Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:29, реферат
Цель работы: определение наиболее подходящих для современного рынка структурных разновидностей организаций посредством их теоретического изучения и анализа, а также получение в полном объеме знаний по этому вопросу.
I. Введение …………………………………………………3
II. 1. Понятие структуры организации, характеристики структуры…………………………………………..…5
2. Структурные разновидности организаций…………..……7
3. Тенденции эволюции организационных структур……….18
III. Заключение…………………………………………………20
IV. Список использованной литературы………………..……22
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Дударова Элина Арбиевна
«Структурные разновидности
Реферат по «Теории организации» студентки
4-го курса заочной формы обучения
4 курса ЮФ (ЭУП)
Руководитель
Маркелов В.Н.
Москва 2011
Содержание
2. Структурные разновидности
3. Тенденции эволюции
III. Заключение…………………………………………………
IV. Список использованной литературы………………..……22
В условиях рыночной экономики, в отличие
от условий административно-
Этим объясняется актуальность выбранной мной темы – «Структурные разновидности организаций».
Целью своей работы я ставлю определение
наиболее подходящих для современного
рынка структурных
При написании своей работы в
качестве основного материала
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: ИНФРА - М, 2006.
Смирнов Э.А. Основы теории организации: уч. Пособ., - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
Теория организаций и
В ходе подбора материала я
Практически каждый ученый предлагает
свою классификацию видов
«Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Широкий диапазон структур простирается от стабильных монолитных образований до динамичных многогранных построений современных организаций».1
С точки зрения Мильнера, разнообразие организационных структур связано со следующими различиями: в области деятельности, характере и сложности выпускаемых продуктов, размерах, степени дифференциации и территориальном расположении предприятий.
Для более подробного раскрытия понятия, считаю необходимым привести характеристики структуры организации:
Размер организации – количественная характеристика элементного состава.
Административный компонент организации – параметр, характеризующий элементный состав, выделяет ту часть персонала, которая непосредственно не связана с технической стороной производства.
Специализация – разделение труда внутри организации. Дифференциация – состояние разделенности организации.
Интеграция – обратный процесс, процесс, объединяющий различные элементные структуры внутри.
Стандартизация, формализация и традиционализм – стандартной называется любая процедура, которая осуществляется регулярно, описывается правилами и неизменно используется. Чем больше таких процедур, тем выше стандартизация.
Степень, в которой процедуры стандартизованы, но не расписаны документально, называется традиционализмом, т.е. так заведено, неписаное правило.
Степень, в которой расписаны документально правила, инструкции, сообщения, называется формализацией.
Централизация – сосредоточенность элементов, связей, отношений вокруг одного или нескольких, которые считают центром. Централизация власти, централизация пространственного расположения организационных единиц (администрация в определенном месте, и т.д.), централизация снабжения, централизация планирования и т.д.
Конфигурация – в некотором смысле это архетип организационной структуры.
Организационная структура управления – взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.
Звено управления – обособленные подразделения со строго определенными функциями.
Департментализация – процесс организационного обособления выполнения отдельных работ, или же процесс деления компании на отдельные блоки (отделы, секторы), с четко определенными задачами.
Горизонтальные связи – связи кооперации о координации равноправных звеньев управления. Связи согласования.
Вертикальные связи – связи руководства и подчинения. Иерархические, субординационные связи. Связывают разные уровни управления.
Линейные связи – связи подчинения по всему кругу вопросов, т.е. руководитель осуществляет единоличное управление подчиненными по всему кругу вопросов.
Функциональные связи – связи подчинения в пределах реализации определенных функций управления. Могут носить совещательный и информационный характер.
Инвариационные связи – связи, которые не изменяются ни при каких условиях.
Вариабельные связи – связи, которые при изменении организации изменяют свои характеристики.
2. Структурные разновидности
Линейная структура управления.
Линейная структура управления очень проста по своей сути: основным принципом ее построения является вертикальная иерархия, т. е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху. При линейной структуре управления очень четко осуществляется принцип единоначалия: во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство всеми подчиненными ему подразделениями. Все функции управления находятся в руках этого руководителя.
Достоинства:
– единство распорядительства, простота и четкость подчинения;
– полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений;
– оперативность в принятии решений;
– согласованность действий исполнителей.
Недостатки:
– большая информационная перегрузка руководителя, огромный поток
документов, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными звеньями;
– высокие требования к руководителю;
– структура негибка и не позволяет
решать задачи, обусловленные постоянно
меняющимися условиями
Вывод: линейная структура управления применима только в низовых производственных звеньях (в группах, бригадах и т. п.), а также на малых предприятиях в начальный период их становления.
Функциональная структура управления.
Для данной структуры характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную конкретную задачу и обязанности.
Каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций).
Достоинства:
– высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение
конкретных функций;
– специализация подразделений на выполнении определенного вида
управленческой деятельности, ликвидация дублирования в выполнении задач управления отдельными службами.
Недостатки:
– нарушение принципа единоначалия;
– длительная процедура принятия решения;
– трудности поддержания
– снижение ответственности исполнителей за работу;
– несогласованность и
Вывод: как и линейная структура, не используется ни одной крупной организацией ни в России, ни за рубежом.
Линейно-функциональная структура.
Эта структура является самой распространенной структурой иерархического типа, широко используется во всем мире. Функциональные подразделения могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям, но не по всем, а по ограниченному кругу вопросов, определенному их функциональной специализацией.
Основу этой структуры составляет,
помимо линейного принципа руководства,
специализация управленческой деятельности
по функциональным подразделениям организации
(маркетинг, производство, финансы, экономика,
персонал и т. д.), а также «шахтный»
принцип построения, который означает,
что на каждой функциональной подсистеме
формируется иерархия служб («шахта»),
пронизывающая организацию
Достоинства:
– улучшение координации в
– уменьшение дублирования в функциональных областях.
Недостатки:
– отсутствие взаимодействия на горизонтальных уровнях;
– «эффект бутылочного горла».
Суть его в том, что развитие преимущественно
вертикальных связей в рамках функционального
подхода поднимает решение
Вывод: линейно-функциональные структуры
управления наиболее эффективны там, где
аппарат управления выполняет рутинные,
часто повторяющиеся и редко
меняющиеся задачи и функции, т. е. в
организациях, функционирующих в
условиях решения стандартных
Линейно-штабная структура.
В основе ее лежит линейная структура, но при линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабные службы), специализирующиеся на выполнении определенных управленческих функций. Эти службы не обладают правом принятия решений, а лишь обеспечивают более квалифицированное выполнение линейным руководителем его обязанности. Деятельность функциональных специалистов сводится к поискам наиболее рациональных вариантов решения задач. Окончательное принятие решения и передача его подчиненным для исполнения осуществляется линейным руководителем.
При этой структуре сохраняется
принцип единоначалия. Важной задачей
линейных руководителей становится
координация действий функциональных
служб (звеньев) и направление их
в русло общих интересов
Достоинства:
– более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
– некоторая разгрузка высших руководителей;
– возможность привлечения
– при наделении штабных
Недостатки:
– недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
– тенденции к чрезмерной централизации управления;
– аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.
Вывод: линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.
Дивизиональная структура.
Дивизиональные структуры –
это структуры, которые основаны
на выделении крупных автономных
производственно-хозяйственных