Школы научного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения проблемы подходов к управлению в разных школах менеджмента обусловлена тем обстоятельством, что на современном этапе в России активно насаждается зарубежный опыт управления, при этом многие теоретики забывают, что отечественная школа управления имеет давние традиции и положительный опыт, который современным менеджерам следовало бы учитывать в своей практической деятельности. На современном этапе существует острая практическая необходимость обосновать особенности управления в разных (отечественных и зарубежных) школах менеджмента. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Школы научного управления»
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики управления (менеджмента).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эволюция управленческой мысли……………………………………..5
1.1. Развитие менеджмента в России ……………………………………………5
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Исторические периоды развития менеджмента………………………………………………....9
Глава 2. Научные школы менеджмента………………………………………..17
2.1. Школа научного управления……………………………………………….17
2.2. Административная (классическая) школа……………………………..….20
2.3. Школа психологии и человеческих отношений…………………………..23
2.4. Количественная школа управления…………..……………………………28
Глава 3. Современный менеджмент……………………………………………32
3.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы..............32
3.2. Ситуационный подход в менеджменте…………………………………....35
Заключение……………………………………………….………………………39
Список использованных источников………………………….………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.93 Кб (Скачать)

     При этом простого указания на то, какие  переменные сильнее всего влияют на результат (являются релевантными), явно недостаточно для того, чтобы  определить, какое решение будет  лучшим для достижения целей организации. Основная сложность заключается  в том, что все многочисленные ситуационные процессы взаимосвязаны  и их нельзя рассматривать независимо друг от друга. Одним из важных следствий динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов является то, что руководителю трудно определить какой метод является заведомо «правильным». «МакДональдс», использовавший процедуру сборочного конвейера в приготовлении пищи, являющуюся чрезвычайно эффективной, обеспечил стандартное качество продукции и высокую производительность труда. Однако, по своей сути этот метод ничем не лучше традиционных методов дорогих ресторанов. Такие рестораны не могут производить по тысячи гамбургеров в день, но и «МакДональдс» не сможет безупречно приготовить фирменное блюдо таких ресторанов.

     Если  руководство дорогого ресторана  решит применять унифицированные  машины и концентраты для приготовления  своих блюд, оно конечно снизит затраты и повысит производительность. Однако, цель дорогих ресторанов –  готовить и подавать еду самого высокого качества – уже не будет достигнута. Большинство управленческих решений имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Эффективное управление – это сложный акт балансирования, предполагающий заведомые потери, когда это необходимо для достижения основной цели.

     Например, руководитель практически не может  отобрать только самых способных, самых  опытных людей для работы в  своей организации. Руководитель не может всегда обращаться с людьми, как этого им хочется. Можно предположить, что единственной важной причиной успеха предприятий «МакДональдс» является то, что руководство корпорации так  спроектировало процесс производства гамбургеров и жареного картофеля, что он может быть реализован с неизменным качеством даже низкоквалифицированными работниками.

     Для того, чтобы метод «МакДональдса» позволил ему достичь успеха, менеджеры  ресторанов должны быть уверены, что  каждый работник будет в точности исполнять всю предписанную технологию. «МакДональдс» специально нанимает молодых неопытных людей, так  как они лучшим образом подходят для его метода «сборочной линии», чем люди, имеющие опыт работы в  ресторанах. Это имеет и отрицательные  последствия - такие, как высокий  уровень текучести, риск упустить людей, имеющих талант и способности  стать хорошими руководителями, способными подняться по этой лестнице до самого верха. Но, оценивая ситуацию в целом, следует отметить, что положительные  последствия перевешивают отрицательные. Задача ситуационного подхода - связать конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

     Ситуационный  подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями  и внутри самих организаций. Он пытается определить значимые (релевантные) переменные ситуации, и как они влияют на эффективность организации. Теория ситуационного подхода опирается на четыре основных концепции.

     1. Руководитель должен быть знаком  со средствами профессионального  управления, которые доказали свою  эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального и группового  поведения, системного анализа,  методов планирования и контроля  и количественных методов принятия  решений.

     2. Каждая из управленческих методик  имеет свои сильные и слабые  стороны, или сравнительные характеристики  в случае, когда они применяются  к конкретной ситуации. Руководитель  должен уметь предвидеть вероятные  последствия, - как положительные,  так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции. Например, предложение увеличить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение мотивации на какое-то время. Но, сравнивая рост затрат с полученными выгодами, можно прийти к выводу, что такой прием может разорить организацию.

     3. Руководитель должен уметь правильно  интерпретировать ситуацию. Необходимо  правильно определить, какие факторы  являются наиболее важными в  данной ситуации и какой вероятный  эффект может повлечь за собой  изменение одной или нескольких  переменных.

     4. Руководитель должен уметь увязывать  конкретные приемы, которые вызывали  бы наименьший отрицательный  эффект, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение  целей организации самым эффективным  путем в существующих условиях  внешней и внутренней среды организации [5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, зарождение и развитие управленческой мысли может быть представлено как  взаимопереплетенная цепь трех различных  философий: классическая (научная и  административная школы); философия человеческих отношений и математическая школа. В тот или иной исторический период каждому звену цепи придавалось преобладающее значение.

     Из  вышеизложенного материала следует, что менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в  самостоятельную отрасль знания, науку, поэтому подготовка современных  менеджеров невозможна без знания истории  развития менеджмента. Рыночная экономика  требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные  преобразования вместе со всем обществом. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование  теории и практики управления, для  чего крайне актуально изучение истории  развития теории и практики менеджмента.

     Взаимосвязь всех рассмотренных нами школ развития теории и практики управления создает  высокоэффективный менеджмент. В  заключении можно сказать, что каждая из школ является как бы нитью в  канате управления, который приобретает  наивысшую прочность тогда, когда  все нити будут переплетены в  одну. Следует отметить, что элементы всех этих школ находят широкое применение в рамках одной организации и  по настоящее время.

     Несмотря  на огромное значение революционных  преобразований, развитие менеджмента  – это эволюционный процесс. Современное  управление вобрало в себя и продолжает развивать и углублять все  лучшие идеи и достижения различных  школ. А значит эффективное управление сегодня невозможно без подробного изучения этапов становления и развития управления в прошлом.

Информация о работе Школы научного управления