Внутришкольное обучение персонала образовательного учреждения и пути повышения его эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:35, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в целом ориентирует на получение новых результатов школьного образования как основы для инновационного развития, не только знаний, но и умений их создавать и применять. В связи с требованием времени изменяются и требования к учителю. В интервью журналу «Директор школы» директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук И.М. Реморенко отметил, что «современный учитель сам должен быть творческим человеком, уметь и любить проектировать, исследовать, работать в команде, вести дискуссию, владеть технологией организации проектной, исследовательской, творческой деятельности учеников».

Файлы: 1 файл

Кузнецова Е.М..doc

— 760.00 Кб (Скачать)

Каждый метод имеет  свои преимущества и недостатки. И  главным критерием при выборе того или иного метода является его  эффективность для достижения целей  обучения каждого конкретного работника.

В таблице 1 перечислены основные преимущества и недостатки способов предоставления обучения. Большая часть из них подтверждается опытом многих организаций.

Таблица 1

 Преимущества и недостатки различных методов обучения

Обучение на рабочем  месте

Обучение вне рабочего места

+ Содержание курсов  и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации.

Вряд ли точно соответствует  потребностям организации.

Доступность и частота  обычно установлены внешней организацией

Участники встречаются  только с работниками этой же организации

+ Участники могут обмениваться  информацией, делиться проблемами  и опытом их решения с работниками  других организаций

+/- Участники могут  быть отозваны простым уведомлением  в связи с производственной  необходимостью решить возникшие на работе проблемы

+/- Участники не могут  быть отозваны простым уведомлением о том, что им необходимо решить возникшие на работе проблемы.

+ Могут использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в Вашей организации, а также процедуры и/или методы выполнения работ

+ Может использоваться  дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно, окажется недоступным в стенах Вашей организации.

- Участники могут чаще отрываться от обучения простым уведомлением, чем в случае, если оплачены внешние курсы с использованием безвозвратной формы оплаты.

- Если участники были  отозваны с курсов, оплата может  быть и не   возвращена.

+ Может быть экономически выгодным, если имеются достаточное количество работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, которые смогут провести обучение на предприятии

+ Может быть более  экономически выгодным, если вы  имеете небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении.

+ Квалифицированный обучающий  персонал может быть доступен вне стен организации, а не внутри Вашей организации.

- Участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии руководителя.

+ В сравнительно безопасной  нейтральной обстановке участники могут более охотно обсуждать какие-то вопросы.

+ Переходить от обучения на учебных примерах к непосредственному выполнению работы легче, если учебный материал непосредственно связан с работой.

- Могут возникнуть  проблемы при переходе от обучения (на примере учебных ситуаций) к непосредственному выполнению реальной работы

Условные обозначения: + преимущества; - недостатки


 

Итак, методы обучения персонала – это такие способы, при которых достигается определенный уровень овладения знаниями, умениями, навыками. Они включают в себя определенные способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо.

В научной литературе принято выделять разные методы обучения: обучение как на рабочем месте, так и вне рабочего места, традиционные и активные методы обучения персонала.

Каждый метод имеет  свои преимущества и недостатки. И  главным критерием при выборе того или иного метода является его  эффективность для достижения целей  обучения каждого конкретного работника.

1.3. Внутришкольное обучение как вид корпоративного обучения.

Повышение квалификации педагогов в период реформирования образовательной системы - насущная задача сегодняшнего дня. Внутришкольное обучение является основой качественных изменений в образовательном  пространстве школы.

Динамичность внешней  среды, развитие и интеграция науки, образования и бизнеса, развитие самой школы меняют взгляд на систему  внутришкольного повышения квалификации педагогов, ведут к переосмыслению её потенциальных возможностей в  решении возникающих проблем. Подготовка педагогов может и должна приобретать корпоративный характер, проявляющийся в изменении её процессуальных и ценностных характеристик, усилении вовлечённости и взаимодействия педагогов, построении принципиально новых отношений на уровне руководителей и подчинённых, всех служб школы, а также школы и внешних партнёров, реализующих эту подготовку. Обучение на рабочем месте становится одним из наиболее действенных механизмов формирования компетентности педагогов, позволяет решать различные проблемы, связанные с организацией образовательного процесса, эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые многие педагоги считают затруднительными.

В современных условиях появляется необходимость соответствия любой системы повышения квалификации кадров требованиям мобильности и учёта потребностей конкретных профессиональных групп. В связи с этим всё большую популярность приобретают формы повышения квалификации на рабочем месте, которые в настоящее время реализуется многими корпорациями и фирмами. Подготовка работников в данном случае ориентирована на специфические потребности фирм. Такой подход к подготовке сотрудников сегодня заимствуется школой.

Педагогами О.В. Акуловой, Р.У. Богдановой, Г.И. Игнатьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной [1, с. 290; 11, с. 56-60] и другими отмечается, что «внутрифирменное обучение» в общеобразовательном учреждении является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов в школах, на уроках, во внеурочной деятельности.

Неоспоримым преимуществом  такого обучения выступает реальность условий и безотлагательность. Обучение на рабочем месте, по М. Армстронгу [3, с. 832], является единственным способом тренировать и развивать на практике специфические умения. В этих условиях педагоги могут работать, учиться и развивать свою компетентность одновременно.

Таким образом, корпоративная  подготовка ориентирована на потенциальные  возможности педагогов, тогда как  подготовка на рабочем месте направлена на их практическую деятельность в реальных условиях учебно-воспитательного процесса школы.

Внутришкольная система повышения квалификации - это искусственно созданная, универсальная, динамичная, гибкая и целостная саморазвивающаяся система, направленная на профессиональную подготовку учителей через обучение их новым знаниям, умениям, навыкам и максимально приближенная к их потребностям, функционирующая в образовательном пространстве конкретной школы [33, 13-27].

Система внутришкольного  повышения квалификации педагогов  состоит из ограниченного количества элементов. Элементами системы внутришкольного повышения квалификации можно считать: социальный заказ на подготовку педагогов по определённому направлению в системе внутришкольного повышения квалификации; педагогов, проходящих подготовку в системе внутришкольного повышения квалификации; специалистов, реализующих данную подготовку; образовательный процесс, направленный на повышение квалификации педагогов; программно-методическое обеспечение подготовки педагогов; нормативно-правовое обеспечение внутришкольного повышения квалификации; материально-техническое обеспечение; психологическое обеспечение и управление системой внутришкольного повышения квалификации.

Система внутришкольного  повышения квалификации обладает определёнными свойствами (качествами). Свойствами любой системы можно считать цель, управление и взаимодействие [48, с.152]. Цель системы внутришкольного повышения квалификации должна отвечать требованиям времени и меняться в зависимости от социального заказа, потребностей школы и педагогов. Цель напрямую зависит от пути, по которому идёт развитие образовательного учреждения.

Управление современной системой внутришкольного повышения квалификации педагогов может быть построено не на традиционных (административных), а на инновационных (корпоративных и сотворческих) основаниях. Корпоративное повышение квалификации предполагает проектный и командный подходы, что выражается в создании управленческой команды проекта, в которую входят менеджеры проекта и независимый консультант. Следующий уровень управления представлен координаторами команд. И, наконец, последний уровень реализации управления в системе внутришкольного повышения квалификации связан с переходом управления в самоуправление на уровне групп и команд педагогов.

Каждый уровень управления представлен определёнными функциями и характеристиками.

Подготовка педагогов  в системе внутришкольного повышения  квалификации рассматривается в  контексте идей непрерывного профессионального  педагогического образования:

  • сущность: ориентация на пожизненный прогресс личности;
  • содержание: поступательное пожизненное обогащение творческого потенциала личности;
  • форма: единство периодов учебной и трудовой занятости, сориентированное на профессиональный рост и личностное развитие педагогов.

Цели корпоративной подготовки должны учитывать: «завтрашний день» школы, компетентности педагогов, которые могут быть востребованы в будущем; развитие личностных и деловых качеств педагогов; направленность на достижение более высокого качества педагогического труда; повышение уровня профессиональной мотивации педагогов на саморазвитие; повышение уровня приверженности педагогов к школе; развитие взаимопонимания между членами коллектива. Существенным требованием является то, что цели школы и педагогов, проходящих подготовку, должны совпадать.

Ориентация на корпоративность  подготовки педагогов приводит к  разнообразию организационных форм, преобладанию работы в группах и  командах, оптимальности, то есть соответствию форм содержанию, этапу работы, уровню развития педагогов и так далее.

Таким образом, внутришкольное обучение, действительно, является основой качественных изменений в образовательном пространстве школы. Подготовка педагогов приобретает корпоративный характер. Такая система повышения квалификации кадров соответствует требованиям мобильности и учёта потребностей конкретных профессиональных групп и важным преимуществом такого обучения выступает реальность условий и безотлагательность. Свойствами рассматриваемой системы считается цель, управление и взаимодействие, и управление современной системой внутришкольного повышения квалификации педагогов может быть построено не на традиционных (административных), а на инновационных (корпоративных и сотворческих) основаниях. При этом цели корпоративной подготовки учитывают: «завтрашний день» школы, компетентности педагогов, развитие личностных и деловых качеств педагогов; направленность на достижение более высокого качества педагогического труда; повышение уровня профессиональной мотивации; повышение уровня приверженности педагогов к школе; развитие взаимопонимания между членами коллектива. А ориентация на корпоративность подготовки педагогов приводит к разнообразию организационных форм, преобладанию работы в группах и командах, оптимальности.

Выводы по 1 главе

Изучив различные источники информации, мы выяснили, что целью построения системы обучения является достижение соответствия профессионального и квалификационного уровней сотрудников реальным бизнес-задачам организации. В современных организациях обучение персонала рассматривается как развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Вместе с тем, обучение – это процесс комплексный и циклический, который включает несколько этапов. В современных организациях процесс профессионального обучения представляет собой комплексный управляемый непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов.

Методы обучения персонала определяются как способы, при которых достигается определенный уровень овладения знаниями, умениями, навыками. Они включают в себя определенные способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо.

В научной литературе принято выделять разные методы обучения: обучение как на рабочем месте, так и вне рабочего места, традиционные и активные методы обучения персонала.

Каждый метод имеет  свои преимущества и недостатки. И  главным критерием при выборе того или иного метода является его  эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.

Мы видим, что внутришкольное обучение, действительно, является основой качественных изменений в образовательном пространстве школы. Подготовка педагогов приобретает корпоративный характер. Такая система повышения квалификации кадров соответствует требованиям мобильности и учёта потребностей конкретных профессиональных групп и важным преимуществом такого обучения выступает реальность условий и безотлагательность. Свойствами рассматриваемой системы считается цель, управление и взаимодействие, и управление современной системой внутришкольного повышения квалификации педагогов может быть построено не на традиционных (административных), а на инновационных (корпоративных и сотворческих) основаниях. При этом цели корпоративной подготовки учитывают: «завтрашний день» школы, компетентности педагогов, развитие личностных и деловых качеств педагогов; направленность на достижение более высокого качества педагогического труда; повышение уровня профессиональной мотивации; повышение уровня приверженности педагогов к школе; развитие взаимопонимания между членами коллектива. А ориентация на корпоративность подготовки педагогов приводит к разнообразию организационных форм, преобладанию работы в группах и командах, оптимальности.

Информация о работе Внутришкольное обучение персонала образовательного учреждения и пути повышения его эффективности