Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:24, реферат
В работе даны несколько определений понятия “стресс” . Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:” Стресс - это
напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.” Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие
стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно
Введение
1. Стресс жизни. Основные причины
1.1. Причины стресса
1.1.1. Организационные факторы
1.1.2. Личностные факторы
1.2. Стрессовое напряжение
2. Способы борьбы со стрессом
2.1. Как человеческий организм реагирует на стресс
2.2. Релаксация
2.2.1. Релаксационные упражнения
2.3. Концентрация
2.4. Ауторегуляция дыхания
3. Методы профилактики стресса
3.1. Противострессовая “переделка” дня
3.2. Первая помощь при остром стрессе
3.3. Аутоанализ личного стресса
Приложения
Список использованной литературы
Курсовая работа
Стресс жизни
Содержание
Введение
1. Стресс жизни. Основные причины
1.1. Причины стресса
1.1.1. Организационные факторы
1.1.2. Личностные факторы
1.2. Стрессовое напряжение
2. Способы борьбы со стрессом
2.1. Как человеческий организм реагирует на стресс
2.2. Релаксация
2.2.1. Релаксационные упражнения
2.3. Концентрация
2.4. Ауторегуляция дыхания
3. Методы профилактики стресса
3.1. Противострессовая “переделка” дня
3.2. Первая помощь при остром стрессе
3.3. Аутоанализ личного стресса
Приложения
Список использованной литературы
Введение
Данная работа
посвящена анализу стресса,
борьбы со стрессами и методов профилактики стрессов.
В работе даны несколько определений понятия “стресс” . Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:” Стресс - это
напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.” Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие
стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе.
С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах.
Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность
управленческого труда, а
также достичь целей
именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из
условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме
причин появления стрессов, в первой главе анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и
причины.
Во второй главе
основное внимание уделено
ауторегуляции дыхания. Очень важно преодолеть себя и заняться данными упражнениями, в дальнейшем, в случае возникновения стрессовой
ситуации, эффект от их выполнения с лихвой компенсирует первоначальные усилия на освоение упражнений. Мне пришлось это испытать на
себе: релаксация и концентрация на любимом слове действительно могут помочь в трудной ситуации не поддаться панике и не впасть в
депрессию.
Третья глава содержит описание методов профилактики стресса, к которым относятся релаксация, противострессовая “переделка” дня и
первая помощь при остром стрессе. Сюда же внесено и рассмотрение аутоанализа личного стресса. Здесь подробно изложены основополагающие
принципы применения данных методов в качестве профилактики против наступления стрессового состояния.
В конце работы
приведены приложения, содержащие
графические и табличные
определение стрессоустойчивости человека.
Основной вывод,
который можно сделать из
мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним
как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить
себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.
1. Стресс жизни. Основные причины.
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине
желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии.
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс
является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой
стресс. Нулевой стресс невозможен.
Тот тип стресса,
который мы будем
напряжение. Исследования показывают,
что к физиологическим
астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к
межличным и сексуальным отношениям и др.
Снижая эффективность
и благополучие индивидуума,
которые отражаются как на
их заработке и результатах
стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа
трудящихся.
1.1. Причины стресса.
Стресс может быть
вызван факторами, связанными
с работой и деятельностью
организации или событиями
1.1.1. Организационные факторы.
Рассмотрим те
факторы, действующие внутри
1. Перегрузка или
слишком малая рабочая
Работнику просто
поручили непомерное
времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения) , а также чувство безнадежности и материальных потерь.
Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно
чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно
невознагражденным.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей
возникает тогда, когда к
задание немедленно реагировать
на просьбы клиентов, но, когда его
видят разговаривающим с
заполнять полки товаром.
Конфликт ролей
может также произойти в
работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск
продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.
Конфликт ролей
может также возникнуть в
организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной
стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.
3. Неопределенность ролей.
Неопределенность
ролей возникает тогда, когда
работник не уверен в том,
что от него ожидают. В
требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях
руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее
подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей
различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
5. Существуют также и другие факторы.
Стресс может возникнуть
в результате плохих
или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в
организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.
Идеальным будет
такое положение, когда
низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе. Как же
управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса?
Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут попытаться применить следующие методы.
1. Разработайте систему
приоритетов в своей работе. Оцените
свою работу следующим образом:
позднее на этой неделе” и “сделать, когда будет время” .
2. Научитесь говорить “нет” , когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему
начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если
он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.
3. Наладьте особенно
эффективные и надежные
Научите вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.
4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей) .
Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными
сторонами, чтобы выяснить
вопрос. Не занимайте обвинительно-
для вас противоречивые требования.
5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны
(неопределенность ролей) . Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели
бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.
6. Обсудите чувство
скуки или отсутствие интереса
к работе со своим
жалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах
деятельности.
7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пять минут дверь каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь
ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время
от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало
бы уже идти домой или заняться другой работой.
К другим факторам,
связанным с понижением
форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни. В таблице 1 (Приложение 1) приведены различия между
стрессовым и низкострессовым стилями жизни. Общая схема появления стресса в жизни человека изображена в Приложении 2.
Чтобы управлять
другими, достигая при этом
высокой производительности
1. Оцените способности,
потребности и склонности
соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих задач, повысьте им рабочую
нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.
2. Разрешайте вашим
работникам отказываться от
Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать
необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.
3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте двустороннюю
коммуникацию и информацию своих подчиненных (обратную связь) .
4. Используйте стиль
лидерства, соответствующий
5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.
6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.
1.1.2. Личностные факторы.