Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:35, дипломная работа
Актуальность темы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в целом ориентирует на получение новых результатов школьного образования как основы для инновационного развития, не только знаний, но и умений их создавать и применять. В связи с требованием времени изменяются и требования к учителю. В интервью журналу «Директор школы» директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук И.М. Реморенко отметил, что «современный учитель сам должен быть творческим человеком, уметь и любить проектировать, исследовать, работать в команде, вести дискуссию, владеть технологией организации проектной, исследовательской, творческой деятельности учеников».
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
Кафедра педагогики и психологии
Кузнецова Екатерина Михайловна
Внутришкольное обучение персонала образовательного учреждения и пути повышения его эффективности
Выпускная аттестационная работа
по дополнительной профессиональной
образовательной программе
«Технологии управления персоналом»
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент О.А.Ильясова
Содержание
Актуальность темы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в целом ориентирует на получение новых результатов школьного образования как основы для инновационного развития, не только знаний, но и умений их создавать и применять. В связи с требованием времени изменяются и требования к учителю. В интервью журналу «Директор школы» директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук И.М. Реморенко отметил, что «современный учитель сам должен быть творческим человеком, уметь и любить проектировать, исследовать, работать в команде, вести дискуссию, владеть технологией организации проектной, исследовательской, творческой деятельности учеников».
Поэтому повышение квалификации педагогов в период реформирования образовательной системы - насущная задача сегодняшнего дня. Невозможно говорить о перспективах развития, о реализации программы модернизации российского образования, о внедрении в педагогическую практику обучения, новых форм и методов организации учебного процесса без системной работы по обучению кадров, которая должна проводиться как на уровне региона, муниципалитета, так и на уровне школы. Именно внутришкольное обучение является основой качественных изменений в образовательном пространстве школы. Значение обучения кадров внутри школы возрастает многократно в ситуации, когда школа вступает в состояние развития.
Проблема внутришкольной системы повышения квалификации учителей актуальна не только в теоретическом, но и в практическом плане. В практике повышения квалификации учителей существует ряд проблем:
Проведенное обследование 55 учителей средней школы № 2 города Коркино Челябинской области по выявлению уровня их готовности к повышению квалификации показало, что только 45% учителей понимают значимость повышения квалификации, 40% - готовы к сотрудничеству в системе повышения квалификации, а 15% учителей не готовы повышать уровень профессиональной квалификации в силу разных обстоятельств.
Традиционная система организации внутришкольного процесса обучения персонала (под персоналом в дальнейшем будем понимать педагогический коллектив) находится в противоречии с закономерностями психофизиологической деятельности личности и теории управления. Поэтому требуется модернизация всей системы внутришкольного обучения педагогов, внедрение новых технологий обучения, выбора современных методов и форм в работе с учителями (организационно-деятельностная игра, анализ и разрешение проблемных педагогических ситуаций, обобщение собственного опыта, проблемные и экспертные лаборатории и т.д.), что способствует вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность.
В.Б. Гаргай видит основную цель системы повышения квалификации учителей в изменении школьной среды, обеспечивающей эффективность работы педагогического коллектива. Современное состояние системы повышения квалификации можно оценить как кризисное и поэтому поиск оптимальных путей выхода из него - важнейшая задача всех образовательных учреждений, в том числе конкретной школы. Можно предположить, что в современных условиях центр тяжести по повышению квалификации учителей должен и может быть перемещен в конкретную школу, так как именно школа позволяет наиболее оптимально учитывать повседневные интересы и практические потребности педагогов.
Переход к внутришкольному обучению педагогов позволит снять своеобразное отчуждение процесса обучения учителей от специфических потребностей школы, то есть осуществлять его целенаправленно, предметно и содержательно, превратит методическую работу в школе в целостную систему непрерывного дополнительного профессионального роста педагогических кадров. Наконец, внутришкольная система повышения квалификации имеет, бесспорно, один из самых значительных аргументов: она дает возможность видеть конкретный результат обучения, меняющийся уровень профессиональной образованности, педагогическую и социально-экономическую значимость системы.
Внутришкольное обучение
персонала практически не
Объективной основой организации процесса обучения учителей и развития их творческого потенциала может стать именно система управления знаниями, то есть превращение школы, с одной стороны, в самообучающуюся систему, а с другой стороны, в центр инноватики, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив.
Именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного, инновационного профессионального образования учителей через внутришкольную систему обучения педагогов. Ее становление и развитие как приоритетного направления в обучении педагогических кадров не исключает их подготовку через областной институт повышения квалификации, межшкольные методические центры, тем самым органично дополняя их.
Исходя из вышеизложенного, нами были выявлены противоречия:
Следовательно, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью становления и развития внутришкольной системы повышения квалификации, а с другой стороны, ее неразработанностью в психолого-педагогических исследованиях, что явилось основанием для определения темы исследования – «Внутришкольное обучение персонала образовательного учреждения и пути повышения его эффективности».
Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка внутришкольной системы обучения персонала, обеспечивающей эффективное обучение учащихся.
Объект исследования - повышение квалификации персонала в школе.
Предмет исследования - процесс формирования и функционирования внутришкольной системы обучения персонала.
Гипотеза исследования - становление и функционирование внутришкольной системы обучения персонала может быть эффективным если:
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
Методы исследования:
Теоретические – изучение, анализ психолого-педагогической, методологической литературы по внтришкольному обучению персонала и обобщение источников по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, изучение результатов деятельности, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
База исследования. Работа проводилась в МКОУ СОШ № 2 г.Коркино. В эксперименте принимали участие педагоги школы, заместители директора по УВР и ВР, директор, учащиеся.
Экспериментальная работа проходила в два этапа.
1 этап – поисково-теоретический,
2 этап – аналитико-обобщающий, осуществлялось обобщение, систематизация, описание теоретических материалов, разрабатывалась программа внутришкольного повышения квалификации учителей. Производилась формулировка выводов о состоянии выдвинутых положений.
Структура и содержание работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессиональное в технических училищах, техникумах, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, на предприятиях и в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.
Исследованию проблем обучения персонала посвящены труды таких известных российских ученых, как Шекшня С.В., Кибанов А.Я., Велесько С.Е., Седегов Р.С., Кабушкин Н.И., Кривцов В.Н., Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Кузнецов Ю., Шкатулла В.И., Егоршин А.П., Травин В.В.и др.
Среди зарубежных исследователей проблем теории и практики обучения персонала следует отметить Армстронга, Ф. Тейлора, И.Л. Гилбрейта, Г. Эмерсона, М. Д. Мак-Грегора Дж. Иванцевича, Ю. Дюка, М. Швайтцера, Ф.К. Беа, Э. Дихтла, и др.
Проанализируем некоторые определения, которые помогут глубже рассмотреть проблему обучения персонала.