Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40% и даже меньше информации передается с помощью вербальных.
Реферат………………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………….......4
1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ………………………………..5
2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ………………..8
3. ОБМЕН НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ…………………………….9
4. ЖЕСТЫ КАК НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ……………………………………………………………………....11
5. ВИЗУАЬНЫЙ КОНТАКТ…………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………...18
Список использованных источников………………………………………….19
САМАРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
имени академика С. П. КОРОЛЕВА
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
на тему:
Значение
невербальных средств
общения в управленческой
деятельности
Домашнее задание.
Пояснительная записка: 19 с., 5 источников.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ
ОБЩЕНИЕ, КИНЕСИКА, ТАКЕСИКА, ПРОКСЕМИКА,
ЖЕСТЫ, ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ
В
данном реферате описаны общие характеристики
общения, невербальные компоненты коммуникации.
Влияние невербальных средств общения
на управленческую деятельность.
Содержание
Реферат……………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ………………………………..5
2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ……………….
3. ОБМЕН НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ…………………………….9
4. ЖЕСТЫ КАК
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
5. ВИЗУАЬНЫЙ
КОНТАКТ…………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………….19
Введение
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40% и даже меньше информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения.
Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.
Знание
языка жестов и телодвижений позволяет
не только лучше понимать собеседника,
но и (что более важно) предвидеть,
какое впечатление произвело
на него услышанное еще до того, как
он выскажется по данному поводу. Другими
словами, такой бессловесный язык может
предупредить вас о том, следует ли изменить
свое поведение или сделать что-то другое,
чтобы достичь нужного результата.
1.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОБЩЕНИЯ
ОБЩЕНИЕ как особого рода деятельность - это творческая игра
интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное
обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета
беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных
представителей и пр.).
СУБЪЕКТОМ общения выступают индивид, группа, целевая или массовая аудитория, все общество в целом. МОТИВЫ общения субъектов могут не совпадать в начальных стадиях обмена суждениями. Точно так же могут не совпадать и цели общения каждой из сторон деловых бесед (переговоров).
ПОТРЕБНОСТЬ
в общении возникает в
ПРОЦЕСС общения распадается на ряд действий, совершающихся
попеременно. “Вопрос - ответ”, “реплика - возражение”, “утверждение - отрицание” упорядочивают процесс общения, задают интуитивно принимаемый участниками общения ритм обмена мнениями, очередность вступления в беседу.
Диалог - универсальная форма общения, модель всего процесса общения. Он связывает все высказывания в единое пространство соразмышления, создает эмоциональное и интеллектуальное поле общения. При этом крайние (радикальные), взаимоотрицающие суждения создают полюсы напряжения, точки роста общей программы, взаимоприемлемых положений и тезисов.
Взаимосвязь высказываний - основное условие не только плодотворного процесса общения, но и самого его существования. Это, по сути, взаимозависимость партнеров общения от высказываний друг друга побуждает в ходе диалога мгновенно реагировать на возражение, корректировать ход собственных мыслей, ориентировать собеседника относительно собственных намерений.
ФУНКЦИИ общения многообразны - в соответствии с широким кругом
практических задач, решаемых в ходе деловых переговоров, беседы, диалога и т. д. Обобщенная группировка функций допускает выделение трех их
разновидностей.
Коммуникативная функция реализуется как передача и прием сообщений, знаний (от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры – к культуре и т. д.).
Регулятивная функция “управляет” процессом общения людей, в ходе которого уточняются (а порой и формируются!) цели, мотивы, ориентиры будущей совместной или индивидуальной деятельности. Эта функция постоянно поддерживает обратную связь высказываний собеседников. Взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ, постоянное ожидание реплики- ответа собеседника (т. е. стимулирование беседы) - в этих двух формах и реализуется обратная связь, регулирующая весь процесс общения.
Эмоционально-психическая функция проявляется как создание комплекса чувств и психических состояний каждого собеседника в ходе общения. Эмоции способны придать дополнительную значимость и вес самым обыденным словам. Каждый диалог, каждая беседа, воспринимаемые собеседниками как потребность “отвести душу”, выговориться и т.п., приводит в итоге к особому эмоциональному подъему (катарсису), т.е. к удовлетворенности общением. И напротив: негативные эмоции, возникающие в ходе беседы, способны “досрочно” оборвать деловой контакт.
Единство функций, одновременность их проявления в процессе общения активизирует все душевные (эмоциональные) и интеллектуальные силы собеседников, превращает общение в событие личной (а может быть, и не только личной) жизни людей. Не случайно так плодотворны диалогические формы общения в журналистике, педагогике, научно-исследовательской деятельности (“мозговой штурм”, например), в искусстве (театр), политике (дискуссия, дебаты).
РЕЗУЛЬТАТЫ общения не принадлежат только одному из собеседников - в них концентрируются взаимообусловленные побуждения участников диалога:
- сформировать общее сознание, включить его в индивидуальные сознания каждого из партнеров беседы;
- изменить поведение в соответствии с изменившимся сознанием;
- научиться по-новому реагировать на новые обстоятельства;
- усвоить новую информацию, новые знания и на этой основе выработать
соответствующие качества характера, новые приемы общения, межличностных
отношений.
СРЕДСТВА ЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ соединяют людей в процессе непосредственного обмена мнениями, идеями, различного рода текущей информацией. Здесь на ход беседы влияют такие очевидные факторы, как эмоциональное состояние собеседников, обстановка (интерьер) общения, активное участие каждой
стороны в диалоге.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
ОБЩЕНИЕ протекает в
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его
выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и
смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления:
(высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый,
хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что
наиболее
привлекательной в общении
манера речи
3. Выразительные качества голоса:
- характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех,
хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель;
- нулевые звуки — паузы;
- звуки назализации— «хм-хм», «э-э-э» и
др.
2.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
КОММУНИКАЦИИ
В невербальные средства общения входят:
1. Кинесика — внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика —движения мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторика всего тела; позы, осанка, поклоны, походка.
2. Такесика — прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
3.
Проксемика — расположение
К средствам кинесики относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными яляются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.
Проксемика объединяет
Информация о работе Значение невербальных средств общения в управленческой деятельности