Стресс в организациях и методы борьбы с ним

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы стресса в организации и способов его преодоления.
Задачами данной работы являются:
- характеристика стресса и его особенностей;
- проявление стресса в организации и его влияния на поведение человека;
- выявить насколько часто и по каким причинам возникают стрессовые ситуации на рабочем месте и способы смягчения воздействия стресса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
1.Понятие и причины стресса в организации………………………5
2. Стресс в организации и его особенности………………………..9
3.Методы борьбы со стрессом в организациях……………………..13
Заключение ………………………………………………………….19
4.Разбор деловой ситуации………………………………………….21
Список литературы………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Стресс в организациях и методы борьбы с ним.docx

— 75.80 Кб (Скачать)

 

 

 

Заключение

 

На основе проведенных исследований, можно  прийти к следующим выводам: что  стресс и стрессовые ситуации в любой  сфере деятельности неизбежны. Руководитель и работники могут только контролировать и уравновешивать уровень стресса  в целях не потерять уровень производительности и межличностных отношений

В работе даны несколько определений понятия  «стресс». Стрессовые ситуации возникают  как дома ,так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности.

Стресс  может проявляться в организациях, как с положительной, так и  с отрицательной стороны. Положительные  стороны (свадьба, повышение по службе, неожиданный значительный доход). Отрицательные  стороны (смерть, развод, понижение  по службе и т.д.) Стресс в основном отражается на здоровье человека, а  значит, и на производительности организации (пониженное количество и качество выпускаемой продукции), если сотрудник  находится в отрицательном стрессовом напряжении, то это негативно сказывается  на реализации (сбыта) продукции.

Следовательно: шаги, которые следует предпринять, чтобы сделать эффективным организационные  перемены – это давление и стимулирование, вмешательство и переориентация, диагноз и признание, изобретательность  и обязательное участие, экспериментирование и научный поиск, а также поддержка и принятие чужого мнения.

Часто рекомендуется  участие всех работников в процессе перемен, но в некоторых ситуациях, связанных с переменами, оно может  оказаться нежелательным.

Чрезмерный  стресс может быть вызван слишком  большим или слишком маленьким  объемом работы, конфликтом или неопределенностью  ролей, скукой, физическими факторами  и различными событиями личного  характера

На основе проведённых исследований можно  прийти к выводу, что существуют различные способы управления собой  в стрессовой ситуации и способы  управления другими, которые предполагают большую работу над собой, развитие коммуникативных умений, навыков, воспитание такого волевого качества как: выдержка (самообладание), умение использовать различные методики релаксации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор деловой ситуации

 

Московский  Банк Реконструкции и Развития начал  свою банковскую деятельность с 1993 года. Деятельность Банка Реконструкции  и Развития происходит на основании  лицензии, выданной Банком России, которая  разрешает осуществлять на российском рынке финансовые операции, за № 2268. В настоящее время банк переименован в ОАО «МТС-Банк». В планах МТС-банка  продолжать развитие своей филиальной сети. Банк активно работает на всех региональных рынках России.

Несколько лет назад руководство банка  «МБРР» решило серьезно заняться стресс-менеджментом.

Разумов П.И. - топ-менеджер  банка, на вопрос, кем бы он был, если бы его нынешнюю профессию внезапно запретили, ответил: "Трактористом - когда пашешь, виден  край поля. В моей же работе нет ни краев, ни перерывов. Она потеряла для  меня смысл. Выкладываюсь по максимуму, а кто это видит?" Конечно, чтобы  представить этого человека за рулем  трактора, требуется довольно-таки богатое воображение. Но суть проблемы он обрисовал вполне четко. Взрослым и успешным людям оценка их труда  и признание заслуг требуются  не меньше, чем детям. Не получая  желаемого, они теряют "драйв" и перестают радоваться заработанным деньгам.

"Например, этому менеджеру вечером в  пятницу, сразу после двухдневного  тренинга, периодически звонит генеральный  и требует, чтобы его бухгалтер  срочно подготовила отчет о  затратах, -  До окончания рабочего  дня остаются минуты, а отчет  требуется серьезный. Его обсуждение  может состояться не ранее  вечера понедельника. Никакого разумного  основания сообщать бухгалтеру, что та должна отменить все  запланированное на вечер, у топ-менеджера нет. Генеральный ругается в телефонную трубку и говорит, что -  Разумов П.И. – «руководитель никакой". В результате, он остается в офисе и готовит отчет самостоятельно".

 

"Такие  совершенно неожиданные и необъяснимые  задания сваливаются на него  постоянно, загоняя в перманентный  стресс, -

 В  подобном режиме она работает  уже год, причем за небольшую  зарплату. Результаты его работы - объективно превосходные. Ему удалось  не только залатать "бюджетную  дыру" организации, но даже  вывести ее на прибыль. Мог  ли он "поставить" себя в  организации по-другому - вопрос  открытый. Но можно быть уверенным,  что не позднее, чем через  полгода генеральный потеряет отличного сотрудника. Наверняка он уйдет хоть "куда глаза глядят". Стрессовые ситуации на работе и впрямь могут повысить эффективность сотрудников, но обычно не на столь продолжительное время, как того хотелось бы руководителю. К тому же искусственно создаваемый стресс - штука весьма опасная. Стоит человеку один раз понять, что никакой срочности в его "горящем" задании нет, и руководитель окажется в положении. Рассмотрим методы борьбы со стрессом в вышеупомянутом банке.

Ранее в  банке было приобретено дорогостоящее оборудование, обустроена специальная комната релаксации для сотрудников: огромный аквариум с тропическими рыбками, несколько массажных кресел, «сухой бассейн», наполненный разноцветными шариками из мягкого пластика, мерцающие огоньки, пятьдесят ароматов эфирных масел, расслабляющая музыка, зимний сад. Потратив большие деньги на интерьер, руководители забыли о главном – объяснить сотрудникам, для чего все это создано. Поэтому сначала в релаксационную комнату ходили на экскурсии, потом стали использовать как «курилку», обсуждая в ней профессиональные вопросы. Когда были сломаны два массажных кресла, а кто-то покормил рыбок бутербродом с колбасой, комнату заперли на замок. С тех пор чтобы пойти «побороться со стрессом», приходилось писать заявление и собирать три подписи.

Что показательно: те немногие, кто использовал комнату  релаксации по ее прямому назначению – в течение 10–15 минут отдохнуть  и восстановить силы, начальниками отделов воспринимались как лентяи, подыскивающие повод увильнуть от работы. Высшее руководство было раздосадовано тем, что подчиненные не оценили заботу. А ведь надо было лишь, во-первых, рассказать сотрудникам о том, зачем нужна комната релаксации и как ею пользоваться, и, во-вторых, объяснить начальникам отделов, что задачи, которые с ее помощью решаются, – суть стратегические, поскольку «здоровый и уравновешенный работник – эффективен и мотивирован». Просто? Куда же проще! Но вот, не предусмотрели мелочей, а в результате пострадали как люди, которые утратили возможность быстрого восполнения сил, так и сама идея стресс-менеджмента, оказавшаяся в этом банке изрядно скомпрометированной.

С приходом нового стресс-менеджера Иванова  И,И,  в банке «МБРР» появился  принципиально иной подход руководства к стресс-менеджменту. Что же было сделано?

Сначала директора, разумеется, с помощью  сотрудников HR-отдела, трезво оценили  текущую ситуацию и определили, с  какими стрессорами предстоит бороться. Общая картина не радовала: витали слухи о том, что «всех уволят»  и «всем сократят зарплату в два  раза», психологический климат заметно  ухудшился, стало гораздо больше конфликтов, упала трудовая дисциплина. Люди начали чаще болеть, но на работу все равно приходили – чтобы  не раздражать руководство. В приватных  беседах сотрудники жаловались друг другу: «почва уходит из-под ног, и  непонятно, что нас ждет впереди». Следовательно, главными стрессорами  стали два фактора: недостаток информации и проистекающее из него чувство  потери стабильности, а именно она, напомним, в классической пирамиде Маслоу относится к базовым потребностям человека и подлежит удовлетворению в первую очередь.

Приняли план антистрессовых мероприятий, предложенный новым стресс-менеджером. Понятное дело, одной комнаты релаксации уже было мало – даже если не собирать все подписи для ее посещения, требовались иные меры, впрочем, куда более простые и менее затратные. Сотрудников проинформировали о положении дел в банке и его перспективах на ближайшие четыре месяца. Сообщение было структурировано так:

- признание руководством проблем;

- рассказ о мерах, в том числе и непопулярных, которые были и будут приняты, с объяснением причин (но не оправданием), по которым пришлось на них пойти;

- обозначение минимального срока действия некоторых мер (например, сокращение бюджета на «социалку») – чтобы у сотрудников не возникло ощущения, что это навсегда.

Это если и не успокоило людей полностью, то, по крайней мере, снизило психологическое  напряжение. Заметно изменился психологический  климат в организации.

Кстати, тогда же руководство вновь открыло  комнату релаксации для свободного доступа – но уже учтя предыдущие ошибки и попросив сотрудников HR-отдела довести до всеобщего сведения как смысл релаксации в специальном помещении, так и правила пользования инвентарем. Сейчас комната стала популярной. Кроме того, банк заключил договор на абонентское обслуживание с центром психологической помощи, и теперь сотрудники могут проконсультироваться с квалифицированным психологом, оплачивая при этом 50% стоимости его услуг.

И это  обходится банку  «МБРР» в куда меньшую сумму, чем оплата посещения  персоналом фитнес-центра, от которой пришлось отказаться в целях экономии.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал, 2006 -  №2.
  2. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. Учебник. – М.: ИНФРА - М, 2009. - 430 с.
  3. Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности// Психология в бизнесе, 2002, июль-декабрь, -  с.32 - 45.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. – 583 с.
  5. Мельник Ю. Управление стрессами// Управление персоналом, - 2002,-  №3, - с. 20 - 23.
  6. Мескон, Майкл Х.. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; Общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. - 3-е изд. - М. : Дело, 2012. - 704 с
  7. Немов Р.С. Психология - М.: Просвещение, 2004. – 270 с.
  8. Сердюк В.Г. Менеджмент стресса на рабочем месте: причины, вызывающие рабочие стрессы, последствия // Кадры предприятия,  - 2004, №5, -  с. 28 - 38.
  9. Стресс на рабочем месте/ / Управление персоналом, -  2003, - № 9, - с.74 – 75
  10. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. —256 с.

 

 

 

 

 

1 Мескон, Майкл Х.. Основы менеджмента : [Учебник]: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; Общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. - 3-е изд. - М. : Дело, 2012. - 704 с

2 Там же

3 Сердюк В.Г. Менеджмент стресса на рабочем месте: причины, вызывающие рабочие стрессы, последствия // Кадры предприятия,  - 2004, №5, -  с. 28 - 38.

4 Стресс на рабочем месте/ / Управление персоналом, -  2003, - № 9, - с.74 – 75

5 Мельник Ю. Управление стрессами// Управление персоналом, - 2002,-  №3, - с. 20 - 23.

6 Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности// Психология в бизнесе, 2002, июль-декабрь, -  с.32 - 45.

 


Информация о работе Стресс в организациях и методы борьбы с ним