Дефектация и ремонт деталей газораспределительного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:42, лабораторная работа

Краткое описание

Каждодневная работа мастера производственного обучения может показаться рутинной, если она складывается из однообразных, похожих друг на друга, как две капли воды, уроков. Такое, с позволения сказать, «учение» тягостно и для учеников. Вместе с тем сам процесс познания нового, по своей сути, увлекателен и интересен, может захватывать полностью, без остатка. И зависит это во многом от того, как проводятся уроки, какая форма их проведения из множества возможных выбрана, как они подготовлены. Мастер, тв

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Общие вопросы разработки планов проведения занятий ………… 4
1.2 Проведение занятий по изучению производственных операций … 6
1.3 Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их проведения.... 10
ПЛАН- КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРОТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ…………………………………………………………………...13
Приложения
Приложение 1. Инструкционно - технологическая карта «Разборка и сборка механизма газораспределения»………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

ЛПЗ Ремонт автомобилей.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  образования и  науки РФ

ФГОБУ ВПО «Шадринский  государственный  педагогический институт»

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра профессионально-технологического образования 
 

Тема: «Дефектация и ремонт деталей газораспределительного механизма» 
 

Контрольная работа

по предмету техническое обслуживание и ремонт автомобилей 
 
 
 
 

                  Выполнил  студент 643 группы

                  Овечкин Сергей Вячеславович 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Шадринск 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение………………………………………………………………………….3

  1. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ
  2. 1.1 Общие вопросы разработки планов проведения занятий …………  4
  3. 1.2 Проведение занятий по изучению производственных операций … 6
  4. 1.3  Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их проведения....                                     10
  5. ПЛАН- КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРОТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ…………………………………………………………………...13

Приложения

Приложение 1. Инструкционно - технологическая карта «Разборка и сборка механизма газораспределения»………………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    введение 

     Каждодневная  работа мастера производственного  обучения может показаться рутинной, если она складывается из однообразных, похожих друг на друга, как две капли воды, уроков. Такое, с позволения сказать, «учение» тягостно и для учеников. Вместе с тем сам процесс познания нового, по своей сути, увлекателен и интересен, может захватывать полностью, без остатка. И зависит это во многом от того, как проводятся уроки, какая форма их проведения из множества возможных выбрана, как они подготовлены. Мастер, творчески подходящий к своему делу, понимает, что многие занятия проводятся по «накатанной» схеме, и это — реальность. Но если организационно уроки могут быть похожи, то поставленные учебные цели могут достигаться разными путями. Вот почему текущее планирование своей работы, продуманная разработка плана проведения каждого конкретного занятия имеет огромное значение для достижения успеха в работе.  В зависимости от содержания программного материала каждый урок имеет свои особенности и не может строиться по установленному шаблону. Но существуют общие требования к занятию производственного обучения любой профессии, которые следует соблюдать. К таковым относят:

      - органическое единство воспитания и обучения;      - достижение конкретных учебных целей;

      - построение производственного обучения в соответствии с программой при активном и сознательном усвоении учащимися знаний, умений и навыков по изучаемой специальности;

      - применение разнообразных методов обучения с соблюдением принципов индивидуального подхода к учащимся для достижения уровней подготовки, предусмотренных квалификационной характеристикой. 
 
 
 

  1. МЕТОДИКА  РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ
 

1.1 Общие вопросы  разработки планов  проведения занятий 

            При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организационной формы, мастеру необходимо уметь четко определять цели и задачи как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия.      Под целью в учебном процессе подразумевают конкретную учебно-воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.

      Чтобы четко определить цель, нужно уметь  представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться учащиеся в ходе урока, какие качества личности могут быть сформированы у них вследствие направленного педагогического воздействия.     Педагогу профессионального обучения на каждом занятии приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных  задач. Среди комплекса учебно-воспитательных задач определяют образовательные, воспитательные и развивающие.         Образовательные задачи понимаются как общее интеллектуальное развитие будущего рабочего, формирование и расширение его представлений о достижениях науки и техники, особенностях применяемых технологий и возможностях приложения общекультурных и общетехнических знаний на производстве.  Воспитательные задачи призваны сформировать у учащихся нравственные, личностные качества, которые могут и должны составлять стержень человеческой сущности будущего члена общества.          На занятиях производственного обучения создаются особо благоприятные условия для трудового воспитания, развития умственных способностей и общей культуры. Занятия в мастерских позволяют развивать у учащихся восприимчивость ко всему новому в нашей жизни, желание соучаствовать в освоении техники будущего и одновременно дают возможность развивать экологическое мышление.  Развивающие задачи предполагают формирование профессиональных умений и навыков. Подразумевается, что атмосфера занятия, целенаправленная совместная деятельность наставника и учеников образуют благоприятные условия для формирования трудового мастерства, выработки сознательного отношения к труду.             Все сказанное позволяет сделать такое заключение. Все аспекты организации производственного обучения — во всем многообразии их связей — влияют на процесс формирования личности. Начиная с того, насколько методически грамотно организовано обучение специальности, и кончая тем, насколько целенаправленно сочетается воспитание с обучением. Это еще раз доказывает значимость, важность методической подготовленности, профессионализма самого мастера (педагога профессионального обучения) для его влияния на учеников.      Несмотря на пожелания отказа от шаблона при организации уроков, на необходимость поиска и применения разнообразных дидактических методов — объективно существуют установившиеся этапы занятий. На большинстве видов уроков производственного обучения они могут создавать структуру занятия, апробированную многолетним опытом системы ПТО (рис. 1). 

                

                Рис. 1 Трёхблочная  типовая структура занятия.

        Понятно, что структура  занятия — не догма и может иметь существенные различия: они для мастера будут выражаться прежде всего в особенностях методики проведения инструктажей на разных периодах обучения.  
 

  1.2 Проведение занятий по изучению производственных операций 

        Мастер должен отдавать себе отчет, прежде всего в том, что при изучении тем, связанных с усвоением учащимися каких-то приемов или отдельных операций, необходимо решить следующие дидактические задачи. Подготовить учащихся к сознательному выполнению заданной работы наиболее рациональным образом, предупредить возможные ошибки и брак, обеспечив при этом соблюдение безопасных условий труда. Добиться отчетливого понимания каждым учащимся особенностей предстоящих действий, что достаточно сложно.      Поэтому главная особенность проведения уроков по темам, связанным с изучением приемов или операций, заключается в «растяжении» вводного инструктажа на все занятие.          Вводный инструктаж, проводимый, как правило, в начале урока, даже если у мастера сложилось представление, что «все поняли», должен повторяться в индивидуальном варианте во время самостоятельного выполнения учащимися упражнений. Это дает возможность подобрать темп усвоения материала для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, известных мастеру. Кроме того, в зависимости от действий учащегося у мастера есть возможность при необходимости вернуться к любой части учебно-инструктивного материала. Терпеливый повтор показа правильного выполнения приемов работы, учет типичных затруднений и своевременный приход для оказания учащимся помощи — основа целевых обходов мастера на занятиях по таким темам.      В планах проведения занятий, в которых по программе предусмотрено освоение трудовых приемов или операций, особое внимание уделяется разработке вводного инструктажа. Понятно, что каждый раз он учитывает своеобразие материала, но его содержание может быть примерно следующим:

- ознакомление учащихся с содержанием предстоящей учебной работы и ее значением для овладения изучаемой специальностью;

- объяснение, какие знания из изученного ранее теоретического материала будут востребованы при работе (при необходимости — их повторение);

- демонстрация применяемых при выполнении инструментов, материалов, приспособлений и т.п. с объяснением специфических моментов (способов подготовки к работе, правил установки, закрепления и др.);

- показ и разъяснение особенностей выполнения того или иного приема или операции концентрация внимания учащихся на возможных причинах, которые могут привести к ошибкам, неправильному результату, поломке, браку и т.п.;  

- ознакомление учащихся с техникой безопасности, предупреждение об опасных зонах, о необходимости рациональной организации рабочего места.

      Если  занятия проводятся с учащимися, которые уже усвоили основные приемы работы, то вводный инструктаж может дополнительно включать:

- показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения задания;

- демонстрацию применения новаторских инструментов и технологии передовых методов труда.            Опыт показывает, что такие дополнения значительно повышают интерес учащихся, их активность при выполнении работы.      При отработке технологических операций, особенно на начальных этапах обучения, целесообразно ознакомление на вводном инструктаже с правилами пользования письменными инструкционными материалами (картами). Тогда у каждого учащегося появляется возможность выполнить заданную работу, самостоятельно контролируя правильность соблюдения ее последовательности и вырабатывая при этом навыки критического отношения к собственной деятельности — практику самоконтроля. Особое значение, как уже подчеркивалось, на таких занятиях отводят этапу самостоятельной работы учащихся, мастер руководит этой работой в порядке текущего инструктажа. Практически это— целевые обходы работающих учащихся, при которых мастер внимательно наблюдает за соблюдением каждым данных ранее установок. Целевыми обходы называются потому, что каждый из них может преследовать контроль правильности выполнения конкретных действий. Например, мастер проверяет, правильно ли организовали учащиеся свои рабочие места, соблюдаются ли указания по технике безопасности. При этом он старается не «разбрасываться», не отвлекаться от намеченной цели. Конечно — если не появились обстоятельства, требующие его экстренного вмешательства.    Последующие обходы могут быть произведены с самыми разными целями, но есть несколько правил их проведения, выработанных практикой.

        Во-первых, внимательно приглядываясь к действиям каждого, без необходимости не вмешиваться в работу учащихся.

     Во-вторых, при обнаружении ошибки учащегося не следует сразу же ее объяснять и самому исправлять. Гораздо эффективнее, если путем совместного анализа (с легкой подсказкой мастера) учащийся сам выявит причину и сам исправит неправильные действия.

            В-третьих, ни в коем случае не следует при обнаружении  неправильных действий проявлять раздражительность, упрекать в непонятливости и т.п. Это не дает ничего, кроме напряженности во взаимоотношениях. В то же время терпеливое и доброжелательное отношение, показывающее, что, несмотря на допущенную ошибку, учащийся способен справиться с заданием, сохраняет у того веру в свои силы, интерес и увлеченность в работе.            Если значительная часть учащихся совершает одинаковые неправильные действия — необходим дополнительный коллективный (групповой) инструктаж.  Последние обходы обычно преследуют цели приемки и оценки выполненных учащимися объектов (при операционных работах), что необходимо для последующего подведения итогов занятия.           После окончания работы учащиеся убирают свои рабочие места, сдают готовые или незавершенные изделия, неиспользованные материалы, полученные ранее инструменты и технологическую документацию, а дежурные производят уборку всей мастерской.              Заключительный инструктаж обычно проводят в виде активной беседы. На нем очень важно подобрать верную тональность подведения итогов, где должно проявиться отсутствие личных пристрастий мастера — нет «любимчиков» и «аутсайдеров». Наиболее верным будет сдержанная похвала лучшим учащимся, выражение удовлетворения успехами всех старавшихся, пусть и допустивших небольшие упущения. Тем же, кто не справился с заданием в полной мере, следует доходчиво пояснить, в чем заключалась ошибка, выразив уверенность, что в следующий раз успех будет достигнут.            Законченные работы следует оценивать и объяснять учащимся, за что и почему выставляется данная оценка. При оценке деятельности учащегося мастер исходит, прежде всего, из качества выполненной работы. На этих этапах учебы отрицательные оценки лишены смысла, они просто нецелесообразны. Это подтверждает психология труда. 

    1.3 Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их проведения  

        В практике производственного  обучения на разных его этапах широко применяются и другие формы занятий. К таковым могут быть отнесены:

  - упражнения на тренажерах;

  - лабораторно-практические работы;

  - деловые игры;

  - экскурсии и другие.

        Мы выделили их в  отдельную группу не из-за специфичности  этого рода учебной деятельности, а вследствие необходимости учета  методических особенностей при подготовке мастера к их проведению и составлению их планов.

Информация о работе Дефектация и ремонт деталей газораспределительного механизма