном соответствии требованиям, предъявляемым к данным видам перевозок; минимальные затраты на перевозки.

В процессе эксплуатации и появлении более совершенной  техники основные фонды вследствие их производственного потребления, а также под воздействием естественных условий стареют.

Экономическая сущность изнашиваемости основных фондов заключается  в постепенной утрате ими своей  стоимости с соответствующим  перенесением части стоимости на вновь созданную продукцию (транспортную) . Величина износа определяет размер той  части стоимости основных фондов, которая переносится на продукт.

Различают два  типа износа основных фондов: моральный  и физический.

Информация о работе Основные фонды автомобильного транспорта