Власть и влияние в социальных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Развитие современного общества показывает, что успешная деятельность организации напрямую зависит от грамотного и умелого руководства.
Любая организация – единое целое и если руководитель не может работать эффективно, то это, несомненно, повлияет на работу всей организации. Важным качеством для руководителя является его способность прислушиваться к окружающим, находить информацию и делиться ею с подчиненными.

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент (готовая).docx

— 102.09 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

 

Санкт-Петербургский филиал Финуниверситета

 

 

Факультет - финансово-экономический

Направление – Менеджмент

Кафедра - Менеджмент

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория менеджмента. Теория организации»

на тему: «Власть и влияние в социальных организациях»

 

 

      Выполнила  студентка 2 курса,

группы М2-1,

формы обучения очной

Ефремова Ю.Н.

 

Научный руководитель:

Соловьева Екатерина Олеговна,

кандидат социологических наук

 

Р

пДата поступления

на кафедру:

_____________________________

(подпись научного  руководителя)

____     _________________2014г.

 

 

 

Работа защищена

оценкой____________________

_____________________________

(подпись научного  руководителя)

____     _________________2014г.

 

Санкт-Петербург, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие современного общества показывает, что успешная деятельность организации напрямую зависит от грамотного и умелого руководства.

Любая организация – единое целое и если руководитель не может работать эффективно, то это, несомненно, повлияет на работу всей организации. Важным качеством для руководителя является его способность прислушиваться к окружающим, находить информацию и делиться ею с подчиненными.

Власть имеет межличностный характер, а авторитет определяется умением человека с помощью оказания влияния на других людей добиваться выполнения определённых задач.

Власть в организации – это главное средство управления, она способна оказывать влияние на поведение персонала.  
 Руководитель оказывает влияние на трудовой коллектив, управляя им. В результате происходит  не только изменение поведения подчиненных, но и взаимоотношений между ними. В современной организации люди не станут подчиняться и выполнять приказы одного лица именно потому, что он является начальником. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что для того чтобы коллектив наилучшим образом функционировал, нужно правильно применять власть.

Многие люди связывают власть с агрессией и силой, но такое мнение существует только с позиции повседневного понимания. На самом деле сила не является обязательным компонентом власти. Успех руководителя проявляется не в том, что он делает, а в том, как он побуждает к работе своих подчинённых. А подвигнуть или стимулировать к работе можно только оказывая воздействие или влияя на людей определенным образом.

Чтобы персонал в организации выполнял все поручения максимально качественно, руководитель должен обладать властью и уметь грамотно применять её в управлении. Фактор власти – один из ключевых в функционировании организации. Из этого следует, что тема курсовой работы актуальна и занимает важное место в современном менеджменте.

Целью работы является изучение понятий власти и влияния, а также анализ системы власти на пример конкретной организации.

Для достижения поставленной цели требуется выполнение определенных задач, таких как:

  • Раскрытие общей характеристики влияния и власти в организации

  • Сравнение разнообразных, форм, видов и источников власти

  • Изучение стратегии влияния

  • Рассмотрение изученных понятий на примере конкретной организации

Объект работы – власть и влияние в социальных организациях. Предметом исследования данной работы является анализ баланса власти в организации. 

 В процессе подготовки  курсовой работы использовался  сравнительный метод;  подбиралась  и изучалась специальная литература, а также различные научные  статьи.

Новизна моей курсовой работы заключается в том, что я, проанализировав теоретическую составляющую темы «Власть и влияние в организации», предложила варианты для более эффективного воздействия на подчинённых. Построила две диаграммы, выявила основные направления деятельности по соблюдению баланса власти и её успешного использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы власти и влияния в социальных организациях

1.1.Понятие и сущность  власти и влияния

Понятие власть и влияние тесно связаны между собой. Влияние – это процесс воздействия на мысли других людей, а власть – это способность, а также возможность человека (или группы людей) оказывать влияние на других.

Власть, как организационный процесс, предполагает, что:

  • Власть является потенциалом, который имеется у её пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;

  • Между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

  • Тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.1

    Власть может  существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по  правилам, то у начальника нет  необходимости применять к нему  имеющуюся у него власть. Чтобы иметь власть, каждый руководитель обязан держать под контролем то, что имеет значение для исполнителя, из-за чего и возникает зависимость подчинённого от руководителя. К этому можно отнести физиологические или социальные потребности, потребность в защите, уважении или самовыражении.2

Одним из элементов власти являются властные полномочия. Эти полномочия имеют определённые права, которыми обладает руководитель в вопросах принятия решений по кадровым, финансовым, техническим и материальным вопросам.

С ростом власти возникает необходимость осуществлять быстрые всеобъемлющие изменения. Тогда возникает второй элемент власти, который называется властными отношениями, возникающими в организациях между людьми (или группами людей). Эти отношения появляются и в борьбе за эту самую власть. Властные отношения – это отношения, при которых один из участников (т.е. субъект власти) осуществляет свою власть относительно других (объектов власти) в  определенной сфере, иными словами в определённом властном пространстве.

Властные отношения являются довольно разнообразными. В основном они имеют двусторонний характер, так как не только субъект власти может оказывать влияние на объект, но и наоборот. Такие отношения становятся возможными благодаря тому, что у субъекта власти есть ресурсы власти: свойства, атрибуты, блага, позволяющие ему влиять на решения, которые применяет объект власти и дающих преимущество в борьбе за власть. В качестве таких ресурсов могут выступать финансовый капитал, различная информация и наличие связей. Существует много разных, иногда противоположных разъяснений явлений и процессов, которые связаны с осуществлением власти в организации.

Существует два неразрывно связанных между собой  направления власти:

  1. Власть как своеобразное благо;

  1. Власть как особого рода отношение.

Как и всякое благо, власть имеет способность удовлетворять потребности людей, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к тем ресурсам, которые для него важны.

Внутри любой организации существует достаточно сложная сеть властных отношений. Во-первых, формальная структура, на основе которой создаётся любая организация.  Во-вторых, немало важными являются неформальные объединения и группы влияния, имеющие собственные интересы. Чем больше становится организация, тем больше усложняется её структура формальных и неформальных властных отношений. Властными отношениями определяется процедура принятия решений, которые определяют развитие организации. Эти отношения охватывают не только руководство организации, но и всех её членов.

С формальной точки зрения, реальная концентрация властных отношений может произойти как «внизу» (у формальных подчиненных), так и «вверху» (у формальных руководителей). 3

Структура властных отношений создаётся формальными институтами (положения законодательства), а также неформальными – традиции и нормы. Помимо институтов своё давление на внутриорганизационные властные отношения оказывает влияние и конкурентная среда. Она ограничивает чрезмерное ужесточение внутренней конкуренции в ущерб организации в целом, а также чрезмерной формализации механизмов принятия решений.

При помощи влияния на поведение подчинённых руководители не только ведут их к решению проблем организации, но и побуждают к труду, который необходим для достижения целей, преследуемых организацией. Власть необходима для того, чтобы сделать влияние руководителя более эффективным. Власть руководителю требуется ещё и потому, что он зависит от людей, как в пределах своей команды, так и вне неё. В разных подразделениях организации руководитель зависит от своего начальства, подчиненных и коллег. Без содействия всех этих людей руководитель не сможет эффективно осуществлять свои функции.

Из этого можно сделать вывод о том, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в сторону интересов организации. Например, побуждать их более эффективно работать, предотвращать либо подавлять возникающие между ними конфликты.

Власть определяется некоторыми характеристиками, такими как:

  • Асимметричность (один субъект в чем-то превосходит другой);

  • Постоянное стремление к изменению существующего баланса (соотношение сил субъектов, когда один субъект использует эту силу ровно настолько, насколько необходимо для выполнения его функций, не вызывая у других чувство протеста);

  • Целенаправленность (власть осуществляется ради чего-то);

  • Опора на определенные ресурсы;

  • Наличие особого механизма реализации;

  • Возможность неподчинения и сопротивления со стороны трудового коллектива.

Власть также имеет организацию:

  1. Единоличную (осуществляется одним лицом);

  1. Коллективную (осуществляется группой совместно);

  1. Коллегиальную (осуществляется одним лицом, но принимает во внимание общее мнение).

Различают формальную и реальную власть.

Формальная власть – это власть должности. Она определяется официальной ролью  человека в структуре управления организацией, такая власть не связана с личными качествами человека, занимающего определенную должность. 

Реальная (личная) власть зависит от того насколько признан её обладатель окружающими, т.е. от его места не только в официальной системе, но и в неофициальной.

Готовность подчиняться (воспринимать власть) зависит от понимания и принятия работником смысла распоряжений, интеллектуальных и физических возможностей, личных качеств.

Таким образом, власть используют как руководители, так и подчиненные, для того чтобы достичь своих целей и укрепить своё положение в организации.

 

1.2.Формы, источники  и основы власти; виды властных  отношений

Основа власти – это то, откуда эта власть происходит, а источник власти – то, через что основа власти используется. 4

Источники власти можно разделить на две группы. В первую группу входят источники, имеющие личностную основу, а во вторую – источники, имеющие организационную или должностную основу.

Группа, составляющая личностную основу, включает в себя такие источники как: экспертная власть, власть примера (т.е. влияние харизмы человека),  право на власть (или законная власть), информационная власть и потребность во власти.

    1. Власть эксперта.

          Экспертная власть – способность  руководителя влиять на поведение  своих подчиненных, используя свою  подготовку и уровень образования, талант, опыт, а также специализированные  знания. Люди, обладающие знаниями, могут оказывать влияние, даже  не имея официальных полномочий. Поэтому такой источник власти, как власть эксперта, не связан  с какой-то определённой должностью. У экспертной власти существуют  серьёзные недостатки. Она медленно  формируется, является менее устойчивой. К тому же, знания быстро стареют  и постоянно должны обновляться, а это зачастую не удается  осуществить своевременно. От недостатка  этой власти страдают молодые  руководители, которым требуется  время для того чтобы обрести  её и эффективно использовать.

    1. Власть примера.

          Власть примера (или влияние харизмы) определяется способностью руководителя  влиять на подчинённых при  помощи своей привлекательности, благодаря которой он проявляет  имеющиеся у него навыки и  умения. Харизма – власть, которая  существует благодаря силе личных  качеств и стиля руководящего  человека. При такой власти подчинённые  пытаются подражать своему руководителю  во всем, и это стремление незаметно  подводит подчинённых под влияние  того, кому они подражают. Для  человека, желающего обрести харизматическую  власть, необходимо обладать такими  качествами как стремление к  справедливости, великодушие, отвага  и стойкость духа. Такие люди  властвуют над другими с помощью  того, что призывают их к чему-то  новому и необычному.

Информация о работе Власть и влияние в социальных организациях