Понятие организации, ее типы и модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.

Оглавление

Введение

I. Понятие организации

1.1. Организация. Основные понятия

1.2. Менеджмент и внешнее окружение организации

1.3. Миссия организации: сущность, содержание

II. Типы организаций.

2.1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой

2.2. Типы организаций по взаимодействию подразделений

2.3. Типы организаций по взаимодействию с человеком

2.4. Новое в типах организаций

III. Модели организации

3.1 Бюрократическая модель

3.2 Неоклассическая модель

3.3 Профессиональная модель

3.4 Модель принятия решений

Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 123.50 Кб (Скачать)
"DISC">
  • необходимо  увеличение ответственности членов организации, а не внешний контроль за результатами их работы.
  •  

       Подход  к организации с позиции человеческих отношений выдвинул на первый план концепцию организации как единой системы, охватывающей отдельные личности и неформальные группы и учитывающей отношения внутри группы и формальные взаимосвязи между членами организации. В сущности, эта школа вернула человеку то место в организации, которое традиционная школа так старательно пыталась у него отнять. 
     
     
     
     
     
     

    2.3 Профессиональная  модель 
     

         Профессиональная  модель организации - это профессиональная организация, которая характеризуются не только целями, которая она преследует, но и высоким процентом специалистов в составе аппарата (не меньше 50%), а также таким распределением власти между специалистами и неспециалистами, при котором специалисты обладают высшей властью в вопросах, касающихся главной цели деятельности организации. К организациям такого типа относятся институты и университеты, исследовательские организации и крупные лечебные учреждения.

         Модель  такой организации должна характеризоваться  тем, как часто организация встречается  с обычными и необычными обстоятельствами, или с работами, требующими либо высокой квалификации, либо только применения обычных знаний.

         Такая профессиональная модель во многих отношениях отличается от традиционной.

         Традиционная  модель предполагает, что имеется  один главный источник власти (линейная организация), который является основой для окончательных решений и контроля. В профессиональных организациях контроль осуществляется с помощью профессиональных норм и взаимодействия между коллегами по работе. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.4 Модель принятия  решений 
     

         В модели принятия решений рассматривают процесс принятия решений как основу для создания еще более общей теории организации. Главная идея выражена следующим образом: “Основные особенности структуры и деятельности организации определяются характерными особенностями процесса решения проблем человеком и процесса разумного выбора. Мыслительные способности человека ограничены по сравнению со сложностью проблем, стоящих перед отдельной личностью и организацией. Поэтому для рационального поведения необходимо создавать упрощенные модели, которые воплотят в себе главные черты проблемы без всей ее сложности”.

         Была  развита стройная теория поведения предпринимательских организаций, обратившая особое внимание на процесс принятия решений в организации. Она исходила из того, что “для понимания современных процессов принятия решений по экономическим вопросам необходимо кроме изучения проблем рынка исследовать внутреннюю деятельность фирмы - изучать воздействие организационной структуры и традиционной практики на разработку целей фирмы, на оценку перспектив ее развития и на осуществление выбора вариантов действий”. 

         Эта теория делится на четыре основные части: 

         - теория организационных целей  должна рассматривать процессы  возникновения целей в организации, как они изменяются со временем и как организация следит за ними;

         - теория перспектив организации  анализирует, каким образом и  когда организация осуществляет  поиск требуемой ей информации  или новых альтернатив действия  и как протекает процесс обработки информации внутри самой организации;

         - теория организационного выбора  альтернатив действий должна  характеризовать процесс, с помощью  которого определяются возможные  для организации альтернативы  и среди них осуществляется  выбор;

         - теория организационного контроля точно определяет расхождения между вариантом, принятым к исполнению, и теми решениями, которые реально выполняются. 

         В целом эта теория рассматривает  организацию как адаптивную систему, которая состоит из ряда групп  с различными интересами, объединенных в широкую коалицию. Эта система создает соответствующие организационные механизмы, чтобы избежать неопределенности, осуществляет исследование проблем, обучается на основе своего же опыта и ищет скорее удовлетворительные (рациональные), а не оптимальные решения.  

    Заключение 
     

         Организация представляет собой сознательно  координируемое  социальное образование   с   определенными   границами,   которое   функционирует    на относительно постоянной основе для  достижения  общей  цели  или  целей. 

         В качестве организации могут выступать предприятия, учреждения, а также объединение нескольких организации. Организации, как правило, имеют правовой статус юридического лица. Любая организация предполагает определенное расположение ее на территории и в рамках отведенного для нее там места, конкретную структуру – составные части и их взаимодействие (иерархию, взаимосвязь), а также разделение между этими частями предусмотренных для них обязанностей – функций.

         Целью организации является получение  прибыли (для коммерческих организаций) и выполнение своего уставного предназначения (для некоммерческих организаций). Задачи организации характеризуют шаги, ведущие к достижению этой цели.

         Деятельность  организации предусматривает использование  различных ресурсов: природных, капитала, трудовых, управленческих.

         Применение  термина «механистический» к  организации используется для того, чтобы показать, что система спроектирована наподобие машинного механизма, предназначенного для производительных операций. Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации.

         Органический  подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

         Традиционная  организация является комбинацией  линейной и функциональной департаментизации  в проектировании организации. Линейно-функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей «организационной» реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.).

         Матричная схема требует перехода к органическому  подходу, обеспечивающему большие  возможности: при проектировании горизонтальных, неформальных и косвенных связей, являющиеся в значительной степени  атрибутами матричной организации.

         Корпорации  как социальный тип организации  представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью  руководства, противопоставляющие  себя другим социальным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов.

         Противоположным корпоративному является индивидуалистский  тип организации. Это тоже объединение  людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация  представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях — это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива.

         Точность, скорость, отсутствие неопределенности, четкое делопроизводство, непрерывность, благоразумие, единство, строгая субординация, уменьшение трений между членами организаций и сокращение затрат труда и материалов - все это доведено до совершенства в чисто бюрократической организации, и особенно в той форме, где строго проводится единоначалие”.

         Неоклассическая модель - это модель поведения организации, построения с учетом возможностей человека. Подход к организации с позиции  человеческих отношений выдвинул на первый план концепцию организации  как единой системы, охватывающей отдельные личности и неформальные группы и учитывающей отношения внутри группы и формальные взаимосвязи между членами организации.

         Профессиональная  модель организации - это профессиональная организация, которая характеризуются  не только целями, которая она преследует, но и высоким процентом специалистов в составе аппарата (не меньше 50%), а также таким распределением власти между специалистами и неспециалистами, при котором специалисты обладают высшей властью в вопросах, касающихся главной цели деятельности организации.

         Была  развита стройная теория поведения  предпринимательских организаций, обратившая особое внимание на процесс  принятия решений в организации. Она исходила из того, что “для понимания  современных процессов принятия решений по экономическим вопросам необходимо кроме изучения проблем рынка исследовать внутреннюю деятельность фирмы - изучать воздействие организационной структуры и традиционной практики на разработку целей фирмы, на оценку перспектив ее развития и на осуществление выбора вариантов действий”. 
     
     
     
     
     
     

    Список  используемой литературы 
     
     

    1. Герчикова  И. Н. Менеджмент. Учебник, Третье  издание. - М.: ЮНИТИ, 2002.

    2. Казначевская  Г.Б. Менеджмент: Уч. пос. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

    3. Мескон М.Х. и др.Основы менеджмента: Уч. – М.: Дело, 2004

    4. Основы менеджмента: Уч. – М: Триада, Лтд, 2000.

    Информация о работе Понятие организации, ее типы и модели