Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:31, курсовая работа
Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. Большое внимание уделяется в настоящее время именно вопросам управления. Управление, в широком понимании этого термина, - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
Введение……………………………………………………………………...……1
1. Теоретические основы изучения роли руководителя и его влияния на эффективность деятельности организации.
1.1 Определение понятия «руководство»…………………………....…...3
1.2 Стили руководства…………………………………………………….7
1.3 Методы управления……………………………………………..….…10
1.4. Характеристики руководителя…………………………………...….22
2. Исследование стиля управления в лицее «Буревестник».
2.1 Анализ роли руководителя в лицее «Буревестник»………………...26
Заключение ………………………………………………………………………29
Список использованной литературы …………………………….…………….31
Три следующие черты эффективного руководителя - эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и креативность. В отношении эмоциональной стабильности надо отметить, что она важна для обеспечения надежной индивидуальной деятельности руководителя. В психологии описан механизм возникновения отраженных состояний, когда состояние, развивающееся у одного из членов группы, в особенности - у ее лидера, индуцируется на других членов группы - как осознанно, так и неосознанно. Следовательно, и негативные состояния, возникающие у руководителя в связи с его низкой эмоциональной стабильностью, могут многократно отражаться в состояниях подчиненных. Они при этом также многократно усиливаются. Тем самым возникают предпосылки для снижения эффективности всей совместной деятельности группы.
Стремления к достижениям и предприимчивость тесно взаимосвязаны и находятся в причинно-следственных отношениях. Будучи причиной и фактором предприимчивости, стремление к достижениям базируются на одной из фундаментальных потребностей - мотивации достижения.
Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Надежность в значительной мере тождественна умению «держать слово», добиваться таких результатов деятельности и так строить ее, что бы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Без этого, разумеется, управленческая деятельность
24
невозможна, а отношение к руководителю, даже если оно было исходно позитивным, быстро меняет свой знак - как со стороны подчиненных, так и со стороны других руководителей. Наряду с этим существуют большие индивидуальные различия в мере принятия ответственности. Более распространена субъективная тенденция к уходу от ответственности. Однако в ряде случаев ответственность может восприниматься и как субъективно предпочитаемое явление, и тогда говорят о своеобразной потребности в ответственности.
Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное «давление сверху» - со стороны вышестоящих инстанций. Если он не обладает достаточно устойчивыми внутренними ресурсами, способными противостоять этим «верховым» и «низовым» давлениям, то управление приобретает черты хаотичности, а стиль управления трансформируется в попустительский. -6
Рассмотренные
качества и характеристики, являясь
безусловно важными для обеспечения
эффективности управленческой деятельности,
в то же время не исчерпывают собой
всего перечня качеств и
6- Кнорринг В. И. «Теория, практика и искусство управления», 2001
25
2. Исследование стиля управления в лицее «Буревестник».
2.1 Анализ роли руководителя в лицее «Буревестник».
Роль руководителя в организации хотелось бы рассмотреть на примере лицея-интерната «Буревестник». Лицей «Буревестник» был образован в июле 1999 года постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода с целью создания максимально благоприятных условий для развития творческого потенциала учащихся в первую очередь из социально незащищенных слоев населения. Также лицей ориентирован на одарённых детей, желающих получить хорошие знания и повышенную подготовку по интересующим предметам. С момента основания лицея была налажена тесная связь нижегородским государственным университетом имени Лобачевского. Между ННГУ и лицеем «Буревестник» существует договор о научно - техническом сотрудничестве. В рамках договора составлен план совместной работы. Кроме преподавателей лицея, занятия с учащимися ведут сотрудники профессорско - преподавательского состава университета. Налажена тесная связь с институтами и кафедрами университета. Ежегодно, в рамках проф ориентационной работы, на базе лицея проходят встречи директоров институтов с лицеистами. За время своего существования лицей успешно справлялся со своей задачей, поднимая образовательную подготовку каждого слушателя до уровня, необходимого для успешного поступления в вуз. В настоящее время лицей является одной из крупнейших структур довузовской подготовки в стране. В лицее ведётся подготовка учащихся 9, 10, 11 классов. Образовательный процесс осуществляется по четырём направлениям:
· математическое (математика, физика, информатика)
· естественно - научное (физика, биология, математика)
· языковое (два иностранных языка, литература, история)
· гуманитарное (литература, история, право, экономика)
26
В лицее работают 26 педагогов, большинство из которых имеет высшую и первую квалификационную категорию. Развернута социально-психологическая служба. Лицей работает в режиме интерната, где ребята проживают в течение шестидневной рабочей недели. На выходные учащиеся уезжают домой. В лицее обеспечивается пятиразовое питание, существует чёткий распорядок дня, который помогает оптимально распределить время.
На территории «Буревестника» разместились два жилых корпуса, здание школы, административный корпус с тренажерным залом, стадион. В отдельном здании - столовая, актовый зал, кафе.
Обратимся же непосредственно к роли руководителя в данной организации. С момента образования лицеем руководил Вознесенский Борис Аркадьевич. В прошлом доктор филологических наук, профессор Екатеринбургского Педагогического Института. Борис Аркадьевич обладает высоким профессиональным и культурно-образовательный уровнем. Доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, независимость, общительность позволяют ему успешно справляться с его должностью. Возглавив данное учреждение, Борис Аркадьевич сумел создать мощную команду в лице педагогов и общественных деятелей. Грамотно распределив обязанности и обозначив пути управления лицеем, Вознесенский приобрел авторитет среди подчинённых. Руководитель децентрализовал свою управленческую власть, консультировался с подчиненными при выборе решений, что способствовало двустороннему обмену мнениями для достижения взаимопонимания. Передавая сотрудникам имеющуюся информацию, он часто делегирует подчиненным свои полномочия. Руководитель всячески поощряет инициативу, поэтому подчиненные заинтересованно воспринимают новые задания и принимают участие в их реализации. Интеллект, культура, уровень профессиональной подготовки, нравственные ценности руководителя,
27
умение внимательно
относиться к подчиненным обеспечивают
возможность вести за собой коллектив,
создавать атмосферу
для подражания. Также отмечают, что руководитель всегда интересуется личными делами работников, старается помочь в сложной, спорной ситуации, если у него есть такая возможность; способен войти в положение человека. Обладает способностью создавать атмосферу доверия и доброжелательности людей друг к другу. Всегда ответственно подходит к работе и соответственно требует того же от работников. C удовольствием делится своими идеями, мыслями по поводу организации учебного процесса и организации развлекательных мероприятий, с вниманием выслушивает предложения коллектива и учеников.
28
Заключение
Управление, является до некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными знаниями. Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами.
Современный
подход к организации представляет
собой сбалансированное сочетание
человеческих ценностей, организационных
изменений и непрерывных
Для
того чтобы заинтересовать человека
не просто в выполнении своей работы,
но в максимальном напряжении сил, в
наибольшей отдаче, нужно использовать
структуру потребностей людей, которые
удовлетворяют внешним и
29
работающих по различным аспектам их жизни.
Искусство управления заключается в способности выбрать из множества важных и неотложных задач те, которые обладают принципиальной приоритетностью, и сконцентрировать внимание именно на них.
В заключении хочется добавить, что талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для подражания среди подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более высоких начальников. Оригинальные методы управления, нормы поведения трудно передать путем бесед и нравоучений, они более эффективно передаются путем поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно во время производственных контактов
30
Список использованной литературы
4. Кнорринг В. И. «Теория, практика и искусство управления», 2001
5. Максимцов М.М., Коморов М.А. «Менеджмент»,2007
6. Мескон, Альберт, Хедоури «Основы менеджмента»,2009
7. Парыгина. «Управление как наука управления людьми»,2008
31