Управление человеческими ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Понимая, что кадры – самый главный ресурс любой организации, что необходимо совершенствовать человеческий капитал, мы сталкиваемся с проблемой, которая заключается в том, что люди – наиболее консервативно настроенная составляющая организации и требуется приложить значительные усилия для продвижения новых идей, их развития, внедрения инноваций. Поэтому целенаправленная и систематическая работа по повышению квалификации сотрудников выступает залогом успешной деятельности учреждения.
Повышение квалификации рассматривается как вид дополнительного профессионального образования в контексте непрерывного образования человека. Оно направлено на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций и предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков.

Оглавление

Введение 2
1. Формы и методы повышения квалификации работников учреждений социальной сферы 4
2. Подготовка кадров для системы социальной защиты: состояние и проблемы 7
3. Супервизорство - эффективная форма повышения профессионализма социального работника 10
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

Лена УЧР.docx

— 41.65 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная работа как профессия зародилась на рубеже XIX-XX веков. В это время появились первые школы социальной работы в Германии, Великобритании, США, Франции, Швеции и в других странах. Социальная работа первоначально возникла как средство помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, например, потерявшим работу, жилье, перенесшим физическую или психическую травму и т.д.

Впоследствии особым толчком для распространения и развития этой профессии стало появление в 40-60-х гг. ХХ столетия понятия «государство благосостояния». Суть этого понятия состоит в следующем: цивилизованные государства с этого времени начинают строить свою социальную политику таким образом, чтобы права всех граждан в социальной сфере (на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, нормальные жилищные условия и др.) были обеспечены законодательно и попали в сферу внимания органов государственного и местного управления.

В то же время постепенно пришло осознание того факта, что любые, даже самые лучшие законы не всегда "работают", если они не проводятся в жизнь на уровне отдельного человека, с учетом его индивидуальных жизненных обстоятельств. Выполнение этой важнейшей задачи и стало основным видом деятельности социальных работников.

На сегодняшний день профессия социального работника стала неотъемлемой частью общественной жизни в странах, которые мы называем "цивилизованные". Без деятельности социальных работников не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства.

Специалисты в области социальной работы широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательства, при принятии решений органами местного самоуправления и обоснования деятельности общественных организаций. Поэтому численность представителей этой профессии достаточно велика. Подготовка социальных работников ведется в большинстве университетов Западной Европы и США. Существует два основных направления подготовки.

Первое направление связано с подготовкой социальных работников, оказывающих помощь конкретным людям или группам населения, например: семьям, трудным подросткам, детям, инвалидам, пожилым людям, безработным, заключенным, наркоманам.

Другое направление предназначено для подготовки организаторов и администраторов социальной работы. Специалисты такого профиля должны овладеть знаниями не только в области самой социальной работы (т.е. работы с людьми), но и пройти сильную экономическую и менеджерскую подготовку, поскольку их дальнейшая работа будет связана с. координацией и организацией социальной работы и разработки социальной политики в государственном масштабе, на уровне отдельного региона, территории или предприятия.

В нашей стране социальный работник ассоциируется пока только с соцзащитой - одной из основных сфер приложения сил таких специалистов, и надо сказать, очень нуждающейся в профессионально подготовленных кадрах. Но потребность в социальных работниках существует и в школах, службах трудоустройства и занятости, армии, учреждениях здравоохранения, на предприятиях, в различных структурах вплоть до самого высокого - государственного - уровня.

Социальная работа как поле практической деятельности - это практическая деятельность специалистов направленных на борьбу с препятствиями, неравенством и несправедливостью, которые существуют в обществе. Социальный работник реагирует на кризисы и критические положения, а также на ежедневные личные и социальные проблемы.

Практическая деятельность включает консультирование, клиническую социальную работу, ведение групп, социально-педагогическую работу, семейную терапию, а также попытки помочь людям добиться услуг и ресурсов, имеющихся в обществе. Практическая деятельность включает управление агентствами, организацию общин и занятие общественной и политической деятельностью в целях оказания влияния на социальную политику и экономическое развитие

 

  1. Формы и методы повышения квалификации работников учреждений социальной сферы

 

Понимая, что кадры – самый главный ресурс любой организации, что необходимо совершенствовать человеческий капитал, мы сталкиваемся с проблемой, которая заключается в том, что люди – наиболее консервативно настроенная составляющая организации и требуется приложить значительные усилия для продвижения новых идей, их развития, внедрения инноваций. Поэтому целенаправленная и систематическая работа по повышению квалификации сотрудников выступает залогом успешной деятельности учреждения.

Повышение квалификации рассматривается как вид дополнительного профессионального образования в контексте непрерывного образования человека. Оно направлено на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций и предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков.

В целом, эффективность системы повышения квалификации сотрудников социального учреждения во многом определяется качеством организации методической работы в нем. Методическая работа, выступая одной из важнейших сторон управления социальным учреждением, направлена на повышение квалификации, профессионального мастерства сотрудников, развитие их творческого потенциала. 

Целями методической работы в учреждении социального обслуживания являются:

- освоение наиболее рациональных  методов и приемов социального обслуживания, социальной адаптации, реабилитации и интеграции клиентов;

- повышение уровня общетеоретической  и методической подготовленности работника к организации и реализации процесса социального обслуживания, социальной реабилитации клиента;

- обмен опытом социального  обслуживания, социальной адаптации, реабилитации между работниками, выявление инновационных форм, методов работы и их внедрение, распространение.

Главное назначение всей методической деятельности руководства заключается в обеспечении перспективного развития социально-реабилитационного  процесса, его постоянного развития и совершенствования. Это зависит, прежде всего, от профессионализма работника. Поэтому необходимо создавать, по возможности, максимально благоприятные условия для повышения его квалификации, роста профессионального мастерства.

Современное состояние методической работы в учреждениях социальной сферы можно рассматривать по следующим основаниям: содержательному, организационному, процессуальному, мотивационному.

1. Содержательное  основание методической работы  включает:

- ознакомление работников  с результатами исследований  по профилю их деятельности;

- ознакомление с новыми  тенденциями (концепциями, парадигмами, теориями) в развитии профессиональных  знаний (например, концепция гуманизации образовательной деятельности), новыми технологиями (социальными, педагогическими, психологическими);

- информирование сотрудников о новом научно-методическом обеспечении социально-реабилитационного процесса, новинках специальной литературы, новых методических рекомендациях, технических средствах реабилитации, обучения (например, тренажеры, пакеты тематических кино-, видеоматериалов);

- ознакомление с новыми  правовыми нормативными актами, решениями, инструкциями, рекомендациями органов управления социальными системами (социальной поддержки и защиты населения, образования, здравоохранения и т.п.), прежде всего, по организации, содержанию деятельности учреждений;

- освещение инновационного  опыта организации профессиональной деятельности, реализации новых социальных технологий;

- рассмотрение и анализ  наиболее трудных, сложных проблем, с которыми сталкиваются сотрудники в ходе своей профессиональной деятельности. 

2. Организационное  содержание представлено:

- организацией деятельности  различных профессиональных  объединений специалистов: советы специалистов, консилиумы, методические объединения, методические комиссии, методические недели, методические сборы (например, на базе других учреждений), творческие микро-группы, мастер-классы, школа начинающего специалиста (педагога, социального работника, психолога и т.п.), семинары, круглые столы, тренинги, практикумы; организацией ролевых, деловых и организационно-деятельностных игр, моделированием и анализом проблемных ситуаций;

- участием специалистов  в работе районных, городских, областных, региональных, краевых методических объединений, семинаров, конференций, конгрессов, а также в исследовательской деятельности;

- участием работников  в аттестации на квалификационные  разряды и категории.

3. Процессуальное  основание предполагает:

- индивидуальные и групповые  консультации, анализ деятельности  специалистов, методическую помощь  молодым специалистам;

- обмен опытом, стажировки, чтения (педагогические, социологические, психологические), конкурсы профессионального мастерства, выставки по различным направлениям профессиональной деятельности, проведение открытых мероприятий, занятий; 

- получение среднего специального, высшего и послевузовского образования, дополнительного образования (в том числе посредством дистанционных форм);

- самообразование (в том  числе реализация права на  «методический день», аспирантура, докторантура).

4. Мотивационное  основание включает факторы внутренней  и внешней мотивации работников на активное участие в методической работе, способствующей росту их профессиональной компетентности. Важное значение в обеспечении этого направления имеет глубокое изучение потребностей сотрудников (прежде всего, профессиональных, психологических, социокультурных), формирование благоприятного микроклимата в трудовом коллективе, поддержание и развитие оправдавших себя на практике традиций, инноваций, моральное и материальное стимулирование специалистов, создание условий для самореализации, самоутверждения, развития творческого потенциала.

Отметим, что в рамках методического объединения могут обсуждаться следующие вопросы: отчеты специалистов, результаты проверок, контроля и подготовка к данным мероприятиям, обобщение опыта работы, знакомство с обновлениями  законодательства, методологии, методического обеспечения социально-реабилитационного процесса.

Представленные формы организации методической работы обычно объединяют в три группы: фронтальные, групповые и индивидуальные. В настоящее время среди фронтальных форм методической работы наиболее типичными для социальных служб выступают семинары, на которых проводятся лекции, организуются дискуссии, обсуждаются новинки профильной литературы. Основной групповой формой методической работы являются методические объединения, участие в деятельности которых для специалистов является обязательным. Данные объединения создаются, если в учреждении работают три и более специалистов определенного профиля. Содержание деятельности объединения подчинено, в первую очередь, решению проблем совершенствования социально-реабилитационного процесса, решению актуальных проблем комплексной реабилитации клиентов. К индивидуальным формам методической работы на практике относят, прежде всего, работу администрации с конкретным сотрудником (консультирование, оказание помощи в планировании деятельности, посещение занятий, мероприятий работника и их последующий детальный анализ, организация наставничества). 

Главной целью всей методической работы должно выступать научение сотрудников новым методам работы, специфике их применения в условиях социально-реабилитационного процесса с различными категориями клиентов. Несомненно, что в данном контексте наиболее эффективными формами повышения квалификации будут выступать практикумы, тренинги, мастер-классы, на которых специалисты освоят и попытаются самостоятельно реализовать какую-либо методику, алгоритм, метод работы. Однако нельзя забывать, что успешность методической работы во многом обусловлена наличием специальных условий для ее реализации: пониманием значимости данной работы руководством учреждения, содействием работникам со стороны администрации в повышении их профессионального уровня, наличием методического кабинета, библиотеки. 

 

  1. Подготовка кадров для системы социальной защиты: состояние и проблемы

Становление новой модели социальной защиты предполагает наличие новых кадров, глубоко понимающих происходящие перемены, готовых профессионально решать многоплановые задачи социальной защиты различных категорий населения. В Республике Беларусь подготовка профессиональных социальных работников ведется в во многих высших учебных заведениях. За последние годы выпущено довольно большое количество специалистов по социальной работе с высшим образованием, значительная часть которых работает в государственных и негосударственных структурах системы социальной защиты. Анализ показывает, что выпускники ВУЗов получают достаточно широкую профессиональную подготовку в области социальных, психологических, политических, экономических, управленческих знаний, форм и методов социальной диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, различных видов реадаптации.

Вместе с тем система профессиональной подготовки кадров в области социальной работы в нашей стране испытывает определенные трудности. Во первых, это проблемы, характерные для всего высшего образования на данном этапе развития общества. Во вторых, подготовка в вузах специалистов по социальной работе еще не имеет сложившихся собственных традиций. Начиная с нуля, ее организаторы часто переносят опыт и недостатки, имеющиеся в подготовке кадров по другим специальностям, не учитывают того, что подготовка специалистов для социальной работы требует новой полной развернутой структуры процесса подготовки — от изучения социального заказа до программ индивидуального целенаправленного обучения будущих работников в ВУЗе, а также их совершенствования в процессе непрерывного образования.

Издавна в вузах сложилась традиция организации производственной практики на старших курсах, приближая ее к будущей профессиональной деятельности. Тем самым изначально возникает разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками. Этот недостаток пока не преодолен и в системе подготовки социальных работников. Немало проблем в организации их практики в психологических, педагогических, медицинских службах, благотворительных организациях, других профильных органах и организациях.

Информация о работе Управление человеческими ресурсами