Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 23:34, реферат
Здание или комплекс зданий, сооружений и устройств на остановочных пунктах ж.-д. транспорта, предназначенный для обслуживания пассажиров, управления движением поездов и размещения служебного персонала. В некоторых железнодорожных вокзалах в значительном объёме осуществляются грузовые, почтовые и багажные операции. Железнодорожный вокзал всегда является частью железнодорожной станции и вокзального комплекса, в который, помимо пассажирского здания, входят привокзальная площадь и перрон.
ГОУ ВПО Московский
Государственный университет
РЕФЕРАТ
Эргономические
требования к вокзальному
комплексу.
Железнодорожный вокзал
Здание или комплекс зданий, сооружений и устройств на остановочных пунктах ж.-д. транспорта, предназначенный для обслуживания пассажиров, управления движением поездов и размещения служебного персонала. В некоторых железнодорожных вокзалах в значительном объёме осуществляются грузовые, почтовые и багажные операции. Железнодорожный вокзал всегда является частью железнодорожной станции и вокзального комплекса, в который, помимо пассажирского здания, входят привокзальная площадь и перрон. Объём работы вокзала характеризуется его пропускной способностью и единовременной вместимостью .
Классификация вокзалов
По площади помещений
и расчётной вместимости
внеклассовые — более 11 тыс. кв. метров, более 1500 пассажиров
I класса — 4,6 тыс. кв. метров, 1200—1500 пассажиров
II класса — 2,3 тыс. кв. метров, 500—900 пассажиров
III класса — 1 тыс. кв метров, до 300 пассажиров
По занимаемой площади вокзалы делят на малые, средние, большие и крупные.
По вместимости железнодорожные вокзалы подразделяются на малые (до 200 пассажиров), средние (от 200 до 900), большие (от 900 до 1500), внеклассные (свыше 1500). В зависимости от расположения пассажирского здания по отношению к перрону различают вокзалы: берегового типа, для которых характерно наличие транзитных (сквозных) путей и промежуточных платформ; тупикового типа, размещаемые в торце железнодорожных путей; островного типа, располагаемые между железнодорожными путями. На железнодорожном вокзале берегового и островного типов для связи основных пассажирских помещений с платформами, отделёнными от здания вокзала путями, устраиваются пешеходные туннели или мостики. В первом случае высота спуска и подъёма по лестницам — 3,5—4,0 м, во втором — 6,0—7,0 м.
Во всех вокзалах должно быть обеспечено разделение встречных и пересекающихся потоков пассажиров, а также путей движения пешеходов и транспорта. Это достигается последовательным расположением основных групп помещений, а также использованием распределительных залов-конкорсов (распределительных залов для пассажиров в крупных общественных сооружениях, например, вокзалах, станциях метрополитена) в том числе подземных, расположенных под ж.-д. путями (как на железнодорожный вокзал в Риге) или надземных, поднятых над ж.-д. путями (как на вокзал в Челябинске). Иногда встречаются сочетания этих двух способов (Ж. в. в Киеве).
Основное здание железнодорожного вокзала
обычно состоит из 3 зон (групп помещений):
операционной зоны (вестибюли, кассовые
залы, справочные, помещения приёма и выдачи
багажа, почта-телеграф и пр.); зоны ожидания
и попутного обслуживания (залы и комнаты
длительного отдыха, комнаты матери и
ребёнка, залы ресторанов и кафе, торговые
киоски и пр.); зоны служебно-технических
и подсобно-вспомогательных помещений.
Большие вокзалы оборудуются билетопечатающими
машинами и кассами-автоматами, системой
телевизионных справочных бюро и световых
табло, извещающих о прибытии и отправлении
транспорта. Транспортировка и перегрузка
багажа механизированы. Значительная
часть малых и средних вокзалов в СССР
строится по типовым проектам. Для больших
и внеклассных вокзалов, как правило, требуются
индивидуальные решения.
Варианты расположения вокзалов.
По расположению
относительно перронных путей вокзалы
делят на продольные, торцевые, торцево-боковые
и П-образные. Расположение вокзала
относительно путей имеет важное
значение для организации пассажиропотоков.
Пассажиропотоки на вокзале
Естественное направление пассажиров на вокзале — от входа до перронов для отправляющихся пассажиров или противоположное для прибывающих пассажиров. Как правило, на вокзалах складываются три пассажиропотока. Соотношения этих пассажиропотоков определяют желательный тип расположения вокзала относительно путей и внутреннее устройство вокзала.
Прибывающие пассажиры стремятся как можно быстрее оказаться в городе и услугами вокзала, как правило, не пользуются.
Так же как и прибывающие пассажиры, в услугах вокзала не нуждаются пассажиры, пользующиеся железной дорогой для регулярных поездок на небольшие расстояния (на работу или учёбу) и пассажиры, оформившие билеты заранее.
Третий пассажиропоток составляют пассажиры поездов дальнего следования и эпизодические пассажиры. Эти пассажиры покупают на вокзале билеты, изучают расписания и т. п.
Если на вокзале
преобладают пассажиропотоки
Если на вокзале больше отправляющихся пассажиров дальнего следования, то оправдано устройство П-образного вокзала.
Продольные вокзалы
не имеют ярко выраженных преимуществ
для пассажиров какой-либо категории.
Для
упорядочения обслуживания
Планировочная схема Ж. в.
Как правило, на вокзалах
присутствуют паровозы-памятники, посвященные
каким-то событиям, например, в Тынде паровоз-памятник
Еа-3246 в честь 30-летия БАМа, паровоз Л-3451
в Благовещенске ко дню железнодорожника,
паровоз СО17-1600 в Красноярске в честь народного
комиссара Серго Орджоникидзе (локомотив
был изготовлен в Красноярске).
Литература: Васильев Е. В., Щетинин Н. Н., Архитектура железнодорожных вокзалов, Москва, 1967
Голубев Г. Е., Анджелини Г. М., Модоров А. Ф., Современные вокзалы, Москва, 1967.
А. А. Авдовский, А. С. Бадаев, К. А. Белов и др. Организация железнодорожных пассажирских перевозок. Москва, «Академия», 2004.
Сайты:
http://dic.academic.ru/dic.
http://infotideup.ru/world
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Информация о работе Эргономические требования к вокзальному комплексу