Организационное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Любая организация всегда испытывает давление внешней среды. Оно может быть постоянным (например, со стороны бюрократических организаций) либо изменчивым и неопределенным, когда организации необходимо реализовать товар или услуги потребителям. Неопределенность усиливается из-за того, что свои требования к продукции организации постоянно меняют, особенно в условиях жестокой конкуренции.

Файлы: 1 файл

Курсовик по организационному поведению.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

• деловая направленность: активность, настойчивость и целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма;

• ясная Я-концепция, реалистическое восприятие своих способностей и возможностей, высокое (адекватное) самоуважение.

В последнее  время в социально-психологических  исследованиях особое внимание уделяется тендерным аспектам построения карьеры. По американским данным, в среднем менеджменте (в должностях со средним доходом) женщины занимают более половины мест, одна треть новых миллионеров - это женщины.

 

2. Формирование карьеры

 

Карьера — это  больше, чем просто работа или последовательность мест работы, которые занимает человек. Карьера — это индивидуально воспринимаемая последовательность отношений и образов поведения, связанных с познаниями в сфере выполняемой работы, а также видов деятельности в течение жизни человека.

Жизнь человека с момента его рождения и до последних дней неразрывно связана с двумя понятиями, очень важными для любого из нас. Это — «карьера» и «стресс». Преодолевая жизненные невзгоды, продвигаясь по служебной лестнице, воспитывая детей и т.д., человек постоянно подвергается стрессу, находясь при этом на определенном этапе своей карьеры. Поэтому карьера и стресс неразрывно связаны между собой. В процессе своего развития карьера требует от человека постоянного преодолевания препятствий, изменения образа поведения и отношений с окружающими, нередко являясь основным источником стресса.

 

3. Успех карьеры

 

В известной степени судить об успехе карьеры человека обычно можно по достигнутому положению в организации, заработной плате или получаемому доходу, либо по трудовому стажу. Однако специалисты считают, что это слишком простое понимание карьеры. Успех карьеры оценивается по нескольким параметрам: ход развития карьеры, позиции карьеры, отождествление с карьерой и приспособляемость карьеры.

 

О ходе развития карьеры можно судить по уровню объективного успеха и уровню психологического успеха. Объективный успех обычно отражается в заработной плате, завоеванной репутации, в достигнутом должностном положении в организации. Например, человек, который зарабатывает 175 000 рублей в год, является более удачливым, чем человек, который получает 50 000 рублей. Директор фирмы достиг большего карьерного успеха, чем начальник отдела сбыта.

Объективный успех  карьеры может также достигаться  и теми людьми, которые работают вне организации. Артисты, например, могут стать известными, работая  индивидуально. Успех может быть измерен по той репутации, которую имеет человек. Для некоторых людей необходимость быть признанным в какой-либо сфере деятельности может быть более важным индикатором успеха карьеры, чем деньги.

Достижение  объективного успеха зависит от того, насколько хорошо человек выполняет свою работу, и меры, по которой оцениваются результаты работы.

Второй критерий хода развития карьеры — психологический успех, который связан с самоуважением человека. Самоуважение тесно связано с самооценкой человека, определяющей его ценность для самого себя. Психологический успех может сопутствовать объективному успеху, а может вступать с ним в противоречие.

Объективный успех, важный в начале карьеры, может впоследствии стать второстепенным в жизни человека. Это случается после того, как человек достиг некоторого уровня экономической стабильности, достаточной для того, чтобы быть уверенным в том, что его потребности и потребности членов его семьи будут удовлетворены. Психологический успех объясняет тот факт, почему некоторые люди, которые достаточно активно продвигались на пути достижения объективного успеха, а затем замедлили данный процесс, бывают вполне счастливы в своей жизни.

Позиции карьеры — это специфичные индивидуальные факторы, которые связаны с работой человека. К позициям карьеры относятся место работы, уровень достижений, степень взаимосвязи между работой и другими аспектами жизни человека и т.п. Позиции карьеры начинают формироваться еще на ранних этапах жизни человека, задолго до того, как он начнет работать, и продолжают формироваться в течение всей его жизни.

Индивидуальное отождествление (тождественность) — это уникальный процесс, посредством которого человек оценивает свое место в обществе. Характер работы, положение в организации оказывают влияние на процесс отождествления.

Отождествление  с карьерой не обязательно связано  с работой. Этот процесс может  проявляться в семье, общественных взаимоотношениях или других сферах человеческой жизни (рис. 6.1). Женщина, которая удачно вышла замуж, воспитала детей, рассматривает свою карьеру именно в сфере семейных отношений.

Значимость  и важность элементов представленной на рис. 1 тождественности могут изменяться с течением времени. Например, на ранних этапах карьеры отождествление с работой более важно, чем семья, но позже акцент может сместиться. Точно так же значимость элементов тождественности для разных людей на одном и том же этапе карьеры может быть неодинаковой. Одни видят свое призвание в семье, другие — в работе, третьи — в общественной деятельности.

 

Рис. 1. Различные  сферы карьеры женщины

 

Приспособляемость карьеры (адаптируемость) — это готовность и способность человека изменить род занятий и/или рабочую обстановку для того, чтобы утвердить собственные стандарты развития карьеры. Уровень приспособляемости карьеры имеет очень важное значение для менеджеров, специалистов, всех, кто стремится к продвижению по служебной лестнице.

Приспособляемость карьеры имеет значение и для  тех, кто не заинтересован в продвижении, однако стремится сохранить свое положение в организации.

 

4. Этапы (стадии) карьеры

 

Большую значимость имеет понятие стадий карьеры. Они определяются как периоды, отмеченные различными задачами развития и карьерными интересами. Возникновение и смена этих периодов связаны с понятием "плато" карьеры, которое может быть двух видов: организационное - личность имеет потенциал, но достижение более высоких позиций в организации невозможно в силу объективных причин, личностное - отражает нехватку потенциала или желания работать на более высоком уровне.

Существуют  четыре основных этапа карьеры, которые  приблизительно соответствуют стадиям жизненного цикла человека:

•  этап изучения (0—20 лет);

•  этап начальных  шагов (17—30 лет);

•  этап становления (30—45 лет);

•  поздние  шаги карьеры (после 45 лет).

Этап изучения. Этот этап начинается с момента рождения и продолжается до 20 с небольшим лет. В течение этого периода времени формируются жизненные ценности, позиции и убеждения, которые остаются важным элементом всей жизни. К концу данного периода человек как правило, начинает отдаляться от семьи и друзей детства, а также делает шаги по обеспечению своей независимости. Сделан предварительный организационный выбор и выбор карьеры. И при этом человек обычно производит выбор какого-либо вида обучения. Кто-то выбирает высшее учебное заведение, некоторые поступают на военную службу, другие идут получать профессионально-техническое образование или занимают рабочие места, не требующие специальной подготовки.

Между 17 и 22 годами жизни человек вступает в переходный период. Переходные периоды перекрывают конец одного этапа карьеры и начало другого. Переходные периоды — это, как правило, повторяющиеся времена кризиса, глубокого внутреннего конфликта. В течение этих периодов работа, семья, а также другие элементы жизни человека подвергаются существенным изменениям.

Этап начальных шагов. Основные задачи в период начальных шагов (с 17до 33 лет) заключаются в том, чтобы определить свои стремления, цели и замыслы, начать формирование представления о профессии и определить свой круг общения. Потребность человека в стабильности и хороших отношениях с другими людьми становится на этом этапе преобладающей.

Критический переходный период назревает примерно в возрасте 30 лет, когда человек задается вопросом, правильным ли был его выбор, всего ли он достиг. На этом этапе люди могут менять место работы или по-новому взглянуть на свое призвание в жизни.

Этап становления. Начиная с 30-летнего возраста и вплоть до 45 лет человек активно делает карьеру. При этом он стремится упрочить свое положение в обществе и добиться улучшения в различных сферах своей жизни. Эти задачи определяют потребность человека в независимости и одобрении тех людей, которых он любит и уважает.

В течение этапа  становления некоторые люди могут замедлить свое продвижение по служебной лестнице, другие — продолжат продвижение прежними темпами, начнут опережать своих сверстников и займут более ответственные посты. Окружающие будут считать их слишком «агрессивными».

К концу данного этапа человек становится полноправным, авторитетным членом организации.

Между 35 и 45 годами возникает еще один критический переходный период, который перекрывает границу этапа становления и этапа поздних шагов карьеры. Это кризис «середины жизни» или «середины карьеры», в течение которого жизнь человека, еще недавно стабильная, вновь вступает в период серьезной эволюции. Подвергаются сомнению те центры (семья, друзья, карьера), вокруг которых вращается жизнь человека. К этому времени статус человека на работе полностью определен. Он либо все еще движется вперед, либо стабилизировался, либо перешел в период спада. Человек должен оценить текущее и будущее состояние карьеры и прийти к определенным выводам о взаимоотношениях с женой (мужем), детьми, родителями и т.д. В некоторых случаях заключение человека является позитивным, и перспективы могут быть вполне хорошими, в других случаях человек может почувствовать ощущение пустоты в прошлом и бессилие в отношении каких-либо действий в будущем.

Довольно часто кризис середины жизни (середины карьеры) разрешается после значимого события, существенного изменения в каком-либо элементе, составляющем жизнь человека. Это может быть серьезная болезнь, развод, смена места работы. Значимое событие способствует тому, чтобы разорвать или видоизменить старые взаимоотношения и начать формировать новые.

Поздние шаги карьеры. Период поздних шагов карьеры, начинающийся с 45-летнего возраста и продолжающийся вплоть до ухода на пенсию, — это время, когда задачей человека на работе является обучение других и его положение определяется тем, что он является ведущим, опытным специалистом. Если ход карьеры замедлился, то человек находится между средним и верхним уровнем карьерной лестницы. Однако сверстники, а возможно, и более молодые люди начнут обходить его, занимая более высокие посты.

Ухудшающаяся  карьера — это проблема как  для самого человека, так и для  организации, ее урегулирование часто  требует непопулярных административных решений.

Основные задачи человека на этапе поздних шагов карьеры заключаются в том, чтобы сделать решающий выбор относительно того, как будет в дальнейшем строиться его жизнь, провести фиксирование данного выбора и построить новую жизнь вокруг компонентов этого выбора. К концу данного этапа человек должен подготовить свой уход из организации. Уход на пенсию уже близок и будет означать основное изменение в жизни человека. Работа, которая всегда представляла собой важный, поглощающий время компонент его жизни, уже не будет больше занимать в ней центральное место.

Формирование  и ход развития карьеры требуют  от человека значительных физических и моральных усилий, что очень  часто способствует возникновению стресса. Особенно опасными с точки зрения возникновения стрессовых ситуаций являются переходные периоды между этапами карьеры.

Интересный  подход к проблеме стадий карьеры  встречается в работах С. Н. Паркинсона. Предложенная им шкала начинается с числового обозначения возраста (Г), в котором конкретное лицо вступает на свой профессиональный путь после обучения. Каждая последующая "пора" определяется значением предыдущей с добавлением соответствующего числового коэффициента:

1)  пора готовности (Г);

2)  пора благоразумия (Б) = Г + 3;

3)  пора выдвижения (В) = Б + 7;

4)  пора ответственности  (О) = В + 5;

5)  пора авторитета (А) = 0 + 3;

6)  пора достижений (Д) = А + 7;

7)  пора наград (Н) = Д + 9;

8)  пора важности (ВВ) = Н + 6;

9)  пора мудрости (М) = ВВ + 3;

10) пора тупика (Т) = М + 7.

Так, примерно с 21 года (пора готовности) до 24 лет человек находится в поре благоразумия, с 24 лет до 31 года вступает в пору выдвижения, далее до 36 лет - пора ответственности, затем приходит авторитет, к 39 годам наступает пора достижений и т. д. Последовательность стадий карьеры определяется наличием или отсутствием в ней плато. Паркинсон полагает, что "зажимаемый", не продвигаемый по службе работник вместо указанных фаз 6-10 проходит иные фазы, а именно:

6)  пору краха  (К) = А + 7;

7)  пору зависти  (3) = К + 9;

8)  пору смирения (С) = 3 + 4.

Таким образом, организационное плато может переходить в личностное, поскольку "зажимаемый" сотрудник уже смирился ("отзавидовал свое с жалкой участью"). Но существуют способы, с помощью которых можно дать толчок развитию работника, находящегося на плато. Это могут быть, во-первых, спонсорство, рекомендации, и, во-вторых, психологическое консультирование.

Информация о работе Организационное поведение