Услуги розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
В зависимости от цели, с которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:
- оптовую (торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием);
- розничную (торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Оглавление

Введение……………………………………………………………….………......3
1.Теоретические аспекты услуг розничной торговли…………………………..5
1.1. Сущность и функции услуг розничной торговли …..………….………….5
1.2. Классификация услуг розничной торговли ………………………………..9
1.3. Методы оценки или анализа услуг розничной торговли…………………12
2. Современное состояние оказания услуг розничной торговли в магазине
«Шифа-8»………………………………………………………………………...15
2.1. Организационно – экономическая характеристика магазина «Шифа-8».15
2.2. Анализ услуг розничной торговли в магазине «Шифа-8»……………….18
2.3. Факторы, снижающие эффективность деятельности магазина
«Шифа-8»………………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 426.21 Кб (Скачать)

 

 

2.2. Анализ услуг  розничной торговли в магазине  «Шифа-8»

Основу коммерческой деятельности магазина «Шифа-8» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворение спроса покупателей.

Продажа товаров – это  завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые  на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

Для обеспечения ритмичной  работы, широкого выбора товаров и  наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в магазине должны быть определенные товарные запасы, т.к. они  предназначены для обеспечения  повседневной, бесперебойной торговли.

В магазине «Шифа-8» товары, запасы которых пополняют и реализуют сравнительно медленно, размещаются в глубине кладовых. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещаются товары краткосрочного хранения, громоздкие, тяжелые, а на верхних полках – легкие.

Формула расчета средних  остатков товарных запасов:

ТЗср = (остатки на начало периода + остатки на конец периода).

ТЗср  = (1376400+1616340)/2 = 1496370 рублей.

Итак, средний ТЗ за 12 месяцев составит 1496370 рублей.

Товары в магазине хранятся в упакованном виде. Их хранение производят с учетом физико-химических свойств, соблюдая правильное товарное соседство, исключающего возможность  вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, влаги). Учитываются  сроки хранения и реализации, очередность  поступления и подачи товаров  в торговый зал. В первую очередь  продаются ранее завезенные товары.

При подготовке товаров к  продаже также производятся следующие  операции:

- проверка соответствия  цен, сортности, указанных в  сопроводительных документах и  на маркировке;

- облагораживание товаров  (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, протирка верхнего слоя некоторых  продовольственных товаров);

- фасовка, предварительная  нарезка товаров, укладка их  в специальную тару для подачи  в торговый зал;

- оформление и прикрепление  ярлыков цен. Предварительная  фасовка и подготовка товаров  способствуют повышению производительности  труда продавца, более быстрому  обслуживанию покупателей, снижению  товарных потерь.

В магазине «Шифа-8» применяют следующие методы продажи товаров: через прилавок; по предварительным заказам.

Приходя в магазин, каждый покупатель определяет для себя диапазон цен на товары, которые ему необходимы. Если цены в магазине соответствуют  представлениям покупателей, то он остается удовлетворенным и приобретает  товар. В обратном, случае у покупателей  могут возникнуть отрицательные  эмоции, и спрос покупателей на товары останется неудовлетворенным. Поэтому, магазин «Шифа-8» при формировании цен учитывает данный фактор и использует минимально возможную торговую надбавку, для того, чтобы покупателей устраивала цена, и он получал удовлетворение при покупке товара.

Ассортимент продукции магазина «Шифа-8»:

- Продовольственные товары:

- мясо и птица

- колбасные изделия

- рыба и рыбопродукты

- масло растительное, животное

- молоко и молочные  продукты

- сыр

- яйца и яйцепродукты

- сахар

- кондитерские изделия

- чай

- специи и пряности

- хлеб и хлебобулочные  изделия

- мука

- крупа

- макаронные изделия

- картофель

- овощи

- фрукты, ягоды

- Непродовольственные товары:

- бытовая химия

- посуда

- детские игрушки

- одежда (для взрослых  и детей).

Пришедший в магазин покупатель встречается приветливо, при этом благоприятное впечатление оставляют  опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в  торговом зале. Выявление намерения  покупателей выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.

После выявления намерения  покупателя продавец показывает соответствующие  товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары.

Если требуется, продавец дает квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать сведения о назначении товаров и  способах их эксплуатации, нормах потребления  и т. д. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.

Завершается продажа товаров  расчетом с покупателями и выдачей  им покупок.

В магазине «Шифа-8» расчет с покупателями ведется также безналичным способом оплаты (с помощью пластиковых кредитных карт), это обеспечивает удобство и скорость обслуживания покупателей.

Рис. 2.2.1. Технологическая  схема процесса традиционного метода продаж

 

Рис. 2.2.2. Технологическая  схема процесса при продаже товаров  с открытой выкладкой

Прием предварительных заказов  на товары, имеющиеся или временно отсутствующие в продаже, осуществляется по телефону, либо в письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной  оплаты в кассе магазина, а также  путем оплаты стоимости товаров  в момент их получения. Заказы выполняется  в течение 4-8 ч.

Магазин должен располагать  комплексом помещений, необходимых  для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Основным торговым помещением является торговый зал. Он служит для  размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары.

В торговом зале организованы рабочие места администратора торгового  зала, продавцов, контролеров-кассиров. Поэтому устройство и планировка торгового зала отвечают требованиям  рациональной организации совершаемых  здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Форма торгового зала магазина «Шифа-8» имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков.

По своему назначению площадь  торгового зала магазина «Шифа-8»  составляет 200 кв. м. и подразделяется на такие основные зоны:

- площадь, занимаемая  оборудованием для выкладки и  демонстрации товаров (100 кв. м)

- площадь, занимаемая  узлами расчетов (5 кв. м.)

- площадь проходов для  покупателей (45 кв. м.)

- площадь складского помещения  (50 кв. м.).

 

Рис. 2.2.3. Функциональная взаимосвязь  помещений магазина «Шифа-8»

В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового  зала в магазине «Шифа-8» применяются следующие системы размещения оборудования:

- линейная с продольным размещением оборудования;

- линейная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная.

В магазине «Шифа-8» рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям. Оборудование в торговом зале расположено вдоль стен, по линейной системе расстановки оборудования, которая считается наиболее рациональной, т.к. позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров.

В процессе розничной продажи  товаров конкурентная борьба на российском рынке розничной торговли становится все более острой. Поэтому магазин  «Шифа-8» приходится идти на снижение цен для сохранения своих позиций на рынке.

Цели мероприятий магазина «Шифа-8» по стимулированию продаж:

  1. увеличение объема продаж по магазину в целом;
  2. увеличение объема продаж товара (категории);
  3. оптимизация запасов;
  4. оптимизация потоков покупателей;
  5. привлечение дополнительных покупателей;
  6. повышение лояльности покупателей.

Основная цель мероприятий  по стимулированию продаж заключается  в увеличение продаж.

Большинство акций магазина «Шифа-8» направленно на акцентирование внимание покупателя на определенном товаре – дегустации, лотереи и т.п.

Другая возможная мотивация  для проведения мероприятий по стимулированию продаж – оптимизация запасов. Для  магазина «Шифа-8» главная цель проведения подобных акций – продажа товара с истекающим сроком реализации. Часто бывает так, что по каким-то причинам (неточный прогноз потребления, ошибки при определении цены, агрессивное поведение конкурентов) товар заказывается в избыточном количестве, и поэтому оптимизация запасов является наилучшим способом выхода из таких ситуаций.

Мероприятия по стимулированию продаж в магазине «Шифа-8» являются так же частью рекламной акции магазина. В этом случае целью является привлечение дополнительных покупателей и как следствие – увеличение количества покупок.

Таким образом, магазин «Шифа-8» использует не только эффективный метод продажи товаров, но и предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг, которые постоянно расширяются и обновляются, т.к. в конечном итоге это приводит к совершенствованию торгового обслуживания. В процессе розничной продажи товаров конкурентная борьба на российском рынке розничной торговли становится все более острой. Поэтому магазин «Шифа-8» приходится идти на снижение цен для сохранения своих позиций на рынке.

 

2.3. Факторы, снижающие  эффективность деятельности магазина  «Шифа-8»

В настоящее время положение  организации магазина «Шифа-8»  можно охарактеризовать как нормальное. Рентабельность ее деятельности составляет в среднем 16%. В магазине «Шифа-8» осуществляется мелкорозничная торговля, метод продажи – традиционный («через прилавок»).

Метод розничной продажи  товаров, который применяется в  магазине «Шифа-8» – метод продажи  через прилавок (традиционный метод).

При входе в магазин, покупатель видит указание отделов: налево –  продовольственные продукты, направо  – непродовольственные. Он проходит в нужный ему отдел, на витринах которого представлены образцы товаров. Затем  осматривает и выбирает нужные ему  товары. В случае необходимости он может проконсультироваться по тому или иному вопросу у продавца. В конце принимает решение – покупать или не покупать какой-либо товар.

Потребительские предпочтения по видам товаров имеют значительную региональную зависимость.

Основными потребителями  товаров являются жители города  и мелкооптовые покупатели - владельцы  небольших магазинов и киосков.

Основой конкурентных преимуществ  должны стать более низкие цены на товар и более высокое качество обслуживания.

Ценовая политика предприятия  основывается на применении гибких цен. Основным принципом ценовой политики является активизация покупательского  спроса. Основной метод реализации ценовой политики – это удержание  существующей доли рынка.

Проанализируем достоинства  и недостатки метода продаж в таблице 2.3.1, которые были выявлены в процессе деятельности магазина «Шифа-8».

 Таким образом, для  данного метода продаж характерна  некоторая обособленность покупателя  продавца, которое можно назвать «эффектом прилавка». Прилавок как бы разделяет продавца и покупателя, делает не достаточно эффективным их общение. Покупатель хотел бы спросить о продукте, но, видя очередь и занятость продавца, не делает этого, что снижает вероятность покупки. Это характерно не для каждого покупателя, но, по опросам, случается довольно часто.

Таблица 2.3.1

Достоинства и недостатки методов продаж

Принцип организации

Схемы организации технологического процесса

Традиционный

Самообслуживание

С выкладкой товара

Соответствие технологии работы магазина современному научно-техническому уровню развития торговли

Отстает от уровня современного развития торговли

Соответствует

Отстает от уровня современного развития торговли

Рациональное использование трудовых и материальных ресурсов

Трудовые и материальные ресурсы используются рационально

Более рациональное использование трудовых ресурсов в связи с большей их специализацией

Трудовые и материальные ресурсы используются рационально

Удобство выбора и покупки  для потребителя

Менее удобны, т.к. покупателю приходится полностью полагаться на профессионализм продавца

Максимально удобны, т.к. покупатель может не только получить консультацию продавца, но и сам непосредственно оценить товар

Менее удобны, т.к. покупатель "изолирован" от товара

Сокращение применения ручного  труда

Менее выражено

Более выражено

Менее выражено

Улучшение технической оснащенности

Медленно развивается

Характерно, более быстро развивается

Медленно развивается

Создание условий для  полной сохранности товаров

Общие, менее сложные

Требуют организации более  сложной системы контроля за сохранностью

Сложность среднего уровня

Информация о работе Услуги розничной торговли