Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретико-методологических основ по совершенствованию социальной структуры организации.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть параметры социальной структуры организации;
2. Раскрыть виды организационных структур;
3. Проанализировать эффективность формальных организационных структур.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие социальной структуры организации
2. параметры социальной структуры организации
2.1. Дифференциация и интеграция
2.2. Степень формализации структуры организации.
2.3. Степень централизации
2.4. Конфигурации организаций
3. Виды формальных организационных структур
3.1. Линейные структуры
3.2. Функциональные структуры
3.3. Линейно-функциональные структуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интеграция
— второй показатель сложности структуры
организации — характеризует
степень взаимосвязанности
1.
Количество взаимосвязей между
отдельными структурными
2.
Нормативная основа
3.
Характер интеграционных
· интеграция на основе отношений власти и подчинения;
· интеграция на основе материальной взаимозависимости;
· интеграция на основе следования единым нормам (культурная интеграция);
· интеграция на основе обмена информацией;
· интеграция на основе неформальных отношений (уважения, духовной близости, родства, признания заслуг и т.д.).
Интеграция, основанная на различных по характеру связях, может в значительной степени повысить сложность организации.
Различают формальные и
Формальная
структура организации. Любая организация
стремится к формализации своей
структуры. Формальная структура организации
представляет собой организационное
построение, основанное на жесткой
стандартизации организационных норм
и отношений между отдельными
структурными единицами. Условия жесткой
стандартизации норм и отношений
состоят в существовании
·
обязательного для выполнения всеми
участниками формального
· иерархической системы ролей и статусов, жестко закрепленных за членами организации (выход за пределы роли ограничен соответствующими нормами и, по крайней мере, не поощряется);
·
тщательно разработанной
· бюрократического аппарата для осуществления контроля и управления организацией и ее подразделениями;
· системы вертикальных коммуникаций, горизонтальные коммуникации слабо разработаны или отсутствуют.
Подобная структура представляет собой идеальную модель управления (полностью формализованная структура организации дана в работах М. Вебера и Ф. Тейлора), т.е. показывает, как организация должна работать, как следует выполнять работу. Такая структура применяется в основном для решения проблем управления. Формальная структура организации схематично представлена на рис. 1.
Рис. 1. Формальная структура организации9
В формальной структуре организации все линии коммуникации и полномочий соединяют позиции иерархии вышестоящих руководителей и нижестоящих. В этой структуре запрещены горизонтальные коммуникации, т.е. попытки обсуждать свои проблемы с коллегами, обмениваться информацией между подразделениями без ведома вышестоящего руководства.
Незащищенность отдельного работника, вынужденного общаться только с руководством, приводит, по крайней мере, к двум последствиям:
· руководители стараются максимально использовать прерогативы власти и контроля;
· работники стремятся избегать общения с руководством и налаживать неформальные социальные контакты.
Формальная
организация может быть признана
полезной только при выполнении условий,
что нет альтернатив принятия
управленческих решений, и не возникает
существенных побочных факторов, оказывающих
влияние на деятельность руководителей.
При соблюдении этих условий формальная
организация позволяет
Неформальная
структура организации. Для того
чтобы понять предназначение неформальной
структуры в современной
Представим себе такую
·
неудобство использования вертикальных
связей и потеря времени в ходе
решения множества постоянно
возникающих повседневных проблем,
которые гораздо проще решать
путем договоренностей или
· руководители высокого уровня не могут знать обстановку в подразделениях в деталях, они не в курсе мелких проблем подчиненных (в чем, собственно, у них нет необходимости), но, согласно правилам формальной структуры, исполнители должны поставить в известность руководство об отсутствии любой мелкой детали или услуги, о любом нарушении (которые могут в значительной степени затормозить производство), используя вертикальные коммуникативные связи, что, по понятным причинам, требует времени и может понизить эффективность производственного процесса;
· изначальная ориентация на статусы, а не профессиональные знания или личностные качества членов организации может привести к серьезной проблеме мотивации наиболее профессионально подготовленных работников;
· из-за отсутствия горизонтальных коммуникаций члены организации не могут удовлетворить свои потребности в общении друг с другом (при решении собственных личных проблем, не связанных напрямую с производством, но зависящих от членов социальных групп организации).
Все эти проблемы позволяет решить неформальная структура организации. По определению А.И. Пригожина, неформальная структура организации (или просто неформальная организация) “представляет собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения”11.
Таким образом, неформальная организация построена на системе социальных обменов, осуществляемых на межличностном уровне или уровне первичных социальных групп, которые не включены в иерархические формальные связи. Ценностные ориентации членов организации в системе неформальных связей принципиально иные, нежели в рамках формальной структуры. В процессе функционирования неформальной структуры члены организации ориентируются не на занимаемый ими статус и выполнение целевых функций, а на следующие личностные качества:
· особые знания, навыки и интуицию, приписываемые определенным личностям независимо от их статуса (общение с экспертом);
· качества наиболее удобного партнера по деловому сотрудничеству (территориальная близость, владение информацией, наличие необходимых деловых связей и т.д.);
· качества инструментального лидера, которые заключаются во владении ресурсами, необходимыми для достижения целей партнеров;
· качества эмоционального лидера, которые заключаются в обаянии, наличии других привлекательных личностных качеств.
Итак, неформальная структура распадается практически на две сферы — делового сотрудничества и социально-психологического межличностного общения. Первая сфера связана с достижением целей организации или ее подразделений, носит ярко выраженный деловой характер. В данном случае, по выражению Пригожина, неформальная структура служит для того, чтобы решать те проблемы деятельности организации, которые невозможно решать с помощью формальных связей.
Вторая сфера неформальной структуры основана на межличностных связях, формирующихся на основе чувства приязни или неприязни, чувстве принадлежности к одной группе (например, по принципу одной национальности, землячества, общих интересов и т.д.), чувстве превосходства или, наоборот, ущербности и т.п. Эта сфера не ориентирована на достижение организационных целей, и ее основу составляют, прежде всего, эмоции и личностные интересы (эту часть неформальной структуры Пригожин называет социально-психологической структурой организации).
Хотя
эти сферы неформального
Рис. 2. Неформальная структура организации12
Внутри
изображенной на этом рисунке формальной
структуры могут возникнуть неформальные
отношения, которые показаны на рис.
2 и могут рассматриваться как
внутренние, не видимые постороннему
наблюдателю связи между
Одним
из важных последствий функционирования
неформальной структуры можно считать
создание неформальных ассоциаций членов
организации — коалиций, представляющие
собой первичные социальные группы;
они основаны на межличностных отношениях,
а их члены связаны взаимными
обязательствами. Коалиции могут быть
чрезвычайно активны и
Но неформальные ассоциации могут быть и весьма полезны для достижения организацией своих целей. Например, постоянное общение специалистов между собой в рамках неформальной структуры может привести к выработке важных управленческих решений, созданию новых видов продукта или услуг, повышению мотивации и усилению неформального контроля за деятельностью отдельных работников.
С точки зрения принятия и реализации управленческих решений централизация представляет собой важную характеристику структуры и определяется “степенью концентрации возможностей официального принятия решений на индивидуальном или групповом уровнях, что в свою очередь определяет возможности участия работников в принятии решений, влияющих на их деятельность”14.
Высокая
степень централизации
Информация о работе Совершенствование социальной структуры организации