Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:36, контрольная работа
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.
Введение
I. Понятие организации
1.1. Организация. Основные понятия
1.2. Менеджмент и внешнее окружение организации
1.3. Миссия организации: сущность, содержание
II. Типы организаций.
2.1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
2.2. Типы организаций по взаимодействию подразделений
2.3. Типы организаций по взаимодействию с человеком
2.4. Новое в типах организаций
III. Модели организации
3.1 Бюрократическая модель
3.2 Неоклассическая модель
3.3 Профессиональная модель
3.4 Модель принятия решений
Заключение
В
целом, линейно-функциональные схемы
структур производительных организаций
в сочетании с развитием «
Дивизиональная организация. Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Поэтому данная схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать страновые отделения. Дивизиональная схема также широко используется в построении государственного аппарата и общественных организаций.
В
целом, дивизиональная схема в построении
организации позволяет
Вместе
с тем необходимо помнить, что
внутри производственных отделений
наблюдается тенденция к «
Матричная организация. В известной мере недостатки дивизиональной схемы удалось на практике разрешить с переходом к организациям, построенным с включением элементов матричной схемы: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы. Матричная схема требует перехода к органическому подходу, обеспечивающему большие возможности: при проектировании горизонтальных, неформальных и косвенных связей, являющиеся в значительной степени атрибутами матричной организации.
Чтобы решать масштабные и сложные задачи по интеграции различных видов деятельности в организации, необходимо было создать большее число коммуникационных каналов и центров принятия решений. Для этого применялись разные координационные элементы: специальные координаторы, целевые и комплексные коллективы, автономные группы, руководители по продукту или по проекту, планирование карьеры, информационные сети, внутрифирменное предпринимательство и т.п. Матричные организационные структуры отличаются сложностью в их реализации. Однако они в гораздо большей степени, чем ранее применявшаяся схема, отвечают происходящим в обществе изменениям.
При организации групповой работы важно учитывать следующее. Во-первых, необходимо четко определиться в отношении сферы деятельности в организации, на которую будут распространяться права и ответственность группы. Так как группе обычно дается право планировать и реализовывать свои действия, это существенно уменьшает возможность вмешательства в ее деятельность функциональных или линейных руководителей. Кроме того, такой подход позволяет обогатить работу группы и мотивирует работников. Во-вторых, групповая работа реализует себя наилучшим образом тогда, когда группа формируется под задачи, «пересекающие» линии функционального и линейного руководства.
Общеорганизационное
планирование должно быть нацелено на
минимизацию неопределенности в
деятельности матричных ячеек. Этому
способствует то, что проектная часть
матричной организации используется для
установления целей, формирования планов
и бюджетов проектов, а функциональная
часть обеспечивает эти элементы организации
проекта необходимыми ресурсами. То есть
то, что должно быть сделано в рамках проекта
и как это должно выполняться, может быть
четко разделено между указанными частями
матричной организации.
3.
Типы организаций
по взаимодействию
с человеком
Различие между организациями порождается характером взаимодействия между индивидом и организацией в целом. Основой данного различия является разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. Ниже приводятся основные характеристики двух типов организаций: организации корпоративного и индивидуалистского типов.
Корпоративная организация. В данном контексте корпоративная организация, или, проще, — корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов.
Благодаря
объединению ресурсов, и в первую
очередь людских, корпорация как
форма организации совместной деятельности
людей предоставляет и
Помимо объединения ресурсов, важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия, и главным образом, монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции.
Принятие решения в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства. Борьба меньшинства за свое мнение нередко заканчивается его уходом из организации. Стремление завоевать поддержку большинства вынуждает руководителя к популистским действиям.
В
корпоративной организации
Корпоративной
организации соответствует
В корпоративных структурах доминирует лояльность по отношению к организации, приветствуются послушание и исполнительность, рождающие в конечном счете безответственность.
Индивидуалистская организация. Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях — это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива.
Монополия
в индивидуалистской
Вместо властной иерархии в индивидуалистской организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов. Так, описанные выше процедуры управления по целям и участия в управлении являются эффективными способами сочетания интересов членов организации.
Дефицит или ограничение возможностей членов организации в их деятельности заменяется в данном случае созданием условий для свободного поиска возможностей и их наиболее полного использования. Создание систем открытой коммуникации в организациях и развитие внутрихозяйственного коммерческого расчета позволяют расширить этот поиск.
Принятие решений в индивидуалистской организации строится по принципу меньшинства или права вето. То есть решение не принимается, если против него выступает меньшая часть членов или хотя бы один член организации. Естественно, что применение на практике такого подхода требует наличия в организации соответствующей культуры. Принцип меньшинства помогает устранить популизм в действиях руководства, помогает ему выработать умения слушать и убеждать других. Политиканство заменяется деловитостью и профессионализмом.
От
того, какого типа организации распространены
в экономике — корпоративные
или индивидуалистские, зависит
во многом степень ее развитости и
возможности гибко и быстро изменяться
в соответствии с требованиями времени.
Для организации в условиях современного
развитого рыночного хозяйства также
важно то, насколько в ней представлены
элементы индивидуалистской структуры
и культуры. В конечном счете это определяет
конкурентоспособность организации в
условиях информационного общества.
III.
Модели организации
3.1
Бюрократическая
модель
Точность, скорость, отсутствие неопределенности, четкое делопроизводство, непрерывность, благоразумие, единство, строгая субординация, уменьшение трений между членами организаций и сокращение затрат труда и материалов - все это доведено до совершенства в чисто бюрократической организации, и особенно в той форме, где строго проводится единоначалие”.
По мнению Вебера, другим преимуществом бюрократической организации является ее универсальность. Он считал, что такая организационная форма способствует увеличению эффективности самых разнообразных организаций - как промышленных предприятий, так и правительственных учреждений, воинских подразделений и профессиональных объединений. По Веберу, основными чертами “идеальной” бюрократической организации являются:
1)
разделение труда на основе
функциональной специализации;
2)
четкая иерархия власти;
3)
система правил, определяющих права
и обязанности каждого члена
организации;
4)
система процедур, определяющих
порядок действия во всех
5)
игнорирование личных качеств
во взаимоотношениях между
6)
отбор и выдвижение работников
по их квалификации.
Он
укрепил модель своего бюрократического
механизма с помощью введения
особой установленной власти общества,
т.е. какой-то силы, которая узаконена
обществом и “заставляет
Предложенная
Вебером бюрократическая модель имеет
много общего с рассмотренными ранее традиционными
принципами организации. Такая механистичность
и обезличенность организации резко противоречат
концепциям, развитым впоследствии.
2.2
Неоклассическая
модель
Неоклассическая модель - это модель поведения организации, построения с учетом возможностей человека. Этот взгляд на организацию получил широкую известность. Основное внимание здесь уделялось уже не рациональной модели традиционной теории организации, а модели, которая рассматривала человека таким, каков он есть. Эта модель не исключает рассмотренные раньше структурные аспекты организации, но изменила те принципы, которые относятся к человеческим ресурсам и отношениям, возникающим в неформальных группах внутри организации.
Основные
отличия теории, учитывающей человеческие
взаимоотношения, от традиционной теории
организации сводятся к следующему: