Порчи локомотивов
учитывается по месту работы локомотивных
бригад, а неплановые ремонты – по месту
приписки локомотивов.
Порчи локомотивов
в пути следования влияют на
ухудшение ряда качественных
и экономических показателей.
В условиях высокой грузонапряженности
линий они приводят к уменьшению
провозной и пропускной способности,
ухудшению показателей использования
подвижного состава ( снижению скорости
движения, росту эксплуатируемого парка
локомотивов и рабочего пака вагонов ).
Кроме того, заход
локомотивов на неплановый ремонт
в депо приводит к необходимости
отвлечения рабочих от выполнения
плановой программы ремонта. Дополнительные
затраты труда и запасных частей,
материалов считаются непроизводительными
расходами депо и завышают себестоимость
текущих ремонтов и технического обслуживания,
так как затраты на неплановые ремонты
тяговых средств относят на тот вид ремонта
и обслуживания, после которого допущены
отказ или порча.
Заходы локомотивов
на неплановые ремонты приводят
к необходимости содержать в
эксплуатации дополнительный парк
локомотивов
где - простой локомотивов
в неплановом ремонте за год. ч.
Дополнительные
капитальные вложения в локомотивный
парк
Где - цена локомотива,
тенге.
Техническое обслуживание
и ремонт дополнительного парка
локомотивов и выполнение непланового
ремонта требуют увеличения мощностей
ремонтных баз, особенно это отрицательно
влияет на организацию ремонта и обслуживания
в тех депо, где имеется острый дефицит
производственных площадей. Зачастую
это приводит к сбоям графиков постановки
локомотивов на ремонты и техническое
обслуживание, что увеличивает количество
локомотивов в эксплуатации с перепробегами
между плановыми ремонтами (а это снижает
надежность эксплуатируемого парка) и
требует дальнейшего развития ремонтной
базы.
Среди мероприятий
по повышению качества технического
обслуживания и ремонта тягового
подвижного состава особое место
принадлежит методам технической
диагностики. Чтобы спрогнозировать и
рассчитать возможное поведение локомотива
в предполагаемых условиях эксплуатации,
проводятся специальные исследования
– лабораторный спектральный анализ массы,
топлива, электролита, охлаждающей воды.
В результате диагностирования локомотива
устанавливается состояния объекта в
данный момент. При обнаружении неисправности
указывается их «адрес» и определяется
объем работ на предстоящем техническом
обслуживании или ремонте, при отсутствии
неисправности дается прогноз безотказной
работы до следующего планового технического
обслуживания или ремонта.
Техническое диагностирование
требует дополнительных расходов
на встроенные и внешние приборы,
регламентирующие уровень работы
и состояние объекта, на разработку
программного обеспечения, позволяющего
получить обоснованные выводы
при исследованиях и контроле.
Но эти затраты могут окупиться
повышением надежности локомотивов.
Если результаты диагностирования
дают сообщение о «приближении»
состояния узлов локомотивов
к отказу или аварийной ситуации,
то принимается решение о прекращении
эксплуатации тяговых средств,
чем будет предотвращен сбой
в организации движения поездов.
Кроме того,
техническое диагностирование, определение
остаточного ресурса узлов и
агрегатов позволяют уменьшить
объем ремонтных работ на локомотивах
при разборке и сборке тех
узлов, которые по своему техническому
состоянию могут обеспечить дальнейшую
эксплуатацию их без ремонта.
Локомотивные депо
оснащает современными средствами
технической диагностики тягового
подвижного состава. Накоплен
опыт создания универсальных
и специализированных внешних
и встроенных (бортовых) средств
диагностики. Однако они еще
не получили широкого использования
в локомотивном хозяйстве на
сети железных дорог из-за отсутствия
специального оборудования.
Широкое внедрение
средств технической диагностики
тягового подвижного состава
позволяет повысить эксплуатационную
надежность, сократить трудоемкость ремонта
и технического обслуживания, снизить
их себестоимость.
Основные пути
повышения надежности локомотивов;
внедрение достижений научно-технического
прогресса; повышение качества
проектирования, изготовления и
эксплуатации тяговых средств,
организационного и технического
уровня их ремонта и обслуживания;
внедрение комплексной системы
управления качеством продукции.
Организация управления
качеством ремонта
Качеством
продукции называется совокупность свойств,
которые обусловливают пригодность продукции
удовлетворять определенные потребности
в соответствии с ее назначением. Уровень
качества продукции определяется сравнением
показателей качества с базовой величиной.
Показатель качества продукции – это
количественная характеристика одного
или нескольких свойств продукции.
На качество ремонта
влияет ряд объективных факторов:
соблюдение технологии ремонта,
методы и средства контроля
качества, организация эксплуатации
локомотивов, технический уровень
производственной базы, качество
поступающих материалов и запасных
частей. Определяющие влияние на качество
ремонта имеет «человеческий фактор»
- профессиональное мастерство и общеобразовательный
уровень рабочего, его заинтересованность
в работе, дисциплинированность и добросовестное
отношение к труду.
Управление качеством
продукции представляет собой
комплекс мероприятий организационного,
технического, экономического характера
по достижению необходимого уровня
качества, выполняемых путем контроля
и целенаправленного воздействия
на факторы, от которых зависит
качество продукции.
Комплексная система
управления качеством в локомотивных
депо предусматривает; улучшение
состояния локомотивного парка;
повышение коллективной и персональной
ответственности за качество
эксплуатационной работы и ремонта
локомотивов; увеличение срока
службы и надежности работы
узлов. Оборудования, улучшение культуры
производства.
Основные показатели
комплексной системы управления
качеством определяются стандартами
депо. Стандарты разрабатываются
в депо в соответствии с
действующими государственными, отраслевыми
стандартами и техническими условиями.
Стандарты должны содержать высокие показатели
качества продукции и регламентировать
методы контроля за соблюдением этих показателей.
Стандарты разрабатываются по результатам
анализа производственно-финансовой деятельности
депо, данных об отказах и дефектах локомотивов,
о безопасности движения поездов, об использовании
локомотивных бригад. В каждом депо разрабатываются
следующие стандарты.
Основные положение.
Здесь устанавливаются основные показатели
качество по участкам депо, порядок проведения
«Дней качества» по каждому участку, меры
материального и морального стимулирования
за выполнение показателей качества.
Контроль соблюдение
технологической дисциплины. Стандарт
распространяется на все технологические
процессы, применяемые в депо. Он устанавливают
основные требования к организации контроля
качества и соблюдению правил ремонта
в депо, ответственности работников за
нарушение технологической дисциплины.
Сбор
и обработка статической информации
по качеству труда и продукции. В стандарте устанавливаются
организационные и методические принципы
сбора и обработки статической информации,
характеризующей качество ремонтов эксплуатации
локомотивов.
Методика оценки
качества труда. Этим стандартом устанавливаются
принципы и показатели по учету, оценке
качества работы и методика подсчета этих
показателей.
Показатель качества
труда коллектива участка локомотивного
депо представляет собой сумму
среднего количества дефектов
локомотивов и коэффициент снижения
показателя качества работы
,
где - сумма дефектов,
выявленных при ремонте и осмотре
локомотивов за отчетный период;
ΣМ – количество отремонтированных
локомотивов за отчетный
период;
- коэффициент снижения
показателя качества работы.
Методика
оценки качества труда по подсобно-вспомогательным
участкам. В этом стандарте установлены
показатели качества труда рабочих инструментального,
подсобного, ремонтно-строительного, механосборочного
участков. Показатель качества труда подразделения:
,
а коэффициент снижения качества
труда
,
где - норматив снижения
коэффициента за каждый измеритель качества
труда по подсобно-вспомогательным участкам;
n - число случаев нарушения измерителей.
2.5
Пути снижения затрат на ремонт и техническое
обслуживание ТПС
Расход материалов
на техническое обслуживание
и ремонт, их трудоемкость во
многом зависит от степени
износа локомотива, условий его
эксплуатации, принятой в депо
организации ремонта степени
концентрации, специализации производства,
уровня механизации и автоматизации
трудоемких процессов.
Степень износа
локомотивов влияет на увеличение
объема работ, связанных с восстановлением
и ремонтом узлов и агрегатов,
наиболее интенсивно подвергающихся
износу. Износ локомотивов зависит от
многих факторов, из которых наиболее
важными являются объем и характер выполненной
работы, срок службы и качество ремонтов.
В локомотивных
депо на работах по ремонту
и техническому обслуживанию
доля ручного труда еще велика.
Даже в механизированных технологических
процессах предусматриваются ручные
операции –снятие деталей, накладка
и т.д.
Разнородность технологических
процессов при небольшом объеме
ремонтных работ затрудняет внедрение
механизации, а автоматизация
в таких условиях нецелесообразна.
Уровень механизации труда подсчитывают
исходя из перечня работ каждого участка
как отношение нормо-часов работ, выполняемых
механизированным способом, к общим нормо-часом
работ на участке
где – нормо-часы работ,
выполняемых механизированным способом;
- нормо-часы общие
выполнения работ механизированным и
ручными способом.
Внедрение
передовых методов ремонта позволяет
снижать трудоемкость ремонта и обслуживания,
простой в ремонте и, как следствие, эксплуатируемый
парк локомотивов.
2.6
Применение экономико-математических
методов планирования в ремонтном производстве
Планирование – одно
из основных функций управления
любым производством. Ремонтное
производство является достаточно
специфическим производством, в котором
планирование занимает особое место. Действующая
система ТО и ремонтов локомотивов служит
условием, при котором возможно планирование
ремонтных работ на достаточно длительный
период времени. Условия рыночных отношений
требуют от руководителей предприятий
«гибких форм и методов руководство, хозрасчета
и товарно-денежных отношений, всего арсенала
экономических рычагов » и наиболее эффективных
способов и методов планирования производства.
При организации работы
локомотивного хозяйства применяются
различные методы планирования
и среди них ряд экономических,
расчетных и графических вариантов планирования
производства , производственных показателей
и измерителей работы.
В локомотивном
депо хозяйстве используются
методы математической статистики,
линейного и динамического программирования,
экономического моделирования, теория
массового обслуживания, теория
графов, методы различных вариантов
аналитических решений, методы
сетевого планирования и управления
и др.
Экономико-математические
методы планирования позволяют составить
план в нескольких вариантах и выбрать
наиболее эффективный вариант. Эффективность
выбранного варианта плана определяется
по каким-то определенным показателям.
Например, по программе ремонтов, времени
полезной работы локомотивов производительности
локомотивов, по каким-то специфическим
особенностям работы в конкретных условиях
и т.д. Ремонтное производство требует
при планировании учитывать многие согласования
– планирование программы ремонтов с
вариантам организации ремонта, с материально-техническим
обеспечением, с необходимым контингентом
работников для выполнения ремонтов локомотивов
и др.
Методы планирования
с помощью статических данных
применяются тоже достаточно
часто. С помощью этих методов
обрабатываются большой фактический
материал и составляются модели
различных процессов работы и
износов узлов и агрегатов
локомотивов.