Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:22, контрольная работа
Многие менеджеры по персоналу считают УЧР просто набором заглавных букв или старым вином, разлитым в новые бутылки. Действительно, это может быть не больше и не меньше, чем другое название управления персоналом. Но, как правило, ощущается, что оно имеет по крайней мере, то преимущество, что подчеркивает достоинства восприятия людей в качестве ключевого ресурса, управление которым является прямым делом руководителей высшего звена и частью процесса стратегического планирования предприятия.
1. Выделите основные взаимосвязи и различия между управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами
2. Организация обучения персонала как важная составляющая технологии управления развитием персонала (основные понятия и концепции обучения, виды обучения персонала, методы обучения персонала)
Цели должны быть:
- конкретными и специфическими;
- ориентирующими на получение практических навыков (в отличие от образования, цель которого - общее развитие в определенной сфере знаний);
- измеримыми.
Для обучения персонала лучше использовать несколько методов (или форм) обучения, каждый из которых служит для достижения определенной цели обучения и больше подходит при изучении того или иного раздела материала. Необходимость применения различных форм обучения обусловлена требованиями участия и обратной связи, а также мотивации; это дает возможность обучающимся спрашивать, коллективно обсуждать, тренироваться и на практике проверять, как они усваивают знания.
Методы и методики проведения обучения
Большинство современных программ
обучения представляют собой сочетание
различных приемов подачи материала -
лекций, семинаров, деловых игр, моделирования
ситуаций, видеоматериалов. Универсального
метода обучения не существует, каждый
имеет свои преимущества и недостатки.
1) Лекционное
занятие. Традиционная в систем
2) Семинары. Представляют
собой обмен мнениями
Отметим, что в большинстве случаев, когда занятия проводятся с небольшой (8-10 человек) аудиторией, семинары могут быть гораздо эффективней лекционных занятий. При этом возможно использовать такую форму семинаров, когда обучающиеся предварительно получают методические материалы (теорию), изучают их, а затем обсуждают на семинаре.
3) Деловые и
ролевые игры, тренинги. Эта форма
- "обучение через действие"
в ситуации, приближенной к реальной.
Обучающиеся выступают
4) Практическая работа. Представляет собой практическое освоение обучаемыми каких-либо операций и отработку навыков выполнения этих операций. Примером такой работы может быть работа по освоению компьютерных программ в учебном классе или на выезде у потенциального клиента (для менеджеров по продажам программного обеспечения) в присутствии и под руководством непосредственного руководителя либо более опытного менеджера по продажам.
Также хорошим примером практических занятий являются звонки в режиме телеконференции. Этот способ используется для постановки навыков общения по телефону в период испытательного срока у менеджеров по продажам и заключается в том, что менеджер получает возможность прослушивать профессиональные переговоры по телефону, которые проводит его непосредственный руководитель (или менеджер, эффективно владеющий этими навыками) в режиме on-line (реального времени), а также, будучи прослушанным, сразу узнать об ошибках, которые он сам допускает при переговорах.
5) Самостоятельная подготовка. Заключается в изучении методических материалов и литературы. Больше всего она подходит для освоения обширных теоретических вопросов и концепций и должна особенно широко использоваться на ранних этапах обучения. Обычно самостоятельную подготовку организуют по следующей схеме.
1. Обучающийся
получает список вопросов для
изучения и соответствующую
2. Для изучения отводится определенное время.
3. Результаты
проверяются контрольными вопро
Развитие персональных
компьютеров позволяет
6) Наставничество. Инструктаж. Разъяснение и демонстрация приемов работы на рабочем месте, которое проводится человеком, давно (или успешно) выполняющим данные функции. Это недорогой и очень эффективный метод развития простых навыков, поэтому широко используется в современных организациях.
Все методы могут быть разделены на две большие группы - обучение на рабочем месте и обучение вне рабочего места. Основные методы на рабочем месте: практические занятия и наставничество; вне рабочего места: лекции, семинары, тренинги.
Таблица 1-Формы обучения персонала
Форма обучения |
Преимущества |
Недостатки |
Лекция |
Можно дать большой объем информации большой аудитории |
Нет обратной связи. Слушатели пассивны |
Семинары |
Возможно провести обсуждение и анализ ситуаций - активная роль слушателей |
Ограниченность аудитории. Вероятность возникновения "спутанности" мнений участников |
Тренинги |
Наиболее приближены к реальной ситуации. Возможность продемонстрировать участникам, к каким результатам приведут их поведение и принятые решения. Очень эффективны для усвоения практических, управленческих и поведенческих навыков |
Ограниченность аудитории. Специфические требования к преподавателям. Дорогостоящие |
Самостоятельная подготовка |
Индивидуальный характер (темп, время). Не требуется помещения, преподавателя и др. ресурсов |
Ограниченность аудитории. Нет обратной связи (контроля) |
Практические занятия |
"Разбор полетов" прямо на месте, высокая эффективность |
Ограниченность аудитории. Нет возможности ошибаться |
Наставничество |
Постоянная поддержка и помощь советами |
Особая подготовка и склад характера наставника |