Стресс в организациях и методы борьбы с ним

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы стресса в организации и способов его преодоления.
Задачами данной работы являются:
- характеристика стресса и его особенностей;
- проявление стресса в организации и его влияния на поведение человека;
- выявить насколько часто и по каким причинам возникают стрессовые ситуации на рабочем месте и способы смягчения воздействия стресса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
1.Понятие и причины стресса в организации………………………5
2. Стресс в организации и его особенности………………………..9
3.Методы борьбы со стрессом в организациях……………………..13
Заключение ………………………………………………………….19
4.Разбор деловой ситуации………………………………………….21
Список литературы………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Стресс в организациях и методы борьбы с ним.docx

— 75.80 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………3

1.Понятие и причины стресса  в организации………………………5

2. Стресс в организации и его  особенности………………………..9

3.Методы борьбы со стрессом  в организациях……………………..13

Заключение ………………………………………………………….19

4.Разбор деловой ситуации………………………………………….21

Список литературы………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стресс  – особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение.

Фактически  стресс представляет собой реакцию организма, вызванную необычной ситуацией, которая выходит за пределы того, что привычно. Поэтому не стоит бояться стресса, он является естественной реакцией. Опасность представляет не столько стресс, сколько неумение с ним справляться.

Незначительные  стрессы неизбежны и безвредны, чрезмерные создают проблемы для людей и организаций.

Стрессом  в психологии называют состояние  психического напряжения, которое возникло у человека при самых сложных  условиях в процессе осуществления  его деятельности не только в повседневной жизни, но и при экстремальных  состояниях.

Стресс  неразрывно связан со всеми серьезными событиями жизни: свадьба, рождение детей, развод, смерть близких, смена  местожительства и работы, а так  же с такими незначительными моментами, как спор с другом, закрытие любимого магазина, проигрыш в игре и т.д. Особенно сильно и чаще подвержены стрессу  жители крупных городов, так как  там напряженный ритм жизни, большое  количество негативно настроенных  людей, ответственная и нервная  работа. Воздействие одинаковых стрессовых ситуации на разных людей различно, при этом стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на человека, и его деятельность.

Любой работник, прежде всего, в работе ставит перед собой цели, но достигает ее не полностью и периодически испытывает какие-либо проблемы. Если нагрузка на работе выше возможностей человека, то он начинает испытывать нездоровое возбуждение, тревогу, остающееся на уровне невыраженных переживаний. Это является первой фазой стресса, при которой человеку становится труднее работать и общаться не только с другими, но и с самим собой. В наше время стресс у человека в основном происходит из-за перегрузок на работе, и он работает все хуже и хуже. Это касается работников всех уровней, только у каждого стресс имеет свою специфику. Этим и обуславливается актуальность стресса, зависящие от работника и от организации.

Целью данной работы является изучение проблемы стресса в организации и способов его преодоления.

Задачами  данной работы являются:

- характеристика  стресса и его особенностей;

- проявление  стресса в организации и его  влияния на поведение человека;

- выявить насколько часто и по каким причинам возникают стрессовые ситуации на рабочем месте и способы смягчения воздействия стресса.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, разбор деловой ситуации и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и причины стресса в организации

 

Стресс - неспецифическая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, а так же соответствующее состояние нервной системы организма.

В переводе с английского языка слово "стресс" означает "давление, напряжение". Стресс принято воспринимать как отрицательное явление, так как его вызывает какая-либо неприятность. Но на самом деле существует и позитивный стресс - "аутстресс", который может быть вызван приятными событиями. Эустресс – это положительная реакция организма на предъявляемые к нему требования. Так же еще выделяют "дистресс" - это эмоционально-стрессовые состояния, которые характеризуются отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований.

Стресс для каждого человека индивидуален и имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно и возникает вопрос, не являются ли синонимами "стресс" и "дистресс". В связи с этим в понятие стресс можно включить утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться или даже успех, ведущий изменению всего жизненного уклада. Все из перечисленных условий могут вызывать стресс, но ни одно нельзя выделить и сказать, что это и есть стресс, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.

Медицинские исследования показали, что организм реагирует на любой стресс стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями. Стрессоры, вызывающие стресс, разнообразны, но при этом они вызывают одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.

Таким образом, можно сделать обобщить, что стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования, он присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования. Стрессу подвержены все люди и при этом реакция на стресс у каждого человека различна. Любой стресс, каким бы он не был, это всегда состояние потери равновесия. Но в небольших количествах стрессы даже полезны организму – они его постоянно вводят в состояние активации или тренировки.

Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 1).

 

Профессиональные

Личные

Л

 

Потребности в окружающей среде


Минимальный стресс


Эффективные реакции



Поведение (реакции на потребности)


 


Неадекватные ситуации



Стресс



Физиологические реакции




Психологические реакции




 

 

 

 

Рис. 1. Модель стрессовой реакции.

 

Исследования показывают, что к  физиологическим признакам стресса  относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Как утверждает доктор Альбрехт: «Теперь ясно, что  многие проблемы сотрудников, которые  отражаются на деньгах и результатах  работы, так же как и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся  в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает  затраты на ведение дела и снижает  качество трудовой жизни для большого числа американских трудящихся»1.

Причины стресса. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума.

Организационные факторы. Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях является перегрузка или напротив слишком  малая рабочая нагрузка, - задание, которое следует завершить за конкретный период времени. По словам доктора Альбрехта: «Работнику просто поручили непомерное количество заданий  или необоснованный уровень выпуска  продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности  и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие  же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения  в социальной системе организации  и ощущает себя явно невознагражденным»2.

Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда  к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его  видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия.

Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может  потребовать от начальника цеха максимально  увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться  также в результате различий между  нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать  напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать  требования руководства - с другой.

Третий фактор - это неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что  от него ожидают. В отличие от конфликта  ролей, здесь требования не будут  противоречивыми, но они уклончивы  и неопределенны. Люди должны иметь  правильное представление об ожиданиях  руководства - что они должны делать, как они должны это делать и  как их после этого будут оценивать.

Четвертый фактор - неинтересная работа. Обследование 2000 рабочих-мужчин 23 профессий  показало, что индивидуумы, имеющие  более интересную работу, проявляют  меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако, как было показано далее, взгляды на понятие  «интересная» работа у людей различаются: то, что кажется интересным или  скучным для одного, совсем ив обязательно будет интересно другим.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого  освещения или чрезмерного шума. Исследования также показали, что  неправильные соотношения между  полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации  и необоснованные требования друг к  другу тоже могут вызвать стресс.

Личностные факторы. Работа представляет собой основной аспект жизни большинства  людей, но, несомненно, каждый участвует  во многих видах деятельности, не связанной  с организацией.

2. Стресс в организации и его особенности

 

Стресс на работе является реакцией организма при предъявлении к работникам требований, не соответствующих уровню их знаний и навыков. Поэтому профессиональный стресс является многообразным феноменом, выражающимся в реакциях (психических и физических) на напряженные ситуации трудовой деятельности. Стрессу подвержены даже хорошо управляемые организации, и это зависит не только от структурно-организационных особенностей и характера работы, но так же личностными отношениями сотрудников. Стрессу подвержены все сотрудники независимо от загруженности работой.

На рабочем месте сильное нервное перенапряжения могут вызывать условия труда (плохое освещение и вентиляция, тесное помещение и др.), отсутствие информации и времени.

Стандартная модель синдрома общей адаптации состоит из трех стадий развития стресса (тревога, сопротивление, истощение), в современное время уделяется внимание и другим аспектам стресса: психологическому и поведенческому. Эти аспекты важны для изучения и понимания стресса на рабочем месте, а так же разработки методов управления стрессом в организациях.

Трем стадиям стресса подвержены как отдельные люди, так и целые компании, фирмы. Поэтому иногда диагноз степени стрессового состояния ставится всей компании. Если работники организации в течение длительного времени испытывают обеспокоенность перспективами, а так же если люди недовольны зарплатой, условиями труда и коллективом, то можно говорить о первой стадии корпоративно-организационного стресса. Если, несмотря на попытки руководства сопротивления стрессу путем игнорирования недовольства работников, чувство раздраженности работой остается в течение долгого времени, то можно говорить о второй стадии стресса. Когда в течение долгого времени организация испытывает стресс, а выводы из происходящего руководством не делаются, то наступает третья стадия и серьезный кризис. Раздражение становится всеобщим, увеличивается количество конфликтов, люди больше болеют, работа не выполняется и, наконец, начинается утечка кадров, утративших веру в перспективу.

Любая работа – это стресс. Особенно, при выполнении серьёзных проектов и при нарушении условий работы (например, выключается компьютер, когда работаешь сверхурочно или надо срочно доделать работу). Но при этом положительный стресс улучшает производительность труда, а правильно установленные сроки стимулируют и организовывают, а так же обеспечивают чувство удовлетворенности, делая работу увлекательной.

Однако слишком длительный стресс это нехорошо, так как он приводит к повышенной утомляемости, депрессии и снижает продуктивность, а стресс короткого действия наоборот улучшает презентативность.

Таким образом, стресс нельзя исключать, а необходимо найти комфортный индивидуальный уровень стресса, потому что если стресса не будет вообще, то интерес к труду будет утрачен, снизится внимание и мотивация. Однако при сильном стрессе о результате говорить не приходится, поэтому оптимальный уровень стресса индивидуален для каждого.

Факторы, вызывающие стресс у работников бывают3:

- факторы стресса вне организации - стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте, есть еще и факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни. Например, неудовлетворительное финансовое положение побуждает людей брать дополнительную работу в ущерб времени отдыха и усиливает стресс. Так же серьезное влияние оказывают и семейные кризисы.

Информация о работе Стресс в организациях и методы борьбы с ним