Коммуникации в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

В работе была поставлена следующая цель: проанализировать сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса внутри организации на примере Территориального Фонда обязательного медицинского страхования.

Оглавление

Введение. 2
1. Общее понятие коммуникаций в организациях. 4
2. Типы коммуникаций 10
2.1. Классификация коммуникаций 10
2.2. Особенности типов коммуникаций 12
3. Способы коммуникаций 18
4. Формы и методы коммуникаций 22
Заключение. 25
Список литературы: 26

Файлы: 1 файл

теория организ..docx

— 47.33 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение. 2

1. Общее понятие коммуникаций в организациях. 4

2. Типы коммуникаций 10

2.1. Классификация  коммуникаций 10

2.2. Особенности  типов коммуникаций 12

3. Способы  коммуникаций 18

4. Формы и  методы коммуникаций 22

Заключение. 25

Список литературы: 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Коммуникации в организационном  контексте включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может  быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие  для формирования группы и ее жизнедеятельности.

Один из первых теоретиков организационного поведения Ч. Бернард  отмечал, что в любой достаточно полной теории организации коммуникация займет центральное место, потому что  структура, размеры и масштабы деятельности организаций почти полностью  определяются средствами коммуникаций. Позже Д. Кац и Р. Кан писали, что коммуникация является социальным процессом, имеющий важнейшее значение для функционирования любой группы, организации или общества, и что она образует самую суть социальной системы или организации.

Коммуникация предоставляет  средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи  и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации.

Каждый должен уметь управлять  информацией и улучшать свое дело с помощью правильного её использования  для повышения эффективности  работы, производства товаров или  услуг. Менеджеру надо хорошо знать  средства коммуникации, уметь правильно  ими пользоваться в процессе общения, преодолевать барьеры непонимания.

Все виды управленческой деятельности  основаны на обмене информацией, поэтому  коммуникации и называют связующими процессами. Руководителю приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления. Поэтому  в работе делается акцент на эффективность  коммуникаций, т.е. обмен информацией, которая оказывает непосредственное влияние на управление организацией.

Внутренние коммуникации - это связующие нити, объединяющие взаимозависимые части организации. Это подчеркивает важность изучения коммуникационных связей внутри организации  в период становления цивилизованной рыночной экономики. Поэтому я и  выбрала для своей дипломной  работы эту наиглавнейшую тему и, что самое главное - это даст мне  возможность грамотно применять  и пользоваться полученными знаниями в моей дальнейшей работе.

Объектом исследования данной работы является коммуникации в государственной некоммерческой организации Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования.

Предметом данной работы является процесс управления организационными коммуникациями в Территориальном Фонде обязательного медицинского страхования.

В работе была поставлена следующая  цель: проанализировать сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса внутри организации на примере Территориального Фонда обязательного медицинского страхования.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

    • Проанализировать сущность коммуникаций в организации;
    • Исследовать элементы и этапы коммуникационного процесса
    • Территориального Фонда обязательного медицинского страхования;
    • Выявить недостатки организационных коммуникаций в Территориальном Фонде обязательного медицинского страхования;
    • Предложить мероприятия по совершенствованию коммуникационных процессов в исследуемой организации.

 

 

 

  1. Общее понятие коммуникаций в организациях

 

         В узком смысле слова о коммуникациях  говорят как о факте, в процессе  деятельности которого люди обмениваются  между собой различными представлениями,  идеями, интересами, настроениями, чувствами,  установками  и т.д. 

            Набор сведений, которыми люди  обмениваются между собой, можно  рассматривать как информацию, и  тогда сам процесс коммуникации  может быть понят как процесс  обмена информацией. Отсюда можно  сделать следующий шаг и интерпретировать  весь процесс человеческой коммуникации  в терминах теории информации, что и делается в ряде систем  социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя  рассматривать как методологически  корректный, ибо в нем опускаются  некоторые важнейшие характеристики  именно человеческой коммуникации, которая не сводится только  к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что  при таком подходе фиксируется  в основном лишь одно направление  потока информации, а именно от  коммуникатора к реципиенту, и  здесь возникает и еще одно  существенное упущение. При всяком  рассмотрении человеческой коммуникации  с точки зрения теории информации  фиксируется лишь формальная  сторона дела: как информация  передается, в то время как  в условиях человеческого общения  информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

         Поэтому, не исключая возможности  применения некоторых            положений теории информации  при описании коммуникативной  стороны общения, необходимо  четко расставить все акценты  и выявить специфику в самом  процессе обмена информацией,  когда он имеет место в случае                 коммуникации между людьми.

 

                Коммуникация – как форма общения  двух и более субъектов контактирования – является естественной и неотъемлемой частью процесса управления в организации. Поскольку общение подразумевает обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемого сообщения, то можно говорить уже о коммуникационном процессе. Область изучения коммуникаций выходит в первую очередь на представление о типологии организации, т.к. тип организации несомненно сказывается на сущности и особенностях коммуникационного процесса. Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель.

         Отправитель – лицо, генерирующее  идею либо собирающее информацию  и передающее ее.

         Сообщение – информация, закодированная  в виде символов.

         Канал – средства передачи  информации.

         Получатель (реципиент) – тот,  кому предназначена информация.      

         Управление должно решить три  задачи, создавая информационную  подструктуру организации деятельности:

         • организацию коммуникативных сетей;

         • повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным  сетям, обеспечивающей управление  и деятельность персонала; 

            • полноценное  использование   информации  для  решения   задач  управления.

         Эти  задачи  связаны  со  своеобразной  группой  психологических                          факторов   -    познавательно-коммуникативных.    Чтобы      повысить               эффективность      управления,     необходимо    знать,  учитывать   и            совершенствовать эту группу  психологических факторов.

         Информационное сообщение - содержание  информации, переданной при   коммуникации  от одного  лица другому. Канал  коммуникации – направление   движения  информационного  сообщения.  Информационный обмен - передача  информации друг другу по каналу. Коммуникативная цепь - ряд   каналов   коммуникации,   связанных   движением   однородных          информационных  сообщений.   Могут быть индивидуальные и групповые информационные сети. Информационная роль - совокупность функций по информационному обмену, выполняемых данным лицом в коммуникативной сети.

                Коммуникативная сеть — сложно  соединенная и переплетенная         система коммуникативных информационных  потоков, циркулирующих по всем  элементам организации органа  и обеспечивающая ее деятельность. Это схема циркуляции информации. Основа ее задается структурой  организации и организационными  отношениями между его подразделениями  и           должностными  лицами, т.е. основа лежит в  организационно-правовой      плоскости. 

         Реальная же картина передачи  сообщений может не совпадать  с ней, и причиной этого выступают  психологические факторы. Под  их влиянием происходит обрыв  нормативных (формализованных) каналов  и цепей,       возникновение  новых, их изменение (ослабление  или усиление), изменение информационных  ролей отдельных лиц, утечка  служебной информации и др. Поэтому  надо тщательно следить за  влиянием психологических факторов на коммуникации.

                Умелый руководитель принимает  меры по обеспечению                      положительного влияния психологических  факторов на коммуникации.        К. Киллен, изучавший этот вопрос, пишет: «Представьте себе, как крайний случай, попытку общения с человеком, целящимся в вас из винтовки. До тех пор, пока этот человек относится к вам как к врагу, вряд ли удастся с ним эффективно общаться. Однако глубокое взаимное уважение отправителя и получателя сообщений чрезвычайно облегчает коммуникацию и позволяет быстро находить решение даже самых трудных проблем». Надо уделять   внимание прежде всего межличностным взаимоотношениям,                       взаимоотношениям руководителей служб и их коллективов, преодолевать психологические барьеры (взаимное недоверие, отсутствие единства         подходов, нездоровая конкуренция, осторожность в передаче информации, разборчивость в подключении новых коммуникативных каналов,             пользование нелегальными коммуникативными каналами и пр.).

 

            Сказывается то, как развиты и  развиваются у сотрудников                коммуникативные способности и  умения: общительность, доступность,   умение слушать и быстро схватывать  суть сообщения, быстро и правильно  решать, кому передать информацию, умение хранить и быстро находить  нужную информацию, четко, ясно  и кратко передавать сообщение  и др.

         Срывы могут возникать и из-за  перегрузки отдельных точек, лиц  в  коммуникативных сетях, превышающей  их психологическую пропускную  способность. 

         Коммуникативный процесс включает следующие этапы:

         1. Формулирование идеи или выбор  информации для передачи.         Отправитель должен хорошо оценить  значимость идеи (информации) и    продумать суть ее изложения.

         2. Кодирование и выбор канала  передачи информации. Чтобы передать  идею или информацию, отправитель  кодирует ее с помощью символов  и    выбирает канал передачи, соответствующий типу символов. Выбор средства сообщения не  должен быть ограничен единственным  каналом – необходимо использовать  сочетание разных каналов.

         3. Передача информации – непосредственно  передача конкретной      информации.

         4. Декодирование  (расшифровка) –  на этом этапе осуществляется   перевод информации отправителя  в информацию получателя. При  наличии обратной связи отправитель  и получатель меняются местами[5].

         Иногда в процессе коммуникации  может возникнуть «шум»,               источниками которого являются:

         -язык (вербальный и невербальный);

         -различия в восприятии информации;

         -различия в статусе.

 

         Цель коммуникации – обеспечить  понимание информации (сообщения), которой  обмениваются отправитель и получатель. Коммуникации могут осуществляться  в виде:

   -монолога – информации, поступающей от отправителя к  получателю;

  -диалога – информации, поступающей от отправителя к получателю и от    получателя к отправителю;

           -обратной связи как реакции на полученную информацию.

         Для обмена информацией используют  символы, к которым относятся  слова, жесты, интонация. Отправитель  кодирует сообщение с помощью    вербальных и невербальных символов.

Современный рынок требует  гораздо большего, чем просто создание хорошего товара, назначение на него привлекательной  цены и обеспечение его доступности  для целевых потребителей. Фирма  должна осуществлять коммуникацию со своими заказчиками, которая включает в себя рекламу, средства стимулирования сбыта, сервисную политику, личные продажи,    участие в ярмарках и выставках, работу со средствами массовой информации и так далее.

Современная фирма управляет  сложной системой корпоративных  коммуникаций. Сама она поддерживает коммуникации со своими посредниками, потребителями и различными контактными  аудиториями. Ее посредники поддерживают коммуникации со своими потребителями  и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией  в виде молвы и слухов, общения  друг с другом и другими контактными  аудиториями. Одновременно каждая группа поддерживает обратную коммуникативную  связь со всеми остальными.

Информация о работе Коммуникации в организации