Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 23:45, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать типологию и процессы, имеющие непосредственное отношение к организационным структурам на предприятиях.
Постановка данной цели предусматривает решение ряда задач:
определение сущности понятия «организационная структура»;
исследование свойств и существующей типологии организационных структур;
сравнение различных видов организационных структур;
исследование процессов анализа и формирования организационных структур.
Введение……………………………………………………...…………………3
1. Сущность и типология организационных структур......................................6
1.1 Понятие организационной структуры………………...................................6
1.2 Виды организационных структур ………………………..………………..8
1.3Преимущества и недостатки различных видов структур ………………..15
2. Анализ и оптимизация организационных структур ……………………….17
2.1Анализ и формирование организационных структур…………………….17
2.2 Признаки эффективности организационной структуры………………….21
2.3Оптимизация организационной структуры………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………..31
Приложение 1……………………………………………………………………32
-определение проектной численности подразделений;
-распределение задач
и работ между конкретными
исполнителями;
- разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях;
- расчёты затрат на управление показателями эффективности аппарата
управления в условиях
проектированной
Когда необходимо
проанализировать
Органиграмма представляет собой графическую интерпретацию процесса
выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ,
описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решений между подразделениями, их внутренними структурами и отдельными работниками. Построение органиграммы позволяет связать
процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций.
2.2 Признаки эффективности организационной структуры.
Эффективность организационной
структуры имеет
Выделяют следующие признаки эффективности организационной структуры:
Существуют четыре шага по приведению организационной структуры в соответствие со стратегией:
3.Определить объем власти, круг полномочий, необходимый для руководства каждым из подразделений. Очень важно соблюсти баланс между централизацией и децентрализацией.
4. Необходимо определить,
могут ли неосновные виды
Признаками хорошей
Оптимизацию организационной структуры мы будем рассматривать как приведение структуры предприятия, его взаимодействий с рынком и внутренних взаимодействий в состояние, способствующее максимально эффективному достижению целей предприятия в рамках принятых стратегий.
В общем случае необходимость
в структурных изменениях на предприятии
возникает при существенных изменениях
рыночной ситуации, переопределении
целей и корректировке
На практике большинство
структур предприятий не оптимальны:
инструментарий обработки рынка
беден, внутренние взаимодействия противоречивы,
управление неэффективно. Такое положение
вещей объясняется объективным
отсутствием достаточного управленческого
опыта у руководителей, знаний о
практической эффективности методов
взаимодействия с рынком, быстрым
изменением экономической ситуации.
Неоптимальная структура часто
способна приносить прибыль и
обеспечивать выживание предприятия,
поэтому и сохраняется в
В российских условиях решение об оптимизации организационной структуры предприятия часто принимаются руководством на фоне угрожающего нарастания проблем.
Оптимизация корректирует методы
обработки рынка предприятием (либо
внедряет новые), устраняет противоречия
и дублирование во внутренних взаимодействиях,
снимает проблемы, возникшие из-за
несовершенства структуры. Проблемы, возникшие
из-за несовершенства управления, поддаются
решению через оптимизацию
Значительную пользу приносит диагностика, предшествующая оптимизации, выявляющая действительные проблемы предприятия.
Побочным эффектом от проведения оптимизации оргструктуры может стать уход части персонала из-за неприятия новой ситуации. (Например, на предприятии с хаотичным до проведения оптимизации управлением выстраивание иерархической структуры может опустить некоторых старейших работников на нижнюю ступень иерархии). Оптимизация может сопровождаться и увеличением затрат: перераспределение функций, увеличение нагрузки персонала в некоторых случаях должны подкрепляться дополнительным материальным стимулированием.
В отдельных случаях оптимизация оргструктуры может носить частичный характер: затрагиваются не все взаимодействия предприятия, а лишь часть (обычно - сбыт или маркетинг). Чаще изменениям подвергаются все функциональные области и системы предприятия - тогда речь идет о реструктуризации.
Оптимизация оргструктуры обычно проводится предприятием с помощью внешнего консультирования. В общем случае работа консультанта по проекту оптимизации организационной структуры предприятия включает следующие этапы:
1.Формулирование задач.
Проверка на соответствие
2.Предварительная диагностика.
3.Глубокая диагностика.
Разработка новых схем и
4.Внедрение: проверка
новых технологий в работе
и последующая корректировка[
Исследование проводится
консультантом от общего к частному:
сначала рассматривается
Эффект от оптимизации
организационной структуры
-сокращение
-перегруппировка персонала, избавление от балласта;
-улучшение методов
-повышение эффективности работы с новыми клиентами, рост валовых поступлений;
-высвобождение руководства от рутины для решения именно стратегических задач;
-более эффективное
Заключение.
Развитие рыночного характера отношений в экономике Российской Федерации и глобализация всемирного экономического пространства способствуют возникновение и интеграции все большего числа предприятия. При этом существенную роль в бизнесе играют как ТНК, так и организации малого и среднего бизнеса. Наряду с развитием и экспансией предприятий все большую роль приобретает вопрос формирования и развития эффективных организационных структур. Рассмотренные в данной работе типология и анализ организационных структур позволили сделать следующие выводы:
-функциональная
-линейная / линейно-функциональная организационная структура;
-плоская / процессная организационная структура;
-дивизиональная организационная структура;
-матричная организационная структура.
7.Наибольшее распространение
получила линейно-
8. Преимущества бюрократических организационных структур:
-высокая эффективность
в крупных и сверхкрупных
- позволяют мобилизовать
человеческую энергию и
9. Недостатки бюрократических организационных структур:
- бюрократический тип
структуры не способствует
-поскольку решения спускаются «сверху», теряется общий управленческий интеллект;
- невозможность с их
помощью управлять процессом
изменений, направленных на
- функциональная специализация
элементов структуры приводит
к тому, что их развитие
10. Особенности организационных структур органического типа:
- решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;
- обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда;
- главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации;
- распределение работы
между сотрудниками
- имеет место постоянная
готовность к проведению в
организации прогрессивных
-отсутствует необходимость в функциональном разделении труда.
11. Процесс формирования организационной структура наиболее эффективен, когда носит системный характер.
12. Процесс формирования организационной структуры включает в себя
формулировку целей и
задач, определение состава и
места подразделений, их ресурсного
обеспечения (включая численность
работающих), разработку регламентирующих
процедур, документов, положений,
закрепляющих и регулирующих
формы, методы, процессы,
которые осуществляются
в организационной системе
Информация о работе Типология и анализ организационных структур