Дефектация и ремонт деталей газораспределительного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:42, лабораторная работа

Краткое описание

Каждодневная работа мастера производственного обучения может показаться рутинной, если она складывается из однообразных, похожих друг на друга, как две капли воды, уроков. Такое, с позволения сказать, «учение» тягостно и для учеников. Вместе с тем сам процесс познания нового, по своей сути, увлекателен и интересен, может захватывать полностью, без остатка. И зависит это во многом от того, как проводятся уроки, какая форма их проведения из множества возможных выбрана, как они подготовлены. Мастер, тв

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Общие вопросы разработки планов проведения занятий ………… 4
1.2 Проведение занятий по изучению производственных операций … 6
1.3 Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их проведения.... 10
ПЛАН- КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРОТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ…………………………………………………………………...13
Приложения
Приложение 1. Инструкционно - технологическая карта «Разборка и сборка механизма газораспределения»………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

ЛПЗ Ремонт автомобилей.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

Таблица 1

Деталь Что контролируется
Газораспределительный механизм -диаметры опорных шеек распределительного вала;

-взаимное биение опорных шеек и

-кулачков;

-износ кулачков;

-износ толкателей;

-диаметры (износ) отверстий коромысел;

-диаметр (износ) оси коромысел;

-диаметр (износ) стержней клапанов;

-износ фасок клапанов

Привод  распределительного вала -износ цепи (ремня) ГРМ;

-состояние подшипников роликов ремня;

-состояние (износ) зубьев звездочек (шкивов);

-состояние упорных поверхностей шкивов;

-состояние кожуха ремня;

-состояние натяжителя цепи (ремня) и успокоителей цепи.

 
 

Подготовка  деталей к ремонту 

      После того, как проведена дефектация двигателя  и установлено, какие детали следует  ремонтировать, необходимо подготовить  их к ремонту.  Подготовка детали к ремонту - достаточно ответственный этап, не менее важный, чем непосредственно ремонт (обработка) детали.

Подготовка  предполагает следующее:

1) знание технологий ремонта деталей. Практика показывает, что при отсутствии таких знаний надежной работы и высокого ресурса двигателя после ремонта можно добиться только заменой изношенных деталей на новые.

2) если мастерская  не располагает  своим собственным  ремонтным оборудованием,  необходимо выбрать  ремонтное предприятие,  имеющее такое  оборудование и квалифицированный персонал.

3) каждая деталь, требующая  ремонта, должна  иметь сопроводительный  документ (например, эскиз) со всей  необходимой для  ремонта информацией.  В сопроводительном  документе указываются:

-поверхности, которые необходимо обработать;

-базовые поверхности, по которым осуществляется выверка положения детали перед обработкой;

-взаимное положение базовых и обрабатываемых поверхностей (точность выверки положения детали);

-способ обработки (растачивание, шлифование, хонингование и т.д.);

-размеры обрабатываемых поверхностей (диаметр, длина и т.д.) с указанием точности обработки (допусков размеров).

-шероховатость обрабатываемых поверхностей или способ финишной обработки, если это необходимо (полировка, доводка и д.т.);

-схема контроля детали после ремонта, контролируемые размеры и параметры.

      Базовые поверхности, на которые устанавливается  деталь и относительно которых обрабатываются ее рабочие поверхности, должны быть проверены, очищены и исправлены, если они загрязнены или повреждены. Это касается различных плоскостей, на которых могут остаться отдельные фрагменты прокладок, центровых фасок валов и других аналогичных элементов. При подобной проверке можно выявить отдельные дефекты детали, не обнаруженные при дефектации.

Общий подход к ремонту деталей 

      При ремонте изношенных или поврежденных деталей двигателя необходимо придерживаться определенных общих правил. Это позволяет  избежать ошибок, обеспечить качество ремонта, а в целом снизить  вероятность неисправностей и отказов  после ремонта и исключить затраты времени и средств на их исправление.

      Все детали двигателя, подверженные различным повреждениям в эксплуатации, можно  условно разделить  на две группы.

      Первая  группа - изнашиваемые детали, непосредственно контактирующие по рабочим поверхностям с ответными изнашиваемыми деталями. Такие детали могут обрабатываться в ремонтные (увеличенные для отверстий и фланцев и уменьшенные для валов) размеры для сопряжения с ответными заменяемыми деталями. Примером может служить шлифование коленчатого вала под вкладыши увеличенной толщины или хо-нингование цилиндров под поршни увеличенного диаметра.

      Вторая  группа - неизнашиваемые детали, непосредственно не работающие на износ в контакте с другими, но в некоторых случаях получающие те или иные повреждения при разрушении сопряженных деталей. К ним можно отнести шатуны, блоки цилиндров (постели коленчатого вала) и т.п. В отличие от деталей первой группы, неизнашиваемые детали следует ремонтировать преимущественно с восстановлением в прежний размер. Если при ремонте это условие нарушается, то, как правило, требуются нестандартные комплектующие При этом не исключено, что надежность двигателя будет снижена, а последующий ремонт (если он потребуется) будет затруднен или невозможен без замены этих деталей.

      Исходя  из сказанного, можно  сформулировать следующие  правила ремонта:

1. Не следует без необходимости изменять конструкцию ремонтируемых деталей, особенно, если речь идет об относительно недорогих деталях.

      Например, протачивание канавок на поршне под  более высокие ("толстые") кольца всегда ослабляет поршень и в последующем может привести к его поломке. Установка "сухих" гильз в блок с последующей их расточкой и хонингованием под изношенные поршни для восстановления зазоров в цилиндрах - также изменение конструкции, причем совершенно неоправданное. Для ремонта блоков практически всегда существуют поршни увеличенных (ремонтных) размеров. Другое дело, когда в цилиндре обнаружено глубокое повреждение или трещина, либо цилиндры уже имеют последний ремонтный размер. В таких случаях установка гильз оправдана, поскольку является единственным способом восстановить дорогостоящую деталь - блок цилиндров.

2. При проведении ремонта двигателя, особенно сложного, не стоит экономить на мелочах - лучше один раз заменить и/или отремонтировать все изношенные или "подозрительные" детали. Это оказывается дешевле, чем несколько раз затем частично разбирать двигатель и устранять "недоделки".

        Например, можно оставить без  замены сальник коленчатого вала, ошибочно посчитав его еще  хорошим по его внешнему виду. Однако при этом сильно возрастает риск повторного снятия и установки двигателя или коробки передач для замены этого сальника. Такая же "мелочь" внутри самого двигателя нередко "стоит" еще и повторных разборки и сборки двигателя.

3. Отремонтированная деталь должна иметь геометрические характеристики - перпендикулярность, параллельность, взаимное биение рабочих и базовых поверхностей, на уровне новой детали.

      Чем выше качество ремонта, тем меньше отклонения формы, расположения и размеров поверхностей. Эти параметры должны быть, с одной стороны, заложены в технологию ремонта, а с другой - тщательно проконтролированы перед сборкой двигателя. Ошибки, допущенные при ремонте и пропущенные при контроле, ведут обычно к ускоренному износу самой детали и деталей, сопряженных с ней.

4. При ремонте деталей не следует забывать о возможности последующего ремонта.

      Это значит, что должен быть обеспечен  по возможности минимальный съем металла на изношенных поверхностях. Кроме того, не стоит произвольно дорабатывать детали и изменять их посадочные размеры под имеющиеся на ремонтном предприятии дешевые комплектующие. Например, растачивание крышки блока и/или шлифование вала под имеющийся в наличии нестандартный сальник при последующем ремонте может создать проблемы с поиском такого же сальника.

  1. При ремонте двигателей не следует использовать запасные части и комплектующие низкого или сомнительного качества.

      Как правило, их можно отличить по низкой цене и внешнему виду, который нередко  отличается от внешнего вида детали, снятой с двигателя. Детали и комплектующие низкого качества могут привести к необходимости проведения повторного ремонта уже через несколько тысяч километров пробега.

      Особенно  неприятно, если под эти запасные части выполнялся ремонт сопряженных поверхностей других деталей, что, помимо всего прочего, резко увеличивает объем повторного ремонта. Поэтому разного рода "нестандартные" запасные части и комплектующие лучше использовать только для того двигателя, для которого они и предназначены. Если все же другого выхода нет, замену комплектующих на нестандартные следует проводить крайне осторожно, по принципу "семь раз отмерь -один раз отрежь". Стоит отметить, что и наоборот, установка только оригинальных деталей и комплектующих с маркировкой фирмы-изготовитепя автомобиля также далеко не всегда оправдана из-за их высокой цены. Таким образом, цена, а следовательно, и качество запасных частей должны быть оптимальны, иначе ремонт двигателя становится нерентабельным.

6. В практике ремонта двигателя следует использовать несколько основных способов восстановления зазоров и поверхностей сопряженных и изношенных деталей:

а) одна из изношенных деталей обрабатывается в ближайший ремонтный  размер - увеличенный (для отверстия) или уменьшенный (для вала). Другая деталь заменяется на новую, имеющую увеличенный (уменьшенный) ремонтный размер. Это наиболее распространенный и дешевый способ ремонта ЦПГ и КШМ;

б) одна из изношенных деталей не обрабатывается (если износ небольшой) или обрабатывается до восстановления правильной геометрической формы. На рабочие поверхности ответной детали наносится слой металла (наплавка, наварка, напыление, гальваническое покрытие). После этого деталь обрабатывается (шлифуется) в размер, больший стандартного (вал), но обеспечивающий требуемый зазор в сопряжении. Данный способ может быть использован, например, при ремонте деталей распределительного механизма (сопряжения распределительного вала с головкой блока, клапанов с клапанными втулками);

в) на одну из изношенных деталей наносится слой металла, после чего деталь обрабатывается в размер, равный стандартному (если износ мал) или меньший его (если износ велик). Ответная деталь заменяется на новую соответственно стандартного или ремонтного размера.  

 Анализ  усвоения учебного материала  методом устного  опроса.

 - Какова основная цель дефектации двигателя?

 - Какие детали ГРМ и их поверхности, требуют обязательного контроля при ремонте двигателя?

 - Назовите  основные правила ремонта деталей. 

 Перейдём  к практической части нашего занятия. 

4. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ 

Прочитайте  и запомните правила охраны труда  и техники безопасности при выполнении задания.

         На автомобилях КамАЗ установлен восьмицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель. В таблице 2 приведены некоторые технические характеристики двигателя.

Таблица 2

Основные  характеристики двигателя  КамАЗ

Тип 4-тактный с  воспламенением от сжатия
Число цилиндров 8
Расположение  цилиндров V-образное
Число клапанов на цилиндр 2 (1 впускной, 1 выпускной)
Направление вращения коленвала правое
Степень сжатия 17
Частота вращения коленвала при гарантируемой  мощности 2600
Гарантируемая мощность, л.с. 210
Максимальный  крутящий момент, кгс·м 65
Удельный  расход топлива, г/л.с.·ч 170
  
 

            Конструктивной особенностью данного двигателя является то, что он имеет отдельные головки на каждый цилиндр, в каждой из которых собран отдельный механизм газораспределения. Цилиндры левого ряда смещены вперед относительно правого на 29,5 мм. Это связано с использованием одной кривошипной шейки двумя шатунами.

          Механизм газораспределения приводится в движение одним распредвалом, расположенным в блоке цилиндров (среднее расположение), и толкателями со штангами, которые соединяют распредвал с коромыслами.   Возврат клапана в закрытое положение осуществляется сдвоенными пружинами .

          Каждая головка механизма газораспределения крепится к своему цилиндру четырьмя болтами. Клапанный механизм закрыт крышкой, которая крепится к головке одним болтом.

          В новых двигателях КамАЗа головка устанавливается на блок без прокладки. Уплотнение газового стыка осуществляется за счет применения уплотнительного кольца, которое ложится непосредственно на гильзу. Для компенсации микронеровностей на кольцо нанесено свинцовистое покрытие.

Ход работы
           В ходе работы необходимо снять одну из головок механизма газораспределения (на выбор) и осуществить её разборку. Снятие головки осуществляется в следующем порядке:

        Преподаватель демонстрирует трудовые приёмы которые должны усвоить студенты.

1)  отвернуть болт крепления форсунки;

2)  снять форсунку;

3)  отвернуть четыре болта крепления головки;

4)  снять головку с блока;

5)  вынуть штанги с толкателями из блока.

Разборка  головки осуществляется в следующем порядке:

1)  снятие крышки клапанного механизма;

2)  снятие оси коромысел;

3)  снятие пружин и клапанов.

           В процессе показа  трудовых приёмов  мастер приводит  типичные ошибки  и указывает причины, по которым они возникают.

           После разборки следует внимательно изучить конструкцию и взаимодействие деталей, разобраться в назначении конструктивных элементов, таких, как пазы, отверстия, штифты и т.д. Выполнить дефектацию деталей ГРМ, занести результаты в акт дефектации. Определить метод ремонта изношенных деталей, обосновать решение.

          Головка вместе с клапанным механизмом в разобранном виде предъявляется преподавателю. Студенты, выполняющие работу, должны быть готовы ответить на вопросы, касающиеся устройства механизма газораспределения и назначения его деталей.

После ответа на вопросы выполняется сборка механизма в порядке, обратном разборке. 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА
 

          5.1 Текущий инструктаж (целевые обходы рабочих мест студентов) 

Первый  обход: проверка содержания рабочих мест, их организация.

Второй  обход: контроль за правильностью выполнения трудовых приёмов.

Третий  обход: Проверка правильности соблюдения технологической последовательности выполнения работ.

Четвёртый обход: проверка правильности ведения самоконтроля (промежуточного, межоперационного и т.п.), соблюдение технических условий работы.

Пятый обход: проведение приёмки и оценки выполненных работ. 

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ИНСТРУКТАЖ

          Подведение итогов занятия, разбор причин ошибок, допущенных в процессе выполнения работ, сообщение оценок за работу, выдача задания по отчёту за поделанную работу.

Содержание  отчета
После выполнения и защиты работы студенты выполняют отчет по работе (1 на бригаду). Отчет должен включать следующие  разделы:

1)  Титульный лист;

2)  Эскиз детали по которой проводилась дефектация;

3)  Акт дефектации;

4)  Вывод по работе.

Контрольные вопросы
1.  Как осуществляется смазка трущихся поверхностей клапанного механизма?

2.  Как регулируется тепловой зазор клапанов?

3.  Показать место установки уплотнительного кольца газового стыка.

4.  Из двух клапанов показать впускной и выпускной.

5.  Какова цель установки спаренных пружин на клапаны?

Информация о работе Дефектация и ремонт деталей газораспределительного механизма