Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:58, курсовая работа
Любая организация всегда испытывает давление внешней среды. Оно может быть постоянным (например, со стороны бюрократических организаций) либо изменчивым и неопределенным, когда организации необходимо реализовать товар или услуги потребителям. Неопределенность усиливается из-за того, что свои требования к продукции организации постоянно меняют, особенно в условиях жестокой конкуренции.
• деловая направленность: активность, настойчивость и целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма;
• ясная Я-концепция, реалистическое восприятие своих способностей и возможностей, высокое (адекватное) самоуважение.
В последнее
время в социально-
2. Формирование карьеры
Карьера — это больше, чем просто работа или последовательность мест работы, которые занимает человек. Карьера — это индивидуально воспринимаемая последовательность отношений и образов поведения, связанных с познаниями в сфере выполняемой работы, а также видов деятельности в течение жизни человека.
Жизнь человека с момента его рождения и до последних дней неразрывно связана с двумя понятиями, очень важными для любого из нас. Это — «карьера» и «стресс». Преодолевая жизненные невзгоды, продвигаясь по служебной лестнице, воспитывая детей и т.д., человек постоянно подвергается стрессу, находясь при этом на определенном этапе своей карьеры. Поэтому карьера и стресс неразрывно связаны между собой. В процессе своего развития карьера требует от человека постоянного преодолевания препятствий, изменения образа поведения и отношений с окружающими, нередко являясь основным источником стресса.
3. Успех карьеры
В известной степени судить об успехе карьеры человека обычно можно по достигнутому положению в организации, заработной плате или получаемому доходу, либо по трудовому стажу. Однако специалисты считают, что это слишком простое понимание карьеры. Успех карьеры оценивается по нескольким параметрам: ход развития карьеры, позиции карьеры, отождествление с карьерой и приспособляемость карьеры.
О ходе развития карьеры можно судить по уровню объективного успеха и уровню психологического успеха. Объективный успех обычно отражается в заработной плате, завоеванной репутации, в достигнутом должностном положении в организации. Например, человек, который зарабатывает 175 000 рублей в год, является более удачливым, чем человек, который получает 50 000 рублей. Директор фирмы достиг большего карьерного успеха, чем начальник отдела сбыта.
Объективный успех
карьеры может также
Достижение объективного успеха зависит от того, насколько хорошо человек выполняет свою работу, и меры, по которой оцениваются результаты работы.
Второй критерий хода развития карьеры — психологический успех, который связан с самоуважением человека. Самоуважение тесно связано с самооценкой человека, определяющей его ценность для самого себя. Психологический успех может сопутствовать объективному успеху, а может вступать с ним в противоречие.
Объективный успех, важный в начале карьеры, может впоследствии стать второстепенным в жизни человека. Это случается после того, как человек достиг некоторого уровня экономической стабильности, достаточной для того, чтобы быть уверенным в том, что его потребности и потребности членов его семьи будут удовлетворены. Психологический успех объясняет тот факт, почему некоторые люди, которые достаточно активно продвигались на пути достижения объективного успеха, а затем замедлили данный процесс, бывают вполне счастливы в своей жизни.
Позиции карьеры — это специфичные индивидуальные факторы, которые связаны с работой человека. К позициям карьеры относятся место работы, уровень достижений, степень взаимосвязи между работой и другими аспектами жизни человека и т.п. Позиции карьеры начинают формироваться еще на ранних этапах жизни человека, задолго до того, как он начнет работать, и продолжают формироваться в течение всей его жизни.
Индивидуальное отождествление (тождественность) — это уникальный процесс, посредством которого человек оценивает свое место в обществе. Характер работы, положение в организации оказывают влияние на процесс отождествления.
Отождествление с карьерой не обязательно связано с работой. Этот процесс может проявляться в семье, общественных взаимоотношениях или других сферах человеческой жизни (рис. 6.1). Женщина, которая удачно вышла замуж, воспитала детей, рассматривает свою карьеру именно в сфере семейных отношений.
Значимость
и важность элементов представленной
на рис. 1 тождественности могут
Рис. 1. Различные сферы карьеры женщины
Приспособляемость карьеры (адаптируемость) — это готовность и способность человека изменить род занятий и/или рабочую обстановку для того, чтобы утвердить собственные стандарты развития карьеры. Уровень приспособляемости карьеры имеет очень важное значение для менеджеров, специалистов, всех, кто стремится к продвижению по служебной лестнице.
Приспособляемость карьеры имеет значение и для тех, кто не заинтересован в продвижении, однако стремится сохранить свое положение в организации.
4. Этапы (стадии) карьеры
Большую значимость имеет понятие стадий карьеры. Они определяются как периоды, отмеченные различными задачами развития и карьерными интересами. Возникновение и смена этих периодов связаны с понятием "плато" карьеры, которое может быть двух видов: организационное - личность имеет потенциал, но достижение более высоких позиций в организации невозможно в силу объективных причин, личностное - отражает нехватку потенциала или желания работать на более высоком уровне.
Существуют четыре основных этапа карьеры, которые приблизительно соответствуют стадиям жизненного цикла человека:
• этап изучения (0—20 лет);
• этап начальных шагов (17—30 лет);
• этап становления (30—45 лет);
• поздние шаги карьеры (после 45 лет).
Этап изучения. Этот этап начинается с момента рождения и продолжается до 20 с небольшим лет. В течение этого периода времени формируются жизненные ценности, позиции и убеждения, которые остаются важным элементом всей жизни. К концу данного периода человек как правило, начинает отдаляться от семьи и друзей детства, а также делает шаги по обеспечению своей независимости. Сделан предварительный организационный выбор и выбор карьеры. И при этом человек обычно производит выбор какого-либо вида обучения. Кто-то выбирает высшее учебное заведение, некоторые поступают на военную службу, другие идут получать профессионально-техническое образование или занимают рабочие места, не требующие специальной подготовки.
Между 17 и 22 годами жизни человек вступает в переходный период. Переходные периоды перекрывают конец одного этапа карьеры и начало другого. Переходные периоды — это, как правило, повторяющиеся времена кризиса, глубокого внутреннего конфликта. В течение этих периодов работа, семья, а также другие элементы жизни человека подвергаются существенным изменениям.
Этап начальных шагов. Основные задачи в период начальных шагов (с 17до 33 лет) заключаются в том, чтобы определить свои стремления, цели и замыслы, начать формирование представления о профессии и определить свой круг общения. Потребность человека в стабильности и хороших отношениях с другими людьми становится на этом этапе преобладающей.
Критический переходный период назревает примерно в возрасте 30 лет, когда человек задается вопросом, правильным ли был его выбор, всего ли он достиг. На этом этапе люди могут менять место работы или по-новому взглянуть на свое призвание в жизни.
Этап становления. Начиная с 30-летнего возраста и вплоть до 45 лет человек активно делает карьеру. При этом он стремится упрочить свое положение в обществе и добиться улучшения в различных сферах своей жизни. Эти задачи определяют потребность человека в независимости и одобрении тех людей, которых он любит и уважает.
В течение этапа становления некоторые люди могут замедлить свое продвижение по служебной лестнице, другие — продолжат продвижение прежними темпами, начнут опережать своих сверстников и займут более ответственные посты. Окружающие будут считать их слишком «агрессивными».
К концу данного этапа человек становится полноправным, авторитетным членом организации.
Между 35 и 45 годами возникает еще один критический переходный период, который перекрывает границу этапа становления и этапа поздних шагов карьеры. Это кризис «середины жизни» или «середины карьеры», в течение которого жизнь человека, еще недавно стабильная, вновь вступает в период серьезной эволюции. Подвергаются сомнению те центры (семья, друзья, карьера), вокруг которых вращается жизнь человека. К этому времени статус человека на работе полностью определен. Он либо все еще движется вперед, либо стабилизировался, либо перешел в период спада. Человек должен оценить текущее и будущее состояние карьеры и прийти к определенным выводам о взаимоотношениях с женой (мужем), детьми, родителями и т.д. В некоторых случаях заключение человека является позитивным, и перспективы могут быть вполне хорошими, в других случаях человек может почувствовать ощущение пустоты в прошлом и бессилие в отношении каких-либо действий в будущем.
Довольно часто кризис середины жизни (середины карьеры) разрешается после значимого события, существенного изменения в каком-либо элементе, составляющем жизнь человека. Это может быть серьезная болезнь, развод, смена места работы. Значимое событие способствует тому, чтобы разорвать или видоизменить старые взаимоотношения и начать формировать новые.
Поздние шаги карьеры. Период поздних шагов карьеры, начинающийся с 45-летнего возраста и продолжающийся вплоть до ухода на пенсию, — это время, когда задачей человека на работе является обучение других и его положение определяется тем, что он является ведущим, опытным специалистом. Если ход карьеры замедлился, то человек находится между средним и верхним уровнем карьерной лестницы. Однако сверстники, а возможно, и более молодые люди начнут обходить его, занимая более высокие посты.
Ухудшающаяся карьера — это проблема как для самого человека, так и для организации, ее урегулирование часто требует непопулярных административных решений.
Основные задачи человека на этапе поздних шагов карьеры заключаются в том, чтобы сделать решающий выбор относительно того, как будет в дальнейшем строиться его жизнь, провести фиксирование данного выбора и построить новую жизнь вокруг компонентов этого выбора. К концу данного этапа человек должен подготовить свой уход из организации. Уход на пенсию уже близок и будет означать основное изменение в жизни человека. Работа, которая всегда представляла собой важный, поглощающий время компонент его жизни, уже не будет больше занимать в ней центральное место.
Формирование и ход развития карьеры требуют от человека значительных физических и моральных усилий, что очень часто способствует возникновению стресса. Особенно опасными с точки зрения возникновения стрессовых ситуаций являются переходные периоды между этапами карьеры.
Интересный подход к проблеме стадий карьеры встречается в работах С. Н. Паркинсона. Предложенная им шкала начинается с числового обозначения возраста (Г), в котором конкретное лицо вступает на свой профессиональный путь после обучения. Каждая последующая "пора" определяется значением предыдущей с добавлением соответствующего числового коэффициента:
1) пора готовности (Г);
2) пора благоразумия (Б) = Г + 3;
3) пора выдвижения (В) = Б + 7;
4) пора ответственности (О) = В + 5;
5) пора авторитета (А) = 0 + 3;
6) пора достижений (Д) = А + 7;
7) пора наград (Н) = Д + 9;
8) пора важности (ВВ) = Н + 6;
9) пора мудрости (М) = ВВ + 3;
10) пора тупика (Т) = М + 7.
Так, примерно с 21 года (пора готовности) до 24 лет человек находится в поре благоразумия, с 24 лет до 31 года вступает в пору выдвижения, далее до 36 лет - пора ответственности, затем приходит авторитет, к 39 годам наступает пора достижений и т. д. Последовательность стадий карьеры определяется наличием или отсутствием в ней плато. Паркинсон полагает, что "зажимаемый", не продвигаемый по службе работник вместо указанных фаз 6-10 проходит иные фазы, а именно:
6) пору краха (К) = А + 7;
7) пору зависти (3) = К + 9;
8) пору смирения (С) = 3 + 4.
Таким образом, организационное плато может переходить в личностное, поскольку "зажимаемый" сотрудник уже смирился ("отзавидовал свое с жалкой участью"). Но существуют способы, с помощью которых можно дать толчок развитию работника, находящегося на плато. Это могут быть, во-первых, спонсорство, рекомендации, и, во-вторых, психологическое консультирование.