Школы научного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения проблемы подходов к управлению в разных школах менеджмента обусловлена тем обстоятельством, что на современном этапе в России активно насаждается зарубежный опыт управления, при этом многие теоретики забывают, что отечественная школа управления имеет давние традиции и положительный опыт, который современным менеджерам следовало бы учитывать в своей практической деятельности. На современном этапе существует острая практическая необходимость обосновать особенности управления в разных (отечественных и зарубежных) школах менеджмента. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Школы научного управления»
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики управления (менеджмента).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эволюция управленческой мысли……………………………………..5
1.1. Развитие менеджмента в России ……………………………………………5
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Исторические периоды развития менеджмента………………………………………………....9
Глава 2. Научные школы менеджмента………………………………………..17
2.1. Школа научного управления……………………………………………….17
2.2. Административная (классическая) школа……………………………..….20
2.3. Школа психологии и человеческих отношений…………………………..23
2.4. Количественная школа управления…………..……………………………28
Глава 3. Современный менеджмент……………………………………………32
3.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы..............32
3.2. Ситуационный подход в менеджменте…………………………………....35
Заключение……………………………………………….………………………39
Список использованных источников………………………….………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.93 Кб (Скачать)

     2.Научные  школы менеджмента 

     2.1. Школа научного управления

     Школу научного управления (1885-1920) чаще всего связывают с работами Фредерика Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда.

     Инженер Тейлор с самого начала своей карьеры  более всего интересовался возможностями  внедрения научных методов организации  труда на производстве. Наблюдая за разгрузкой рабочими угля на сталелитейном  предприятии он заметил, что объем  выработки рабочих зависел от того, насколько форма лопаты соответствовала  особенностям поступающего угля. Он предложил  рабочим пользоваться разными по форме лопатами. Результаты этого - производительность труда рабочих  возросла в несколько раз.

     Поскольку производительность труда возросла, то появилась возможность отбора людей наиболее способных работать с данной производительностью и  увольнения менее способных, а высвобождаемые финансовые средства использовать для  дополнительного материального  поощрения. Наметились контуры новой  системы управления производством  и работы с персоналом, посредством  более пристального внимания со стороны  управляющих к организации труда  подчиненных [1].

     Настоящий взрыв интереса к научному управлению произошел в 1911 году, когда американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор (1856-1915) опубликовал свою книгу "Принципы научного управления”. Тейлора  считают отцом классической теории научного управления. Он обосновал  необходимость научного подхода  к управлению. Тейлор ввел изучение рабочего времени, разбивая действия рабочих  на отдельные движения и замеряя  время выполнения этих движений. Результаты данных исследований затем анализировались  для проектирования более эффективных методов работы. Кроме того, Тейлор разработал тарифную систему оплаты труда рабочих. Им это было сделано для того, чтобы рабочие не беспокоились, что им будут платить меньше, если они выполняют свою работу слишком быстро.

     Все сказанное нашло отражение в  подходе Ф. Тейлора к проблемам  управления людьми, его основным принципам  и методам, получившим общее название как система Тейлора. Сущность предложенной системы основывается на следующих четырех положениях:

     1. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Тейлор отмечает, что на практике руководители обычно не знают, какой объем работы может выполнить рабочий при оптимальных условиях. С другой стороны, рабочие сами смутно представляют себе, что от них, в действительности, ожидается. Достигнуть соответствия между требованиями руководителей и ожиданиями работников можно путем научного исследования элементов трудового процесса. Если работник выполняет научно обоснованный объем работы, он вправе получать и более высокую материальную компенсацию за свой труд.

     2. Отбор и обучение работников. Чтобы убедиться, что работник соответствует по своим профессиональным качествам научно обоснованным нормам необходимо проводить отбор рабочих с помощью разработанных для этого критериев. Тейлор считал, что проведение подобного отбора позволит работникам стать первоклассными в определенном виде работ и, таким образом, повышать собственные доходы, не сокращая при этом доходы других.

     3. Сочетание знания о трудовой деятельности с возросшими трудовыми возможностями отобранных работников. Процесс взаимодействия между руководителем и подчиненным ему работником, который руководствуется научными методами управления, Тейлор рассматривал как своеобразную "революцию в умах", новое видение контекста трудовой деятельности. Двум сторонам, участвующим в трудовом процессе, необходимо сосредоточить свое внимание на увеличении общих размеров производства.

     4. Специализация видов трудовой и организационной деятельности в форме распределения ответственности между руководителями и работниками. В организации должно быть строгое распределение персональной ответственности. Руководители обязаны давать работникам научно обоснованное трудовое задание и осуществлять непрерывный контроль за его выполнением. Работники обязаны выполнять порученное задание, используя только научно обоснованные методы работы. В подобной системе распределения ответственности невыполнение трудового задания исключается. Для случаев его перевыполнения предусмотрено дополнительное материальное вознаграждение. При правильности распределения ответственности между руководителем и работником возможности трудового конфликта полностью исключаются [7].

     Основные  положения системы Тейлора позволили  сформулировать ряд общих принципов организации труда. Они включают в себя: (1) изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и действий; (2) отбор и обучение людей рациональным приемам труда с целью выбора эталонного работника; (3) определение трудового задания с целью разработки предложений по экономическому стимулированию работников.

     Анализ  концепции "научного управления" позволяет сформулировать следующие положения: (1) управление людьми признано наукой, самостоятельной областью исследования; (2) важнейшая задача этой науки повышение эффективности труда в сфере производства; (3) работа по управлению людьми требует особых качеств от человека - умения думать и брать на себя ответственность за организацию труда подчиненных.

     Основной  недостаток системы Тейлора в том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным побуждающим к труду стимулом являются денежное вознаграждение. (Не учитывает соц. и психологические ф-ры)

     Сам Тейлор считал свою систему законченной  и единственно возможной. Однако развивающиеся подходы к изучению деловых отношений уже к 30 годам  ХХ столетия стали опровергать ее принципы. 

     2.2Административная (классическая) школа

     
     Классическая, или административная школа в управлении (1920-1950 г.г.). Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

     Тейлор  и Гилбрет начинали свою карьеру  простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями  школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей  высшего звена управления в большом  бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы  и которого иногда называют отцом  менеджмента, руководил большой  французской компанией по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом  по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно  с А.К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал  Моторс». Следовательно, их главной  заботой была эффективность в  более широком смысле слова - применительно  к работе всей организации.

     Целью классической школы было создание универсальных  принципов управления. При этом она  исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию  к успеху.

     Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией - разделения ее на подразделения или рабочие группы в соответствии с функциями бизнеса (финансы, производство и маркетинг). С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Главный вклад Анри Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

     Принципы  управления Анри Файоля:

     Разделение  труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда  является выполнение работы, большей  по объему и лучшей по качеству, при  тех же усилиях. Это достигается  за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

     Полномочия  и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность  есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает  ответственность [6].

     Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание в  уважение к достигнутым соглашениям  между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму  и работников, из которых возникают  дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач  руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо  применяемые санкции.

     Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

     Единство  направления. Каждая группа, действующая  в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь  одного руководителя.

     Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

     Вознаграждение  персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

     Централизация. Как и разделение труда, централизация  является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень  централизации будет варьироваться  в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит  лучшие возможные результаты.

     Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд  лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое  высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической  системы без определенной необходимости  в этом, но было бы еще большей  ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам  бизнеса

     Порядок. Место - для всего и все на своем  месте.

     Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты  и правосудия.

     Стабильность  рабочего места для персонала. Высокая  текучесть кадров снижает эффективность  организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый  менеджер, который быстро уходит и  не держится за свое место.

     Инициатива. Инициатива означает разработку плана  и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

     Корпоративный дух. Союз — это сила. А она  является результатом гармонии персонала.

     Представители классической школы менеджмента :

     Г. Эмерсон (1853-1931): исследования штабного принципа в управлении 12 принципов  производительности: отчетливо поставленные цели; здравый смысл (организация  производства не менее важна, чем  техника); компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение  к персоналу; эффективный учет; диспетчирование; нормы и стандарты; нормализация условий труда; нормирование операций; письменные, стандартные инструкции; вознаграждение за производительность.

     А. Файоль (1841-1925): классификация менеджмента  по его функциональным признакам (функциям управления) – планирование, организация, распоряжение, координация и контроль.

     М. Вебер (1864-1920): теория идеального типа административной организации – «бюрократия».

     Л. Урвик: главное внимание им было уделено  разработке принципов построения формальной  организации.

     

      2.3. Школа психологии  и человеческих  отношений (1930 –  1950гг.)

     «Школа  научного управления и классическая школа появились на свет, когда  психология находилась ещё в зачаточном состоянии. Многие в начале 20 века серьезно ставили под сомнение тогда новую  фрэйдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование  и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой»[4].

     Перенос центра тяжести в управлении с  задач на человека является основной отличительной характеристикой  школы человеческих отношений, зародившейся в современном менеджменте в 20-30-е  гг. Создателем этой школы является Элтон Мэйо (1880-1949гг.). Основные разработки, касающиеся данной концепции, он сделал, будучи профессором Школы бизнеса  Гарвардского университета. Принципиальным этапом в разработке этой концепции  явилось участие Мэйо в проведении так называемого Хоуторнского эксперимента. Данное исследование проводилось в  течение нескольких лет в 20-30-х  гг. в «Вестерн Электрик Компани». Принято  считать, что это было самое крупное  эмпирическое исследование из всех исследований, когда-либо проводившихся в области  менеджмента.

       В начале эксперимента группой  инженеров-исследователей была поставлена  задача определения влияния на  производительность труда рабочих  освещенности, продолжительности перерывов  и ряда других формирующих  условия труда факторов. Была  отобрана группа из шести рабочих,  которые были помещены для  наблюдения в специальное помещение  и над которыми производились  различные эксперименты. Результаты  экспериментов оказались поразительными  и неподдающимися объяснению  с точки зрения научного управления. Оказалось, что производительность  труда сохранялась выше средней  и почти не зависела от изменений  освещенности и других исследуемых  факторов. Участвовавшие в проведении  исследования ученые во главе  с Мэйо пришли к выводу, что  высокая производительность объясняется особыми отношениями между людьми, их совместной работой. Данное исследование также показало, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами. Эти выводы были в корне отличными от положений научного менеджмента, т.к. центр внимания переносился от задач, операций или функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека, который рассматривался уже не как машина, а как социальное существо. В отличие от Тейлора Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Наоборот, он утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.

     Перенос центра тяжести в управлении с  задач на человека породил развитие различных  бихевиористских теорий менеджмента, развивающих или дополняющих идеи школы социальных систем. Преподаватель Северо-Западного университета, расположенного в Чикаго, Вальтер Дилл Скотт (1869-1955гг.) выступал за то, что менеджеры должны смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включая их в группы.

     Известный теоретик  менеджмента Мари Паркер Фоллет (1868-1933гг.) считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть. Её трактовка менеджмента как «искусства добиваться результатов посредством действий других» во главу угла ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими. Фоллет считала, что менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления.

     Огромный  вклад в развитие бихевиористского направления в управлении внес Абрахам  Маслоу (1908-1970гг.), разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В соответствии с учением Маслоу человек имеет сложную структуру  иерархически расположенных потребностей, и управление в соответствии с  этим должно вестись на основе выявления  потребностей рабочего и использования  соответствующих методов мотивирования.

     «Конкретное противопоставление научного управления и бихевиористских концепций  в виде их теоретического обобщения  нашло отражение в теории «Х»  и теории «Y», разработанной Дугласом МакГрегором (1906-1964гг.). В соответствии с этой теорией существуют два  типа управления, отражающих два типа взглядов на работников»[5]. Для организации типа «Х» характерны следующие предпосылки:

  • Обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы;
  • По причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять необходимые действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;
  • Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.

Информация о работе Школы научного управления