Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 23:38, дипломная работа
Целью данной работы является усовершенствование торгового обслуживания общественного питания населения муниципальной организации.
При этом ставятся следующие задачи:
1) Изучить специфику сервисной деятельности общественного питания.
2) Ознакомиться с историей возникновения и развития общественного питания в России и в мире.
3) Изучить современное состояние и тенденции развития общественного питания в России.
4) Рассмотреть структуру общественного питания в России.
5) Изучить организацию обслуживания общественного питания и усовершенствовать ее.
6) Рассмотреть сущность и значение массового питания.
7) Рассмотреть основные функции предприятия массового питания.
8) Охарактеризовать показатели деятельности предприятия общественного питания, привести их экономическую характеристику.
9) Применить полученные теоретические знания на практике, проанализировав состояния предприятия массового питания.
1. Введение.
2. Теоретические основы организации или торговых услуг общественного питания.
2.1. Специфика деятельности предприятий общественного питания.
2.2. Историческая справка по возникновению организаций общественного питания.
2.2.1. История возникновения общественного питания.
2.2.2. Развитие общественного питания в 20 веке в Европе и Америке.
2.3. Происхождение и история развития организаций общественного питания в России.
2.3.1 История возникновения общественного питания в России.
2.3.2 Этапы развития общественного питания (Советский период).
2.4. Современное состояние общественного питания.
2.5. Структура общественного питания в России.
2.5.1. Классификация видов предприятий общественного питания.
2.5.2. Качество услуг общественного питания.
2.6. Правовые основы.
2.6.1. Понятие и содержание качества и культуры торгового обслуживания населения и его правовые основы.
2.6.2. Обязанности органов государственной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных органов и торговых организаций по обеспечению высокого качества и культуры торгового обслуживания.
2.6.3. Основные обязанности органов, контролирующих работу торговли.
2.6.4. Основные обязанности торговых организаций по обеспечению высокого качества и культуры торгового обслуживания.
2.6.5. Договор розничной купли – продажи – правовая форма торгового обслуживания населения.
2.6.6 Заключение договора розничной купли – продажи.
2.6.7. Цена и оплата товара.
2.6.8. Качество товара.
В 1815 году Robert Owen основал большую обеденную комнату для рабочих и их семей, чем положил начало службе питания при производственных предприятиях в Америке.
В 1902 году Yllinois Bell основал предприятие питания внутри завода.
Корни службы питания при
школах и госпиталях находятся в
Европе: в 1849 году во Франции появляется
первая программа обеспечения
В Америке (Нью-Йорк) первая школьная столовая была открыта в 1853 году. К 1910 году “penny lunch programs” были распространены практически во всех начальных школах.
Служба питания в госпиталях существовала в той или иной примитивной форме в течение нескольких веков. Но в 1854 году Florence Nightingale, реформатор профессии медицинского ухода и первый больничный диетолог, ввела штатную единицу сестры-диетолога в английском военном госпитале в Scuturi (Турция) во время Крымской войны.
Это она подчеркнула роль
правильной диеты в период выздоровления
пациентов и положила начало научному
подходу к лечению, уходу и
питанию в больницах и
2.2.2. Развитие общественного питания в 20 веке в Европе и Америке.
В 1925 году Clarence Birdseye разработал метод замораживания некоторых блюд и продуктов и к 1950 году большое число компаний начали производить замороженную продукцию.
60-е года 20 века могут
быть с уверенностью названы
эрой готовых блюд. Основная цель
ученых и поваров – создать
готовые блюда в упаковке (охлажденные
или замороженные), которые могут
быть быстро приготовлены
Наибольшее распространение получили предприятия быстрого обслуживания, в том числе предприятия типа Drive-in, Drive through, “help yourself”, take away, а также предприятия питания в прачечных, гастрономах и т.д. и службы доставки обедов на дом или в офис (кейтеринг).
Концепцию ресторана быстрого обслуживания создал Рэй Крок (1902-1984). Эта концепция включала: быстрое обслуживание, чистое и уютное помещение и недорогая еда. Простота блюд сочеталась с прекрасным обслуживанием. Девизом Крока был: «Качество. Сервис. Чистота. Стоимость», так называемый стандарт QSCV (Quality, Service, Cleanness, Value).
В 70-е и 80-е годы двадцатого
столетия в связи с появлением
новых тенденций в образе жизни
и питании происходят изменения
в меню ресторанов. Они переходят
к более легкой и полезной пище,
рекомендуемой диетологами. Усиленно
развиваются предприятия
2.3 Происхождение и история развития организаций общественного питания в России.
2.3.1 История возникновения общественного питания в России.
На Руси приготовление пищи долгое время было делом сугубо семейным. Ведала им как правило наиболее старшая по возрасту женщина в семье. Профессиональные повара впервые появились при княжеских дворах, а затем уже – в монастырских трапезных.
Приготовление пищи на Руси выделилось в отдельную специальность в XII веке. В рассказе Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был старейшина поваром по фамилии Торчин, первый из известных нам русских поваров.
Характер приготовления блюд русской кухни в значительной мере обусловлен особенностям русской печи, которая в качестве очага столетиями (с XIV века) верно служила и богатому, и простому народу. Блюда готовили в горшках и чугунках, жарили рыбу и птицу крупными кусками, было много запечных, тушеных и запеченных блюд.
Вот что пишет о традициях и нравах XVII века чиновник полиции нравов Пантелей Рубашкин: «В те времена русские славились своим хлебосольством, особенно в удалении от больших городов: проезжего или прохожего приглашали к себе в дом, чтобы накормить и успокоить его по возможности. За хлеб-соль денег не брали. Наоборот, хозяева обижались, если гости ели мало. Подчивание сопровождалось постоянными поклонами и чествованиями. По данному поводу ходила пословица «Хлеб-соль разбойника побеждает».
В России первые попытки создать кулинарный словарь относятся к концу XVIII – началу XIX века, что объясняется общим влиянием французской культуры, проникавшей в разном виде во все страны Европы после Французской революции 1789 г.
Стремление дать российским помещикам какое-то руководство для ориентации в иностранных кушаньях, привнесенных в Россию в течение всего XVIII в., а также облегчить контроль за качеством изделий, расходом продуктов и вкусом новых блюд, изготовляемых как иностранцами, так и доморощенными поварами, вызвало появление «Словаря поваренного, приспешничьего, кондитерского и дистилляторского, содержащего по азбучному порядку подробное и верное наставление к приготовлению всякого рода кушаний из французской, немецкой и голландской, испанской и английской поварни». (Москва, 1795-1797 гг.) Составителем этого словаря был тульский помещик В.А. Левшин (1746-1826). Словарь состоял из 6 томов в среднем по 460 страниц в каждом и был, по сути, соединением переводов нескольких иностранных поваренных книг с присоединением описания «русской поварни», то есть блюд русской, белорусской и украинской кухонь, которые бытовали в то время на Руси.{Приспешник – русское наименование помощника главного повара на больших кухнях или вообще повара второго разряда, который не имел права самостоятельно приготавливать некоторые блюда (в основном праздничные, парадные и десертные). Он практически руководил персоналом кухни, следил за выполнением ими своих обязанностей, за получением провизии, а также за состоянием посуды и другого кухонного оборудования. В его обязанности также входило приготовление всех бульонов, очистка и разделка мяса, рыбы и овощей к приходу главного повара, который уже их этих полуфабрикатов окончательно готовил блюда, заправлял супы и руководил лично декоративной отделкой блюд.
В русской кухне XIX века в крупных ресторанах, в придворной кухне приспешниками были исключительно русские повара, а главными поварами, или, как их тогда называли – метрдотелями, были французы, австрийцы, итальянцы. Другими должностями кухонных работников были: ключник (почти всегда русский), ключница (только русская, местная) – в их обязанности входило приготовление и хранение солений, квашений и мочений; погребщик, или кравчий – ведал напитками, особенно алкогольными.
В 1800 г. в Москве был издан еще один кулинарный словарь Панкрата Сумарокова под названием “Источник здравия, или Словарь всех употребительных снедей, приправ и напитков, из трех царств природой извлекаемых”. Эта книжка открыла в русской кулинарной литературе «новое» направление, в основе которого были «полезность» или «вредность» блюд, и все питание рассматривалось не в кулинарном плане, а «касательно сохранения здоровия и врачевания болезней», как заявлял сам автор. Следует только отметить, что в большинстве случаев Сумароков исходил не из подлинных свойств продуктов, а использовал веками бытовавшие религиозные воззрения, суеверия, привычки или заблуждения, что в последствии стало удобным руководством для шарлатанов и способствовало укоренению многих неверных и нелепых представлений о том или ином продукте питания или напитке. Тем не менее, его можно назвать первым выразителем идеи о здоровом, рациональном питании.
На формирование русской
кухни оказывали влияние
Огромную роль в развитии
отечественной кулинарии
Кабак – в старину питейное заведение.
Постоялый двор – трактир с местами для ночлега и двором для лошадей.
Трактир [от лат. Tracto – угощаю] – первоначально гостиница с рестораном, позднее – ресторан низшего разряда.
Харчевня – трактир низшего разряда, закусочное заведение с дешевыми и простыми кушаньями.
Конец XIX и начало XX в. – расцвет ресторанного дела в России. Становится модным выписывать из Франции поваров, причем сразу нескольких, т.е. для приготовления каждого вида блюд. В ресторанах и трактирах выступали венгерские, цыганские, русские хоры. Популярны также были развлечения: бильярд, петушиные бои и др. При этом знаменитые трактиры мало чем отличаются от ресторанов. Главное отличие – кухня (в ресторанах – французская, в трактирах – русская и обязательно чай).
Обслуживающий персонал в ресторанном деле в России был разным: в ресторанах официанты – во фраках и белых перчатках (как правило, татары, как непьющие мусульмане), в трактирах – половые (из крестьян) в белых фартуках. Рестораны и трактиры в России постепенно преобразовались в своего рода клубы: определенный ресторан или трактир посещали люди одной профессии. Таким образом, рестораны и трактиры превратились не столько в места питания, сколько стали частью образа жизни людей.
2.3.2 Этапы развития
общественного питания (
8 ноября (27 октября) 1917 года В. И. Ленин подписал декрет об организации общественных столовых, контроль за их деятельностью и распределению продовольственных фондов. Первые столовые возникли на Путиловском заводе в Петрограде, а за тем в Москве и других городах. В условиях острой нехватки продуктов и хозяйственной разрухи в период гражданской войны и иностранной интервенции общественные столовые сыграли большую роль в обеспечении питанием населения. В период нэпа общественные столовые были переданы в ведение потребительской кооперации и переведены на хозяйственный расчет. К началу 1921 года в них питалось свыше 8 миллионов человек. До тридцатых годов отрасль не получала должного развития, так как внимание страны было направленно на индустриализацию и организацию колхозного хозяйства. Создав материальную базу для развития общественного питания в стране, ЦКВКП(б) 19 августа 1931 года принял постановление «О мерах улучшения общественного питания», в котором отметил важное значение общественного питания и предусмотрел ряд мероприятий, направленных на повышение качества и расширение ассортимента блюд, улучшение санитарных условий и укрепление материально–технической базы предприятий, на увеличение заинтересованности работников в результатах их труда. Вступили в строй первые кулинарные школы, техникумы, институт.
Заводы торгового
В послевоенные годы сеть предприятий
общественного питания
Открыто много новых предприятий,
особенно укрепилось и усовершенствовалось
рабочее, школьное и студенческое питание.
Внедрены и получили широкое одобрение
прогрессивные формы
Отраслевое руководство
осуществляют Министерство торговли СССР,
Министерства торговли союзных и
автономных республик, управление торговли
и общественного питания