Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:35, дипломная работа
Актуальность темы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в целом ориентирует на получение новых результатов школьного образования как основы для инновационного развития, не только знаний, но и умений их создавать и применять. В связи с требованием времени изменяются и требования к учителю. В интервью журналу «Директор школы» директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук И.М. Реморенко отметил, что «современный учитель сам должен быть творческим человеком, уметь и любить проектировать, исследовать, работать в команде, вести дискуссию, владеть технологией организации проектной, исследовательской, творческой деятельности учеников».
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.
В таблице 1 перечислены основные преимущества и недостатки способов предоставления обучения. Большая часть из них подтверждается опытом многих организаций.
Таблица 1
Преимущества и недостатки различных методов обучения
Обучение на рабочем месте |
Обучение вне рабочего места |
+ Содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации. |
Вряд ли точно соответствует потребностям организации. Доступность и частота обычно установлены внешней организацией |
Участники встречаются только с работниками этой же организации |
+ Участники могут обмениваться
информацией, делиться |
+/- Участники могут
быть отозваны простым |
+/- Участники не могут быть отозваны простым уведомлением о том, что им необходимо решить возникшие на работе проблемы. |
+ Могут использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в Вашей организации, а также процедуры и/или методы выполнения работ |
+ Может использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно, окажется недоступным в стенах Вашей организации. |
- Участники могут чаще отрываться от обучения простым уведомлением, чем в случае, если оплачены внешние курсы с использованием безвозвратной формы оплаты. |
- Если участники были отозваны с курсов, оплата может быть и не возвращена. |
+ Может быть экономически выгодным, если имеются достаточное количество работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, которые смогут провести обучение на предприятии |
+ Может быть более экономически выгодным, если вы имеете небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении. + Квалифицированный обучающий персонал может быть доступен вне стен организации, а не внутри Вашей организации. |
- Участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии руководителя. |
+ В сравнительно безопасной
нейтральной обстановке |
+ Переходить от обучения на учебных примерах к непосредственному выполнению работы легче, если учебный материал непосредственно связан с работой. |
- Могут возникнуть
проблемы при переходе от |
Условные обозначения: + преимущества; - недостатки |
Итак, методы обучения персонала – это такие способы, при которых достигается определенный уровень овладения знаниями, умениями, навыками. Они включают в себя определенные способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо.
В научной литературе принято выделять разные методы обучения: обучение как на рабочем месте, так и вне рабочего места, традиционные и активные методы обучения персонала.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.
Повышение квалификации педагогов в период реформирования образовательной системы - насущная задача сегодняшнего дня. Внутришкольное обучение является основой качественных изменений в образовательном пространстве школы.
Динамичность внешней
среды, развитие и интеграция науки,
образования и бизнеса, развитие
самой школы меняют взгляд на систему
внутришкольного повышения
В современных условиях появляется необходимость соответствия любой системы повышения квалификации кадров требованиям мобильности и учёта потребностей конкретных профессиональных групп. В связи с этим всё большую популярность приобретают формы повышения квалификации на рабочем месте, которые в настоящее время реализуется многими корпорациями и фирмами. Подготовка работников в данном случае ориентирована на специфические потребности фирм. Такой подход к подготовке сотрудников сегодня заимствуется школой.
Педагогами О.В. Акуловой, Р.У. Богдановой, Г.И. Игнатьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной [1, с. 290; 11, с. 56-60] и другими отмечается, что «внутрифирменное обучение» в общеобразовательном учреждении является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов в школах, на уроках, во внеурочной деятельности.
Неоспоримым преимуществом такого обучения выступает реальность условий и безотлагательность. Обучение на рабочем месте, по М. Армстронгу [3, с. 832], является единственным способом тренировать и развивать на практике специфические умения. В этих условиях педагоги могут работать, учиться и развивать свою компетентность одновременно.
Таким образом, корпоративная подготовка ориентирована на потенциальные возможности педагогов, тогда как подготовка на рабочем месте направлена на их практическую деятельность в реальных условиях учебно-воспитательного процесса школы.
Внутришкольная система повышения квалификации - это искусственно созданная, универсальная, динамичная, гибкая и целостная саморазвивающаяся система, направленная на профессиональную подготовку учителей через обучение их новым знаниям, умениям, навыкам и максимально приближенная к их потребностям, функционирующая в образовательном пространстве конкретной школы [33, 13-27].
Система внутришкольного повышения квалификации педагогов состоит из ограниченного количества элементов. Элементами системы внутришкольного повышения квалификации можно считать: социальный заказ на подготовку педагогов по определённому направлению в системе внутришкольного повышения квалификации; педагогов, проходящих подготовку в системе внутришкольного повышения квалификации; специалистов, реализующих данную подготовку; образовательный процесс, направленный на повышение квалификации педагогов; программно-методическое обеспечение подготовки педагогов; нормативно-правовое обеспечение внутришкольного повышения квалификации; материально-техническое обеспечение; психологическое обеспечение и управление системой внутришкольного повышения квалификации.
Система внутришкольного повышения квалификации обладает определёнными свойствами (качествами). Свойствами любой системы можно считать цель, управление и взаимодействие [48, с.152]. Цель системы внутришкольного повышения квалификации должна отвечать требованиям времени и меняться в зависимости от социального заказа, потребностей школы и педагогов. Цель напрямую зависит от пути, по которому идёт развитие образовательного учреждения.
Управление современной системой внутришкольного повышения квалификации педагогов может быть построено не на традиционных (административных), а на инновационных (корпоративных и сотворческих) основаниях. Корпоративное повышение квалификации предполагает проектный и командный подходы, что выражается в создании управленческой команды проекта, в которую входят менеджеры проекта и независимый консультант. Следующий уровень управления представлен координаторами команд. И, наконец, последний уровень реализации управления в системе внутришкольного повышения квалификации связан с переходом управления в самоуправление на уровне групп и команд педагогов.
Каждый уровень управления представлен определёнными функциями и характеристиками.
Подготовка педагогов
в системе внутришкольного
Цели корпоративной подготовки должны учитывать: «завтрашний день» школы, компетентности педагогов, которые могут быть востребованы в будущем; развитие личностных и деловых качеств педагогов; направленность на достижение более высокого качества педагогического труда; повышение уровня профессиональной мотивации педагогов на саморазвитие; повышение уровня приверженности педагогов к школе; развитие взаимопонимания между членами коллектива. Существенным требованием является то, что цели школы и педагогов, проходящих подготовку, должны совпадать.
Ориентация на корпоративность подготовки педагогов приводит к разнообразию организационных форм, преобладанию работы в группах и командах, оптимальности, то есть соответствию форм содержанию, этапу работы, уровню развития педагогов и так далее.
Таким образом, внутришкольное обучение, действительно, является основой качественных изменений в образовательном пространстве школы. Подготовка педагогов приобретает корпоративный характер. Такая система повышения квалификации кадров соответствует требованиям мобильности и учёта потребностей конкретных профессиональных групп и важным преимуществом такого обучения выступает реальность условий и безотлагательность. Свойствами рассматриваемой системы считается цель, управление и взаимодействие, и управление современной системой внутришкольного повышения квалификации педагогов может быть построено не на традиционных (административных), а на инновационных (корпоративных и сотворческих) основаниях. При этом цели корпоративной подготовки учитывают: «завтрашний день» школы, компетентности педагогов, развитие личностных и деловых качеств педагогов; направленность на достижение более высокого качества педагогического труда; повышение уровня профессиональной мотивации; повышение уровня приверженности педагогов к школе; развитие взаимопонимания между членами коллектива. А ориентация на корпоративность подготовки педагогов приводит к разнообразию организационных форм, преобладанию работы в группах и командах, оптимальности.
Изучив различные источники информации, мы выяснили, что целью построения системы обучения является достижение соответствия профессионального и квалификационного уровней сотрудников реальным бизнес-задачам организации. В современных организациях обучение персонала рассматривается как развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Вместе с тем, обучение – это процесс комплексный и циклический, который включает несколько этапов. В современных организациях процесс профессионального обучения представляет собой комплексный управляемый непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов.
Методы обучения персонала определяются как способы, при которых достигается определенный уровень овладения знаниями, умениями, навыками. Они включают в себя определенные способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо.
В научной литературе принято выделять разные методы обучения: обучение как на рабочем месте, так и вне рабочего места, традиционные и активные методы обучения персонала.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.
Мы видим, что внутришкольное обучение, действительно, является основой качественных изменений в образовательном пространстве школы. Подготовка педагогов приобретает корпоративный характер. Такая система повышения квалификации кадров соответствует требованиям мобильности и учёта потребностей конкретных профессиональных групп и важным преимуществом такого обучения выступает реальность условий и безотлагательность. Свойствами рассматриваемой системы считается цель, управление и взаимодействие, и управление современной системой внутришкольного повышения квалификации педагогов может быть построено не на традиционных (административных), а на инновационных (корпоративных и сотворческих) основаниях. При этом цели корпоративной подготовки учитывают: «завтрашний день» школы, компетентности педагогов, развитие личностных и деловых качеств педагогов; направленность на достижение более высокого качества педагогического труда; повышение уровня профессиональной мотивации; повышение уровня приверженности педагогов к школе; развитие взаимопонимания между членами коллектива. А ориентация на корпоративность подготовки педагогов приводит к разнообразию организационных форм, преобладанию работы в группах и командах, оптимальности.