Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:54, реферат
Функции – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами. Процесс управления представлен четырьмя взаимосвязанными функциями – это: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из них является для организации жизненно важной: планирование обеспечивает основу для осуществления остальных функций; функции организации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации; функция мотивации используется для учета последовательности поведенческих действий, с помощью которых реализуется управленческая цель, которая под влиянием определенных факторов может изменяться.
1)Введение……………………………………………………………………2
2)Сущность мотивации……………………………………………………...3
3)Теории мотивации:
3.1)Содержательные теории…………………………………………..6
3.2)Процессуальные теории…………………………………………12
4) Понятие и формы стимулирования поведения………………………..16
5)Заключение……………………………………………………………….21
6)Список использованной литературы……………………………………22
Аналогично
Маслоу Альдерфер рассматривает
потребности в рамках иерархии, но
в отличие от него считает возможным
переход от одного их уровня к другому
в различных направлениях. В случае
неудовлетворения потребности верхнего
уровня усиливается степень действия
потребности более низкого
Еще одной концепцией в рамках содержательного подхода является теория двух факторов Герцберга, который предложил две «школы», где показывалось изменение состояния потребности: первая – от удовлетворенности до отсутствия удовлетворенности и вторая – от отсутствия неудовлетворенности до неудовлетворенности. Потребности Герцберг тоже разбил на две группы:
1)
мотивационные факторы– это
2)
«гигиенические» факторы (или
факторы условий труда) – это
заработная плата,
Согласно
теории Герцберга, улучшение условий
труда не будет мотивировать работников.
Герцберг объясняет, что если мы хотим
действительно стимулировать
На
основе данной концепции делается вывод,
что при наличии у работников
чувства неудовлетворенности
Таким
образом, в Теории Мак-Клеланда, Альдерфера
и Герцберга рассматривают
Процессуальные теории
Основные процессуальные теории мотивации: В. Врума, Адамса и Э. Лока, а также объединяющая все концепции модель Портера-Лоулера.
Теория ожидания Врума базируется на том, что человек надеется на удовлетворение своих потребностей и, в соответствии с ожидаемым результатом, планирует уровень затрачиваемых усилий. В своей концепции Врум попытался объяснить, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими возможностями, и сколько он готов затратить усилий для достижения результата.
Представления людей о том, в какой мере их действия приведут к определенным результатам, получили название ожидания, и оно определяется исходя из анализа ситуации, знаний, опыта, интуиции, способности оценить обстановку и свои возможности и оказывает значительное влияние на активность человека и его стремление к достижению поставленной цели.
Поскольку ожидание является вероятной категорией, его числовая характеристика изменяется в диапазоне от 0 до 1. В. Врум выделяет ожидание 2-х типов:
а) ожидания человека, что планируемый уровень затрачиваемых усилий приведет к достижению желаемого результата. Такие ожидания получили название ожидания результатов. В данном случае Врум подчеркивает взаимосвязь: затраты труда – результаты;
б)
ожидание справедливого вознаграждения
за достигнутый уровень
В. Врум утверждает, что итоговая оценка, определяющая мотивацию человека, интегрирует в себе оценки вероятности того, что, 1) работник сможет справиться с поставленной задачей (ожидание результатов (З – Р)); 2) что его успех будет замечен руководителем и должным образом вознагражден (ожидание справедливого вознаграждения (Р – В)); 3) оценку возможного вознаграждения (валентность).
В соответствии с этим Егоршин выводит формулу: Мотивация = (З – Р) * (Р – В) * валентность. 3
Оценивая
теорию ожидания, многие авторы убеждены,
если значение любого из трех факторов
для определения мотивации
Индивидуальные доходы Доходы других лиц
Индивидуальные затраты * Затраты других лиц
Если в результате сопоставлений он делает вывод, что нарушений нет, то мотивирующие факторы действуют нормально; если же они обнаруживаются, то происходит демотивация личности, в результате чего эффективность труда понижается и человек начинает, чтобы «восстановить справедливость», – снижать деловую активность, требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда, продвижение по службе и т. д. Но если людям переплачивают, то свое поведение они менять не склонны. Теория справедливости позволяет сделать несколько важных выводов для практики управления людьми. Руководитель должен не только стремиться быть справедливым, создавать атмосферу равенства, но и хорошо знать, считают ли работники, что вознаграждение строится на равной и справедливой основе.
К
процессному подходу
К теории постановки целей близка по духу концепция партисипативного управления, исходящая из того, что человек получает удовлетворение от участия в делах организации и в результате не только работает с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывает свои способности. Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теорий ожидания и справедливости. Теория Портера-Лоулера основывается на предположении, что сама работа является источником удовлетворения потребностей, но при этом подчеркивается важность вознаграждения за работу как элемента мотивации. Теория ожидания, справедливости, постановки целей и модель Портера-Лоулера объясняют то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе; дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.
Изложенные
теории говорят о том, что отсутствует
какое-либо канонизированное учение, объясняющее,
что лежит в основе мотивации
человека и чем она определяется.
Несмотря на принципиальное различие,
все теории имеют нечто схожее,
позволяющее сделать
Таким образом, следует сделать такие выводы по первой главе.
Мотивация
- процесс побуждения человека к
деятельности во имя достижения определенных
целей. Процесс мотивации основан
на функциях и свойствах (элементах)
сознания и психики и включает
восприятие и оценивание ситуации,
целеполагание, выработку решений,
ожидание результатов действий и
их сознательную корректировку. Мотивация
занимает одно из центральных мест
в системе управления любым социально-экономическим
объектом, она является одной из
функций управления наряду с другими
функциями, такими как планирование,
организация, контроль, принятие решений
и пр. Одной из основных задач
управления является определение мотивов
деятельности каждого сотрудника и
согласование этих мотивов с целями
предприятия. Мотивацию как процесс
можно представить в виде ряда
последовательных этапов, вначале это
возникновение потребностей, в завершении
- устранение потребности. Мотивирование
- это процесс воздействия на человека
для побуждения его к конкретным
действиям посредством
Потребности
человека достаточно исследованы и
представлены несколькими теориями
мотивации, отражающими многогранность
и неоднозначность этого
Понятие и формы стимулирования поведения
Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества внешних и внутренних факторов, «включаются» под влиянием стимулов. Стимулы – это внешние побуждения и элементы рабочей ситуации, влияющие на поведение человека в сфере труда.5 Стимулирование – это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания в деле решения задач, стоящих перед организацией и « включение» соответствующих мотивов. Стимулами могут быть материальные предметы, действия других лиц, предоставляющиеся возможности, надежды и пр.
Таким образом, система стимулирования включает в себя два вида: материальное и нематериальное. На границе этих двух видов находятся так называемые статусные отличия – те стимулы, которые получает сотрудник, занимающий определенное положение в организации. К такого рода вознаграждениям относятся отдельный кабинет, персональный автомобиль, мобильный телефон и т.п.
Материальное стимулирование включает денежную компенсацию и систему льгот, которые предоставляет организация своим сотрудникам. При описании системы материального стимулирования часто используют понятие компенсационного пакета.
Компенсационный
пакет документально
Основное
значение системы компенсаций
1. Привлечение персонала в организацию – система компенсаций должна быть конкурентоспособной применительно к той категории работников, которые требуются организации.
2. Сохранение (стабилизация) сотрудников в организации – в случае, когда вознаграждение в организации не соответствует тому, что предлагает рынок труда , сотрудники могут начать покидать ее.
3. Стимулирование производительного поведения – вознаграждение должно ориентировать работников на те действия, которые необходимы организации.