Значение невербальных средств общения в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40% и даже меньше информации передается с помощью вербальных.

Оглавление

Реферат………………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………….......4
1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ………………………………..5
2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ………………..8
3. ОБМЕН НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ…………………………….9
4. ЖЕСТЫ КАК НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ……………………………………………………………………....11
5. ВИЗУАЬНЫЙ КОНТАКТ…………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………...18
Список использованных источников………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Значение невербальных средств общения в управленческой деятельности.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

    Можно также положить свою руку поверх руки партнера, обхватить его запястье и резко встряхнуть, а руку хорошо знакомого человека обхватить двумя  руками у запястья, локтя или плеча. Сохранить дистанцию и защитить «личную территорию» помогает пожатие прямой, несогнутой рукой или пожатие кончиков пальцев.

    Среди менеджеров, бухгалтеров и юристов  распространен так называемый шпиль  — складывание пальцев рук, означающее уверенность. При этом «шпиль вверх» сопровождает изложение собственного мнения, а «шпиль вниз» — восприятие чужой позиции. Этой категории людей свойственно также закладывание рук за спину, демонстрирующее уверенность в себе и превосходство над другими.

    К жестам превосходства относится  также манипулирование большими пальцами, которые остаются на поверхности при закладывании рук в карманы, за отвороты пиджака или под мышки с их скрещиванием на груди (последнее является выражением негативного отношения).

    Поднесение  руки ко рту во время слушания свидетельствует о недоверии партнеру, а во время собственной речи — об ее неискренности.

    Жестами, свидетельствующими о внутреннем желании  отгородиться от кого-то или чего-то, является почесывание или потирание  века, уха, шеи, оттягивание воротничка.

    Подпирание  щеки ладонью считается жестом скуки. Если рука сжата в кулак, а указательный палец упирается в висок — это оценочная поза, демонстрирующая вежливую заинтересованность. Об искренности последней говорит рука под щекой, не служащая, однако, опорой головы.

    Когда указательный палец направлен вертикально к виску, а большой поддерживает подбородок, человек негативно оценивает сообщение; приближение указательного пальца к веку свидетельствует об усилении негативизма.

    Поглаживание  подбородка означает, что человек  обдумывает решение; если при этом он грызет ручку, сосет трубку или сигарету, крутит дужки очков, он пребывает в затруднении, как поступить; скрещивание рук на груди, закидывание ноги за ногу или откидывание на спинку стула говорит о том, что он настроен, скорее, негативно.

    Постукивание  пальцами по столу или ногами под  столом — жесты нетерпения; чем  они быстрее, тем нетерпение выше; для более успешного общения  человека необходимо чем-то отвлечь.  

    Обычно  при беседах подчеркивается равное положение присутствующих, но иногда бывает целесообразно подчеркнуть статус хозяина. Для этого существует ряд способов:

-  повысить спинку кресла (стула) или уровень сиденья для себя и понизить их для гостя;

- использовать крутящиеся или передвигающиеся стулья и кресла, позволяющие относительно свободно перемещаться в пространстве. Человек, лишенный такой возможности, вынужден жестикулировать и этим раскрывает себя, отводить место гостю не в личной, а в социальной зоне хозяина, что снижает его статус;

- увеличить «свою» территорию и уменьшить территорию гостя, соответствующим образом расположив мебель.  

    ДРУГИЕ  ВИДЫ ЖЕСТОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

    Помимо  позы и движений многое о человеке может сказать взгляд, размер зрачков, поведение глаз. У возбужденных людей, например, зрачки расширяются в 3—4 раза, а при плохом настроении — сужаются. Если при общении с глазу на глаз человек смотрит в глаза менее 1/3 времени, он что-то скрывает, а если более 2/3 — заинтересован или настроен враждебно (соответственно зрачки будут расширенными или суженными).

    Считается, что нормальное общение требует  примерно в течение 70% времени разговора  встречаться глазами или смотреть на часть лица, ограниченную глазами, ртом и точкой над переносицей.

    Для передачи заинтересованности или враждебности используется взгляд искоса; в первом случае он сопровождается улыбкой, во втором — нахмуренными бровями. Прикрытые веки и откинутая поза выражают отрицательную реакцию или превосходство.

    Чтобы в процессе разговора контролировать взгляд собеседника, нужно сначала  направить его на какой-то предмет, а затем перенести последний на уровень собственных глаз.

    Ряд жестов принято относить к категории  собственнических. Таковым является, например, прикосновение к тому или  иному объекту, а если это объект чужой, то прикосновение будет означать вызов. Поэтому в гостях все вещи, в том числе и стулья, с самого начала используются только с позволения хозяев.

    Большую роль в выражении собственного настроения и оказании влияния на других играет позиция, в которой человек находится, например угол, под которым он повернут к собеседнику. Если он прямой или больше прямого, это так называемая открытая позиция, где всегда найдется место другим, в противоположность закрытой позиции, когда двое находятся строго напротив друг друга. В процессе разговора открытая позиция всегда может трансформироваться в закрытую, где третий — лишний, и наоборот.

    Позы  тесно связаны с территорией  — пространством, которое человек  считает своим, являющимся как бы продолжением его тела. Когда участники  разговора сидят друг напротив друга, они занимают оборонительную позицию, где стол служит барьером; в результате на нем образуются две равные территории, вторжение на которые недопустимо и вызывает сопротивление. Это порождает атмосферу соперничества, нежелания уступить, а поэтому разговоры, как правило, бывают короткими, посвящаются только узким, специфическим проблемам. Ведения важных бесед в такой позиции следует избегать, меняя ее на «угловую» или позицию «делового взаимодействия». Сигнал к смене позиции может, например, дать хозяин, придвинув к себе папку с материалами, принесенную гостем.  

    Люди, вообще не желающие взаимодействовать, садятся друг против друга на разных концах стола в независимой позиции.

    На  характер контактов оказывает влияние  не только расположение за столом, но и форма стола. Так, квадратный стол подчеркивает субординацию и порождает у всех, кроме сидящих в «угловой» позиции, дух соперничества. За овальным столом психологическое преимущество получают те, кто располагается на его торцах, особенно, если сидят не спиной к двери (они, кстати, получают большую территорию, чем остальные). Поэтому переговоры чаще всего лучше вести за круглым столом; здесь все оказываются в равном положении, каждый получает одинаковое пространство, что создает атмосферу неофициальности и помогает быстрее заключить соглашение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ

    Взгляд, его направление, частота контакта глаз – еще один компонент невербального  общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это настораживает.

    С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, потому что они занимают центральное  место на лице человека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо.

    При дневном свете зрачки могут расширяться  и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному  и наоборот. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза больше по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этом получаются так называемые «глаза – бусинки» или «змеиные глаза».

    Основа  для настоящего общения может  быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. Если при общении с одними людьми вы чувствуете себя уютно, то с другими дискомфортно. Это связано, главным образом, с тем, как они смотрят на вас, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут выдержать ваш взгляд. Именно поэтому очень важно во время деловых бесед и переговоров контролировать выражение своих глаз.

    Ваш взгляд должен встречаться с глазами  партнера около 60 – 70% от всего времени  общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием. Во время переговоров и деловых бесед никогда не следует одевать темные очки, потому что у партнера появляется ощущение, что его рассматривают в упор.

    Часто встречается так называемый взгляд искоса. Он используется для передачи интереса или враждебности. Если такой  взгляд сопровождается слегка поднятыми  бровями или улыбкой, то он означает заинтересованность и часто используется для того, чтобы завлечь собеседника. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, то он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.

    Более всего нас раздражают люди, которые  во время разговора опускают веки. Это подсознательный жест, который является попыткой человека «убрать» вас из своего поля зрения, потому что вы ему надоели или стали неинтересны, или он чувствует свое превосходство над вами. При нормальной частоте моргания 6 – 8 раз в минуту веки этого человека закрываются на секунду или больше, как будто человек моментально стирает вас из своей памяти.

    Если  человек подчеркивает свое превосходство  над вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад  головой и долгим взглядом, известным  как «взгляд свысока». Если вы заметили подобный взгляд у вашего собеседника, то это означает, что ваше поведение вызывает у него негативную реакцию и нужно что-то изменить, чтобы успешно завершить разговор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Для успеха в бизнесе важен учет особенностей межличностного общения. Наряду со словесным (вербальным) общением необходимо учитывать невербальный язык деловых людей.

    В понятии невербального языка  заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования вспомогательных предметов (очков, сигарет и др.).

    Ни  один из деловых людей, занятых в  сфере бизнеса и предпринимательства, в современном мире не может обойтись без деловых контактов, без общения  с персоналом собственной фирмы  и торговыми партнерами, с представителями  официальных властей, работниками правовых или судебных органов, с агентами или контрагентами. В свою очередь общение и взаимодействие людей требует определенных навыков и знаний из области психологии.

    Психологическое влияние партнеров друг на друга  в любой ситуации может происходить различными способами. Согласно исследованиям психологов, большая часть информации (до 65% по различным источникам) передается невербальными средствами выражения. Таким образом, считывая невербальную информацию собеседника и умело подчеркивая (или скрывая) собственную, мы получаем уникальную возможность добиться успеха в деловой сфере и сфере личных взаимоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 
 

1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998. Глава 7. Имидж делового человека.

3. Психология и этика менеджмента и бизнеса. А.К.Семенов, Е.Л.Маслова. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999 г.

4. Психология делового общения. Г.В.Бороздина. – М.: ИНФРА – М, 2000 г.

5. Основы  менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – Пер. с англ. – М.: Дело, 1999 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Значение невербальных средств общения в управленческой деятельности