Содержание:
Введение. 2
1. Общее понятие
коммуникаций в организациях. 4
2. Типы коммуникаций 10
2.1. Классификация
коммуникаций 10
2.2. Особенности
типов коммуникаций 12
3. Способы
коммуникаций 18
4. Формы и
методы коммуникаций 22
Заключение. 25
Список литературы: 26
Введение
Коммуникации в организационном
контексте включают взаимодействие
между людьми. Внутренние коммуникации
играют особую роль в групповой динамике.
Без коммуникаций нет общения, обмена
информацией, а без этого не может
быть и группы. Таким образом, коммуникации
выступают как определяющее условие
для формирования группы и ее жизнедеятельности.
Один из первых теоретиков
организационного поведения Ч. Бернард
отмечал, что в любой достаточно
полной теории организации коммуникация
займет центральное место, потому что
структура, размеры и масштабы деятельности
организаций почти полностью
определяются средствами коммуникаций.
Позже Д. Кац и Р. Кан писали, что коммуникация
является социальным процессом, имеющий
важнейшее значение для функционирования
любой группы, организации или общества,
и что она образует самую суть социальной
системы или организации.
Коммуникация предоставляет
средства для выработки и исполнения
решений, осуществления обратной связи
и корректировки целей и процедур
деятельности организации в соответствии
с требованиями ситуации.
Каждый должен уметь управлять
информацией и улучшать свое дело
с помощью правильного её использования
для повышения эффективности
работы, производства товаров или
услуг. Менеджеру надо хорошо знать
средства коммуникации, уметь правильно
ими пользоваться в процессе общения,
преодолевать барьеры непонимания.
Все виды управленческой деятельности
основаны на обмене информацией, поэтому
коммуникации и называют связующими
процессами. Руководителю приходится
осмысливать большие объемы информации,
среди которой есть информация, не
влияющая на процесс управления. Поэтому
в работе делается акцент на эффективность
коммуникаций, т.е. обмен информацией,
которая оказывает непосредственное
влияние на управление организацией.
Внутренние коммуникации
- это связующие нити, объединяющие
взаимозависимые части организации.
Это подчеркивает важность изучения
коммуникационных связей внутри организации
в период становления цивилизованной
рыночной экономики. Поэтому я и
выбрала для своей дипломной
работы эту наиглавнейшую тему и,
что самое главное - это даст мне
возможность грамотно применять
и пользоваться полученными знаниями
в моей дальнейшей работе.
Объектом исследования данной
работы является коммуникации в государственной
некоммерческой организации Территориальный
Фонд обязательного медицинского страхования.
Предметом данной работы является
процесс управления организационными
коммуникациями в Территориальном Фонде
обязательного медицинского страхования.
В работе была поставлена следующая
цель: проанализировать сущность, элементы
и этапы коммуникационного процесса
внутри организации на примере Территориального
Фонда обязательного медицинского
страхования.
Для достижения данной цели
были поставлены задачи:
- Проанализировать сущность коммуникаций в организации;
- Исследовать элементы и этапы коммуникационного процесса
- Территориального Фонда обязательного медицинского страхования;
- Выявить недостатки организационных коммуникаций в Территориальном Фонде обязательного медицинского страхования;
- Предложить мероприятия по совершенствованию коммуникационных процессов в исследуемой организации.
Общее понятие коммуникаций в организациях
В узком смысле слова о коммуникациях
говорят как о факте, в процессе
деятельности которого люди обмениваются
между собой различными представлениями,
идеями, интересами, настроениями, чувствами,
установками и т.д.
Набор сведений, которыми люди
обмениваются между собой, можно
рассматривать как информацию, и
тогда сам процесс коммуникации
может быть понят как процесс
обмена информацией. Отсюда можно
сделать следующий шаг и интерпретировать
весь процесс человеческой коммуникации
в терминах теории информации,
что и делается в ряде систем
социально-психологического знания.
Однако такой подход нельзя
рассматривать как методологически
корректный, ибо в нем опускаются
некоторые важнейшие характеристики
именно человеческой коммуникации,
которая не сводится только
к процессу передачи информации.
Не говоря уже о том, что
при таком подходе фиксируется
в основном лишь одно направление
потока информации, а именно от
коммуникатора к реципиенту, и
здесь возникает и еще одно
существенное упущение. При всяком
рассмотрении человеческой коммуникации
с точки зрения теории информации
фиксируется лишь формальная
сторона дела: как информация
передается, в то время как
в условиях человеческого общения
информация не только передается,
но и формируется, уточняется,
развивается.
Поэтому, не исключая возможности
применения некоторых
положений теории информации
при описании коммуникативной
стороны общения, необходимо
четко расставить все акценты
и выявить специфику в самом
процессе обмена информацией,
когда он имеет место в случае
коммуникации между людьми.
Коммуникация – как форма общения
двух и более субъектов контактирования
– является естественной и неотъемлемой
частью процесса управления в организации.
Поскольку общение подразумевает обмен
информацией между людьми, целью которого
является обеспечение понимания передаваемого
сообщения, то можно говорить уже о коммуникационном
процессе. Область изучения коммуникаций
выходит в первую очередь на представление
о типологии организации, т.к. тип организации
несомненно сказывается на сущности и
особенностях коммуникационного процесса.
Основными элементами коммуникационного
процесса являются: отправитель, сообщение,
канал, получатель.
Отправитель – лицо, генерирующее
идею либо собирающее информацию
и передающее ее.
Сообщение – информация, закодированная
в виде символов.
Канал – средства передачи
информации.
Получатель (реципиент) – тот,
кому предназначена информация.
Управление должно решить три
задачи, создавая информационную
подструктуру организации деятельности:
• организацию коммуникативных сетей;
• повышение качества информации,
циркулирующей по коммуникативным
сетям, обеспечивающей управление
и деятельность персонала;
• полноценное использование
информации для решения
задач управления.
Эти задачи связаны со
своеобразной группой психологических
факторов - познавательно-коммуникативных.
Чтобы повысить
эффективность управления,
необходимо знать, учитывать
и
совершенствовать эту группу
психологических факторов.
Информационное сообщение - содержание
информации, переданной при коммуникации
от одного лица другому. Канал
коммуникации – направление
движения информационного сообщения.
Информационный обмен - передача
информации друг другу по каналу.
Коммуникативная цепь - ряд каналов
коммуникации, связанных
движением однородных
информационных сообщений. Могут
быть индивидуальные и групповые информационные
сети. Информационная роль - совокупность
функций по информационному обмену, выполняемых
данным лицом в коммуникативной сети.
Коммуникативная сеть — сложно
соединенная и переплетенная
система коммуникативных информационных
потоков, циркулирующих по всем
элементам организации органа
и обеспечивающая ее деятельность.
Это схема циркуляции информации.
Основа ее задается структурой
организации и организационными
отношениями между его подразделениями
и должностными
лицами, т.е. основа лежит в
организационно-правовой
плоскости.
Реальная же картина передачи
сообщений может не совпадать
с ней, и причиной этого выступают
психологические факторы. Под
их влиянием происходит обрыв
нормативных (формализованных) каналов
и цепей, возникновение
новых, их изменение (ослабление
или усиление), изменение информационных
ролей отдельных лиц, утечка
служебной информации и др. Поэтому
надо тщательно следить за
влиянием психологических факторов
на коммуникации.
Умелый руководитель принимает
меры по обеспечению
положительного влияния психологических
факторов на коммуникации.
К. Киллен, изучавший этот вопрос, пишет:
«Представьте себе, как крайний случай,
попытку общения с человеком, целящимся
в вас из винтовки. До тех пор, пока этот
человек относится к вам как к врагу, вряд
ли удастся с ним эффективно общаться.
Однако глубокое взаимное уважение отправителя
и получателя сообщений чрезвычайно облегчает
коммуникацию и позволяет быстро находить
решение даже самых трудных проблем».
Надо уделять внимание прежде всего
межличностным взаимоотношениям,
взаимоотношениям руководителей служб
и их коллективов, преодолевать психологические
барьеры (взаимное недоверие, отсутствие
единства подходов,
нездоровая конкуренция, осторожность
в передаче информации, разборчивость
в подключении новых коммуникативных
каналов,
пользование нелегальными коммуникативными
каналами и пр.).
Сказывается то, как развиты и
развиваются у сотрудников
коммуникативные способности и
умения: общительность, доступность,
умение слушать и быстро схватывать
суть сообщения, быстро и правильно
решать, кому передать информацию,
умение хранить и быстро находить
нужную информацию, четко, ясно
и кратко передавать сообщение
и др.
Срывы могут возникать и из-за
перегрузки отдельных точек, лиц
в коммуникативных сетях, превышающей
их психологическую пропускную
способность.
Коммуникативный процесс включает
следующие этапы:
1. Формулирование идеи или выбор
информации для передачи.
Отправитель должен хорошо оценить
значимость идеи (информации) и
продумать суть ее изложения.
2. Кодирование и выбор канала
передачи информации. Чтобы передать
идею или информацию, отправитель
кодирует ее с помощью символов
и выбирает канал передачи,
соответствующий типу символов.
Выбор средства сообщения не
должен быть ограничен единственным
каналом – необходимо использовать
сочетание разных каналов.
3. Передача информации – непосредственно
передача конкретной
информации.
4. Декодирование (расшифровка) –
на этом этапе осуществляется
перевод информации отправителя
в информацию получателя. При
наличии обратной связи отправитель
и получатель меняются местами[5].
Иногда в процессе коммуникации
может возникнуть «шум»,
источниками которого являются:
-язык (вербальный и невербальный);
-различия в восприятии информации;
-различия в статусе.
Цель коммуникации – обеспечить
понимание информации (сообщения), которой
обмениваются отправитель и получатель.
Коммуникации могут осуществляться
в виде:
-монолога – информации,
поступающей от отправителя к
получателю;
-диалога – информации,
поступающей от отправителя к получателю
и от получателя к отправителю;
-обратной связи как реакции на полученную
информацию.
Для обмена информацией используют
символы, к которым относятся
слова, жесты, интонация. Отправитель
кодирует сообщение с помощью
вербальных и невербальных символов.
Современный рынок требует
гораздо большего, чем просто создание
хорошего товара, назначение на него привлекательной
цены и обеспечение его доступности
для целевых потребителей. Фирма
должна осуществлять коммуникацию со
своими заказчиками, которая включает
в себя рекламу, средства стимулирования
сбыта, сервисную политику, личные продажи,
участие в ярмарках и выставках,
работу со средствами массовой информации
и так далее.
Современная фирма управляет
сложной системой корпоративных
коммуникаций. Сама она поддерживает
коммуникации со своими посредниками,
потребителями и различными контактными
аудиториями. Ее посредники поддерживают
коммуникации со своими потребителями
и различными контактными аудиториями.
Потребители занимаются устной коммуникацией
в виде молвы и слухов, общения
друг с другом и другими контактными
аудиториями. Одновременно каждая группа
поддерживает обратную коммуникативную
связь со всеми остальными.