Стресс в жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена анализу стресса, изучению его влияния на организм человека, а также изучению способов борьбы со стрессами и методов его профилактики.
Целью моей работы было выяснить, как можно избежать стрессов, которые не позволяют максимально использовать внутренний потенциал организации.
Для этого, во-первых, необходимо выяснить, что такое стресс и основные причины его возникновения. Наиболее широко употребляется следующее определение: ”Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое”

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Стресс в жизни.
1.1.Основные причины
1.2. Стрессовое напряжение
ГЛАВА 2. Способы борьбы со стрессом
2.1. Как человеческий организм реагирует на стресс
2.2. Релаксация
2.3. Концентрация
2.4. Ауторегуляция дыхания
ГЛАВА 3. Методы профилактики стресса
3.1. Противострессовая “переделка” дня
3.2. Первая помощь при остром стрессе
3.3. Аутоанализ личного стресса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

3. Концентрация внимания. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов” и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Смените обстановку. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) ”по косточкам”, как описано в пункте 3.

5. Займитесь какой-нибудь деятельностью – все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода – помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

6. Приятная музыка. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

7. Переключение внимания. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

3.3. Аутоанализ личного стресса

Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации, т.е. как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины – таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.

Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако, требующий терпения. В течение нескольких недель – по возможности ежедневно – необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали.

Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут  быть причиной возникновения стресса.

Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом  в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

Если мы пролистаем собственные записи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, мышечное напряжение, ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита, учащенное сердцебиение.

Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе рассмотрено явление и  понятие  стресса, дано его определение. Также в работе представлен анализ  причин  стресса  на рабочем  месте,  факторов,  способствующих  его  проявлению,  и  факторов, влияющих  на  стрессоустойчивость.  Показаны  основные  эффекты  стресса  на рабочем месте и приведены технологии по предупреждению стресса на организационном уровне.

Несмотря на кажущуюся сложность предложенной технологии, для ее успешного применения требуется всего лишь желание. Любой взрослый человек с высшим или средне-специальным образованием способен ее освоить, не зависимо от своей специальности.

На мой  взгляд, любой профессионал должен уметь управлять стрессом. Но, в первую очередь, это касается людей «сложных» - стрессовых профессий: финансистов, менеджеров, врачей, политиков, педагогов. Именно они способны получить от данной технологии максимум пользы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Апчел В.Я., Цыган В.Н. "Стресс и стрессоустойчивость человека". - СПб.: ВМА, 1999

2.      Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е., Бем Д. Дж,, Нолей-Хоэксема С. "Введение в психологию". Под общ. ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова, Н. Ю. Спомиора - СПб.: "Прдйм-ЕВРОЗНАК", 2003

3.      Ильин Е.П. "Эмоции и чувства". - СПб.: Питер, 2001

4.      Коврова М.В. "Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде" (методическое пособие). 2000

5.      Марютина Т.М., Кондаков И.М. "Психофизиология". М., 2003.

6.      Марищук В.Л., Евдокимов В.И. "Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса". - СПб.: 2001

7.      Ладанов И. Управление стрессом. М.: Профиздат, 1989

8.      Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л.: Медицина, 1986

9.      Човдырова Г.С. "Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции". - Изд-во.: Новый дом, 2004

10. Щербатых Ю.В., Есауленко И.Э. "Прогнозирование и коррекция уровня эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный анализ и управление в биомедицинских системах". 2002

11. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., Организационное поведение: Учебник. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007

12. Красовский Ю.Д., Организационное поведение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080507 "менеджмент организации" и 040201 "Социология" / Красовский Ю.Д.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 

13. Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987

14. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультация. Тренинг: Учебное пособие для вузов / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004

15. Морозов А.В., Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. Спб.: Издательство Союз, 2000

16. Семенов А.К., Маслова Е.Л., Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учебное пособие. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К̊", 2008

17. Хэйс Н., Популярная прикладная психология / Ники Хэйс. – Пер. с англ. Н. Буравовой .: ФАИР-ПРЕСС, 2005

 

2

 



Информация о работе Стресс в жизни