Школы научного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения проблемы подходов к управлению в разных школах менеджмента обусловлена тем обстоятельством, что на современном этапе в России активно насаждается зарубежный опыт управления, при этом многие теоретики забывают, что отечественная школа управления имеет давние традиции и положительный опыт, который современным менеджерам следовало бы учитывать в своей практической деятельности. На современном этапе существует острая практическая необходимость обосновать особенности управления в разных (отечественных и зарубежных) школах менеджмента. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Школы научного управления»
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики управления (менеджмента).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эволюция управленческой мысли……………………………………..5
1.1. Развитие менеджмента в России ……………………………………………5
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Исторические периоды развития менеджмента………………………………………………....9
Глава 2. Научные школы менеджмента………………………………………..17
2.1. Школа научного управления……………………………………………….17
2.2. Административная (классическая) школа……………………………..….20
2.3. Школа психологии и человеческих отношений…………………………..23
2.4. Количественная школа управления…………..……………………………28
Глава 3. Современный менеджмент……………………………………………32
3.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы..............32
3.2. Ситуационный подход в менеджменте…………………………………....35
Заключение……………………………………………….………………………39
Список использованных источников………………………….………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.93 Кб (Скачать)

     Теория  «Y» имеет следующие предпосылки:

  • Выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека так же естественно, как и во время игры или на отдыхе. Нежелание работать не является наследственно присущей чертой человека. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности для интересов организации, если у них есть чувство ответственности, обязательства по отношению к организации;
  • Ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации;
  • Обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому.

     При этом применительно к теории «Y»  МакГрегор подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт,  знания и воображение в решении проблем организации. Однако современное индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал обычного человека.

     МакГрегор сделал вывод о том, что управление типа «Y» гораздо более эффективно, и высказал рекомендацию менеджерам, состоящую в том, что их задачей  является создание условий, при которых  рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно наилучшим  образом достигает своих личных целей.

     «Несомненно, огромный вклад в развитие управленческой мысли внес немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864-1920гг.), разработавший  теорию бюрократического построения организации  и системы управления в частности»[6]. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации и прав и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения и деятельность руководства.

     Вебер считал, что бюрократическая система  должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность  и предсказуемость. Основными элементами построения организации, обеспечивающими  эти качества, по Веберу, должны быть следующие:

  • Разделение труда на базе функциональной специализации;
  • Хорошо определенная иерархическая система распределения власти;
  • Система правил и норм, определяющих права и обязанности работников;
  • Система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;
  • Отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;
  • Прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации;
  • Продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет;
  • Стратегия к пожизненному найму;
  • Четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников;
  • Управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям.

     2.4 Количественная школа управления

     
     Появление данной школы — следствие применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители рассматривают  управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся  на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

     Формализация  ряда управленческих функций, объединение  труда, человека и ЭВМ потребовали  пересмотра структурных элементов  организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились новые элементы внутрифирменного планирования — имитационное моделирование решений, методы анализа  в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений, т.е. количественный подход к  науке управления стал опираться  на экономико-математические методы. В  современных условиях математические методы используются практически на всех направлениях управленческой науки.

     Исследование  управления как процесса привело  к широкому распространению системных  методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте  был связан с применением общей  теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию  как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких, как люди, структура, задачи, технология и ресурсы.

     Главная идея системной теории в том, что  ни одно действие не предпринимается  в изоляции от других. Каждое решение  имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет  избежать ситуаций, когда решение  в одной области превращается в проблему для другой.

     На  базе системного подхода разрабатывались  задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой  оказывается менеджер, может стать  сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы  проанализировать все факторы в  отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

     В 70-е годы появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться  к весьма многообразной внешней  и внутренней среде. Такая система  не является самообеспечивающейся: она  зависит от энергии, информации и  материалов, поступающих извне. Она  имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

     Таким образом, следуя теории систем, можно  предположить, что любая формальная организация должна иметь систему  функционализации (т.е. различные формы  структурного деления); систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих  людей вносить вклад в групповые  действия; систему власти; систему логического принятия решений.

     Концепции всех предшествующих школ и подходов к управлению так и не привели  к выработке универсального метода эффективного управления, который бы в любой ситуации позволял менеджерам принимать эффективные управленческие решения и тем самым существенно  повышать эффективность своей работы, в науке управления возник ситуационный подход — попытка увязать конкретные приемы и концепции более ранних школ с различными ситуациями. Выводы ситуационного подхода состоят  в том, что формы, методы, системы  и стили управления должны существенно  варьироваться, в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное  место должна занимать ситуация —  конкретный набор обстоятельств, которые  сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей  организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Таким образом, пригодность  различных методов управления определяется ситуацией. С точки зрения ситуационного  подхода не существует единого способа  управления, поэтому менеджер должен уметь правильно интерпретировать сложившуюся ситуацию и определить параметры, наиболее существенно влияющие на ее решение.

     Ситуационный  подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся  ситуации и условий внешней среды  организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут  наилучшим образом способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Современный менеджмент

     3.1  Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

     В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества  новых фактов, сведений из различных  областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое  единство.

     Изучение  объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода  в науке — системного подхода.

     Системный подход как общеметодический принцип  используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология — раздел философии, изуч. формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало кот. положил австралийский биолог Л.Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге" Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из кот. можно вывести общесистемные закономерности.

     Определим черты системного подхода:

     1. Системный подход — форма методологического знания, связ. с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

     2. Иерархичность познания, требующая  многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета —  «собственный» ур-нь; изучение этого  же предмета как элемента более  широкой системы — «вышестоящий»  ур-нь; изучение этого предмета  в соотношении с составляющими  данный предмет элементами — «нижестоящий» уровень.

     3. Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

     С учётом сказанного определим понятие  системного подхода:

     Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в кот. выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

     Можно также сказать, что системный  подход — это такое направление  методологии научного познания и  практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной  социально- экономической системы [5].

     Обратимся к истории.

     До  становления в начале XX в. науки  о менеджменте правители, министры, полководцы, строители принимая решения  руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти  лучшие решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог  раздвигать пространственные и временные  рамки ситуации и стихийным образом  осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но тем  не менее до XX в. в управлении господствовал  ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

     Таким образом, ситуативный подход - это  ориентация на ближайший положительный  результат ("а дальше видно будет..."). Мыслится, что "дальше" опять будет  поиск лучшего решения в той  ситуации, которая возникнет. Но решение  в данный момент наилучшее, может  оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней  обнаружатся неучтенные обстоятельства.

     Стремление  отреагировать на каждый новый поворот  или разворот 
(изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

     Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам  неэффективно в принципе. Ситуативный  подход к принятию решений необходим  и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование  прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и  непредсказуемым образом, когда  нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но тем не менее в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.

     Далее рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа):

     1. Целостность, позволяющая рассматривать  одновременно систему как единое  целое и в то же время  как подсистему для вышестоящих  уровней.

     2. Иерархичность строения, т.е. наличие  множества (по крайней мере  двух) элементов, расположенных на  основе подчинения элементов  низшего уровня — элементам  высшего уровня. Реализация этого  принципа хорошо видна на примере  любой конкретной организации.  Как известно, любая организация  представляет собой взаимодействие  двух подсистем: управляющей и  управляемой. Одна подчиняется  другой.

     3. Структуризация, позволяющая анализировать  элементы системы и их взаимосвязи  в рамках конкретной организационной  структуры. Как правило, процесс  функционирования системы обусловлен  не столько свойствами ее отдельных  элементов, сколько свойствами  самой структуры.

     4. Множественность, позволяющая использовать  множество кибернетических, экономических  и математических моделей для  описания отдельных элементов  и системы в целом. 

     3.2 Ситуационный подход в менеджменте

     Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств это скорее способ мышления об организационных проблемах и  их решениях. Ситуационный подход исходит  из того, что, хотя общий процесс  управления одинаков, специфические  приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно  различаться.

     Ситуационный  подход направлен на реализацию возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным  моментом данного направления менеджмента  является ситуация, т.е. конкретный набор  обстоятельств, которые влияют на организацию  в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается  ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость "ситуационного мышления". Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут лучше способствовать достижению целей в конкретной ситуации.

Информация о работе Школы научного управления